Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 00:14, лабораторная работа
Цель работы: закрепление и развитие знания, способов, средств и техники дефектации деталей, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использования средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера работ, выполняемых дефектовщиком.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ И ДВИГАТЕЛЕЙ
Лабораторная работа № 1
Тема: Дефектация блока цилиндров двигателя и гильз
Цель работы: закрепление и развитие знания, способов, средств и техники дефектации деталей, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использования средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера работ, выполняемых дефектовщиком.
Задание: изучить конструктивно-технологическую характеристику детали, возможные дефекты и способы их выявления; научиться пользоваться рабочим чертежом детали и руководством на капитальный ремонт автомобилей; получить практические навыки по определению дефектов автомобильных деталей, пользованию измерительным инструментом и по контрольным приборам; продефектовать деталь, определив ее дальнейшее технологическое направление («без ремонта», «в ремонт», «брак»); заполнить карту; назначить способ ремонта для устранения дефектов детали.
Оборудование: лабораторный стол, лупа 10-кратного увеличения, калибр-пробка резьбовая М11—6Н, калибр-пробка НЕ 25,03 мм, штангенциркуль НЦ-II-250-0,05 (ГОСТ 166—80), микрометр рычажный МР-100 (ГОСТ 4381—80), индикаторный нутромер НИ 80-100 ГОСТ 868—82), технологическая документация.
Содержание
1. Подготовка исходных данных для дефектации деталей 3
2. Маршрутная карта 5
3. Таблица
результатов замеров и
4. Основные расчеты 11
Список используемых материалов 12
В двигателях ЯМЗ-7511.10 (МАЗ-5336) (рис.1) блок цилиндров отлит из низкоуглеродистого серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя.
Рис.1 Поперечный разрез двигателя типа ЯМЗ-7511.10
Блок V - образный с углом развала 90º. Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов. Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы. Блоки цилиндров изготавливаются из чугуна СЧ 18, СЧ 15, СЧ 24.
Блоки цилиндров
могут иметь механические повреждения
(трещины, обломы, пробоины, обломы болтов
и шпилек, срыв резьбы и др.), коробление,
износ посадочных отверстий под подшипники
и втулки, износ рабочих поверхностей
с подвижными посадками, повреждение резьбы.
Блок цилиндров в значительной степени
определяет надежность работы двигателя,
так как поверхности блока связаны между
собой высокими требованиями по точности
взаимного расположения.
Гильзы цилиндров ЯМЗ изготавливают из специального чугуна (HRC 42-50 и HRC 45-50 соответственно).
Основные дефекты гильз:
- износ зеркала цилиндра, в результате износ цилиндра по длине приобретает форму неправильного конуса, а по диаметру:
- износ, изменение формы и взаимного расположения верхнего и нижнего установочных поясков относительно оси цилиндра;
- сколы и трещины любого размера и расположения;
- отложения
накипи на поверхности, омываемой охлаждающей
жидкостью, и на поверхности посадочных
поясков;
- коробление, отколы, глубокие задиры или потеря натяга нирезистовой вставки гильзы.
2. Маршрутная карта
Таблица 1
Маршрутная карта для блока цилиндров
Эскиз см. рисунок 2.1-2.6 |
Наименование детали или сборочной |
Обозначение | |||||
БЛОК ЦИЛИНДРОВ |
238Н-1002011-Д2 | ||||||
Материал |
Твёрдость | ||||||
СЧ-18 |
170...241 НВ | ||||||
№ п/п |
Конструктивные элементы детали |
Требования рабочего чертежа или РК (мм) |
Действительное состояние элемента детали (мм) |
Способ установления дефекта; применяющийся инструмент |
Заключение | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1.
2.
3.
4.
|
I Трещины на стенках водяной рубашки, продольном водяном канале (см.рисунки 2.1 и 2.5)
Трещины на боковой
Резьбовые отверстия под болты крепления головки цилиндров
Трещины на стенках масляных каналов (см. рисунок 2.1) |
1.1. Повреждения не допускаются
2.1. Повреждения не допускаются
3.1. М12 -6Н
4.1. Течь воды не |
1.1 Трещина L = 40
2.1. Повреждения отсутствуют
3.1. Сорвана одна нитка в третьем отверстии
4.1. Герметично
|
1.1. Осмотр, лупа
2.1. То же
3.1. Осмотр; резьбовой калибр
4.1. Стенд. Испытание |
«В ремонт», сварка
«Без ремонта»
«В ремонт», перенареза-ние резьбы
«Без ремонта»
|
Таблица 2
Гильза цилиндра
|
Наименование детали или сборочной |
Обозначение | |||||
БЛОК ЦИЛИНДРОВ |
238Н-1002011-Д2 | ||||||
Материал |
Твёрдость | ||||||
СЧ-18 |
170...241 НВ | ||||||
№ п/п |
Конструктивные элементы детали |
Требования рабочего чертежа или РК (мм) |
Действитель-ное состояние элемента детали (мм) |
Способ установления дефекта; применяющийся инструмент |
Заключение | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Отверстие под поршень (8шт.) |
1.1. Dн = 130Н8+0,063 мм. Р1, Р2, Р3 Допустимый без ремонта – ∅130,063
1.2. Rа = 0,32 – 0,25
1.3. Нецилиндричность 0,020 |
DРР2 = 131+0,063
1.2. Видимых следов повреждений нет
Нецилиндричность 0,045
|
Нутромер НИ 100-160-1 ГОСТ 868-82
1.2. Осмотр и сравнение с эталоном
1.3. Расчет |
«В ремонт», ремонтные размеры – Р2
«В ремонт» | ||
2 |
Забоины или вмятины, нарушающие плоскостность опорного бурта |
Пятно контакта не менее 2, замкнутое по окружности |
2,5 мм. замкнутое |
Осмотр Проверка на краску Кольцо |
«Без ремонта» |
Таблица 3
Таблица результатов замеров и расчетов
Объект измерения |
Пояс измерения |
Плоскость измерения |
№ гильз | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
Диаметр отверстий под поршень
|
I - I
II - II
III - III
Конусообразность
|
Б-Б Овальность Б-Б Овальность Б-Б Овальность Б-Б
|
130,12 130,08 0,04 130,10 130,08 0,02 130,10 130,08 0,02 0,04 0,04
|
130,10 100,09 0,01 130,10 130,08 0,02 130,12 130,10 0,02 0,04 0,04
|
130,12 100,11 0,01 130,09 130,08 0,01 130,11 100,12 0,01 0,03 0,04
|
130,11 100,10 0,01 130,12 130,11 0,01 130,09 130,12 0,03 0,03 0,05
|
130,12 130,08 0,04 130,10 130,08 0,02 130,10 130,08 0,02 0,04 0,04
|
130,10 100,09 0,01 130,10 130,08 0,02 130,12 130,10 0,02 0,04 0,04
|
130,12 100,11 0,01 130,09 130,08 0,01 130,11 100,12 0,01 0,03 0,04
|
130,11 100,10 0,01 130,12 130,11 0,01 130,09 130,12 0,03 0,03 0,05
|
4. Основные
расчеты по определению износа
(размеров, овальности, конусности), изгиба,
взаимного расположения
Иобщ = Dи – Dн = 130,12- 130,063= 0,57 мм;
И = bИобщ = 0,4 х 0,57 = 0,228 мм;
Dp = Dи+ И + 2Z = 130,12 +0,228 +0,150 = 130,498 мм;
Dpp ³ Dp;
310,063 > 130,498
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
Работу выполнил: подпись
Работу принял: подпись
Информация о работе Дефектация блока цилиндров двигателя и гильз