Использование АСУ в пассажирских перевозках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В последнее десятилетие происходит бурное развитие и внедрение информационных технологий на железнодорожном транспорте. При этом информатизация рассматривается как средство для решения основных стратегических задач отрасли — увеличения объемов перевозок, повышения конкурентоспособности, сокращения транспортных издержек. С ориентиром на эти направления в 1996 г. была принята Концепция информатизации железнодорожного транспорта России, основные положения которой отражены при написании учебника.

Содержание работы

Введение
1. Использование АСУ в пассажирских перевозках
1.1 Характеристика системы «Экспресс»
2. Оформление проездных документов
2.1 Внедрение бланков нового типа в системе « Экспресс-2»
2.2 Турникеты
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая АСУ.docx

— 248.56 Кб (Скачать файл)

X — примечание.

При этом ключи N, С, G, В являются обязательными.

Приведем примеры оформления почтовых перевозок.

Пример 1

 

P71 R010 N9405 D2511 02024600 GП ВБ V00000001 Q 0,5 I.

 

Данным заказом оформляется перевозка почты в поезде 9405 отправлением 25 ноября в почтово-багажном вагоне с номером 00000001, вид расчета —■ бесплатный, перевозка оформляется «туда и обратно». В данном случае после печати перевозочных документов машиной будет отпечатана квитанция формы ГУ-57.

Пример 2

 

P71 R012 0239Д D2411 GП ВЦ Q 0,2 К С 2024550 С2040000 СКЕМЕРОВО L08618634 V 00000002.

 

Данным заказом оформляется перевозка почты в двух купе поезда 239Д, дата отправления 24 ноября, номер вагона в составе 00000002, станции перегрузки Рузаевка и Челябинск, станция назначения — Кемерово. Оформлена отправка почты по централизованному виду расчета, код предприятия-плательщика 08618634.

Пример 3

 

Р71 R0I0 N940Б D2511 СУФА GП BH V01264567.

 

Данным заказом оформляется перевозка почты в почтовом вагоне поезда номер 940Б отправлением 25 ноября, номер почтового вагона 01264567, количество почтовых вагонов — один (по умолчанию), вид расчета — за наличные, станция назначения — Уфа.

При гашении испорченных документов используются два варианта:

а)ускоренное гашение почтовых перевозочных документов —

 

P7t R025 К1,

 

где К1 — порядковый номер документа (всегда «1»);

б)полное гашение почтового перевозочного документа —

 

Р71 R025 N940БИ В2511 С2024000 02024600 Кn00356690201197

GП BH S407 V01234567 F00331H123901Й09 I 0,1

 

(I — набирается, если набирался в заказе при оформлении), где N940БИ — номер поезда (5 знаков) с документа;

V — номер почтового вагона; GП — почта;

ВН — вид расчета — наличными;

С — станции отправления и назначения (набираются с бланка); S — итоговая стоимость перевозочного документа в национальной валюте, тыс. руб.;

К — номер квитанции (15 знаков: одна буква + 14 цифр); F — служебная строка (набирается с бланка).

Аннулирование заказа может быть произведено только в том случае, если ни один из документов, полученных в ответ на данный заказ, не был отпечатан.

Перевозочный документ на багаж, грузобагаж и почту представлен на рис. 8, а, 6.

 Рис. 8,а. Бланк перевозочного документа на багаж, грузобагаж и почту.

Рис. 8,б. Оборотная сторона бланка перевозочного документа на багаж, грузобагаж и почту.

Пригородные кассы располагают по пути движения пассажиров к посадочным платформам пригородных поездов. Для продажи билетов зонного тарифа на пути следования основной массы пассажиров к билетным кассам размещают билетопечатающие автоматы и разменные кассы. При этом основной проблемой в пригородном сообщении является запрет проезда безбилетных пассажиров. В связи с этим на Московской магистрали в 1999 г. была внедрена новая технология предупреждения безбилетного проезда в пригородных поездах, которая с помощью современных технических средств позволяет повысить рентабельность пригородных перевозок. Она основана на идее предотвращения доступа к перронам и пригородным поездам пассажиров, не имеющих проездных документов (при помощи системы специальных турникетов). Система получила название АСОКУПЭ (автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в пригородных поездах) и была опробована на Московской дороге в двух модификациях. Так, на пригородных поездах, следующих с Киевского вокзала, в качестве проездных документов используются специальные магнитные карты. Другая модификация, применяемая на Рижском и Савеловском вокзалах, основана на использовании обычного пригородного билета с нанесенным на него штрих-кодом.

Внедрение системы АСОКУПЭ позволяет добиться также упорядочения наличия имеющихся скидок и льгот и унифицировать систему документов, предоставляющих подобные права. Внедрение АСОКУПЭ было осуществлено и на других вокзалах, в настоящее время происходит ее дальнейшее совершенствование.

 

2.2 Турникеты

 

Турникеты для прохода как по магнитным пластиковым картам, так и по билетам со штрих-кодом, действуют на Ярославском и Белорусском вокзалах г. Москвы и ряде крупных пригородных платформ этих направлений.

ООО «Микротех» разработана новая система, основанная на применении имеющегося парка билетопечатающих машин (БПМ-Ф. БПМ-ЗФ) и автоматов АБП-Ф с внесением в обычный билет при помощи штрих-кода реквизитов, необходимых для работы турникетов. Новые данные вносятся в билет с применением программы работы машин. Затраты на программное обеспечение и оборудование в этой системе снижаются почти в два раза. Новая система принята ОАО «РЖД» и рекомендована к эксплуатации.

Исполнительный орган системы — турникет, выпускаемый Малоярославским приборным заводом. Турникет калиточный модульный (ТКМ) предназначен для входа на перрон или выхода с него и устанавливается на платформах пригородных поездов.

Конструктивно линейка турникета имеет вид двух стоек: управления и исполнительного механизма. В средней части, соединяющей стойки, расположены датчики контроля зоны прохода. Исполнительным устройством является калитка, поворачивающаяся вокруг неподвижной оси на 90°, изготовленная из гнутой трубы и преграждающая половину зоны прохода.

Зона прохода образуется двумя линейками. Крайние линейки турникетов, установленных на платформе, имеют одну калитку со стороны зоны прохода, средние — две независимые калитки для перекрытия половины двух смежных проходов.

На стойке управления установлены считыватель штрих-кода, ридер бесконтактной смарт-карты и индикатор прохода или его запрета. В стойке смонтирована система микропроцессорного управления калитки с индикаторами сигналов от датчиков контроля зоны прохода и считывателей, подтверждающих факт оплаты прохода. В ней же установлена система питания электронной схемы и электродвигателей. В стойке исполнительных механизмов расположены приводы калиток.

В турникете на одной стороне линейки устанавливается калитка для пассажиров, на другой — для грузов.

Исходное состояние турникета — открытый проход. Турникеты, работающие на вход, устанавливаются стойкой исполнительного механизма к платформе, работающие на выход — стойкой управления к платформе.

При попытке прохода без оплаты или прохода на платформу через турникет, установленный для выхода с платформы, а также при несанкционированном вскрытии стоек или датчиков проход закрывается, и включается звуковая и световая сигнализация.

Технические характеристики ТКМ: электропитание от однофазной сети 220 В; потребляемая мощность в режиме покоя — 40 Вт, максимальная — 500 Вт; габариты линейки — не более 1200x256x16 880 мм; пропускная способность не менее 1200 человек в час; время срабатывания створок — О,5±О,2 с; статическая нагрузка на створки не менее 100 кг; усилие закрытия створок не более 3 кг; ширина прохода в зависимости от монтажа: пассажирского 500—600 мм, грузового 700—800 мм. Турникет работоспособен при температуре ±40 °С и относительной влажности 90 % при 30 "С. Он должен быть защищен от прямого попадания осадков. Первые турникеты ТКМ были смонтированы на Павелецком вокзале Москвы.

В настоящее время на заводе заканчивается разработка универсального модульного турникета (ТУМ). Он. как и ТКМ, имеет две стойки. Они унифицированы — в каждой из них может быть установлен один или два механизма перекрытия прохода, блок питания, считыватели штрих-кода и смарт-карт, в одной из них — система микропроцессорного управления.

Вместо поворотной калитки применено устройство перекрытия, которое выдвигается из стойки перпендикулярно направлению прохода.

Турникет, работающий на вход, и турникет, работающий на выход, устанавливаются одинаково.

ТУМ может работать в следующих режимах:

  • контролируемый проход на перрон, обратный проход запрещен:
  • контролируемый проход с перрона, обратный проход запрещен;
  • контролируемый проход на перрон, обратный проход свободен;
  • контролируемый проход на перрон и с перрона (автоматический реверс), при котором приоритет отдается пассажиру, чей билет был считан раньше;
  • вход и выход из зоны турникета закрыт при нахождении в зоне пассажира, нарушившего регламент прохода.

В любом из перечисленных режимов турникет может работать с открытым или закрытым в исходном состоянии проходом. Режимы работы переключаются с пульта дистанционного управления. Длина линейки ТУМ 1540 мм, скорость срабатывания створок — 0,3±0,1 с, в остальном турникеты ТКМ и ТУМ аналогичны.

Новинкой в билетопечатающей технике является билетопечатающий автомат с комбинированной оплатой АБП-Ф. Функциональные возможности автомата аналогичны БПМ-Ф. Однако есть изменения и дополнения, необходимые для взаимодействия с пассажирами.

Автомат смонтирован в корпусе сейфового типа с габаритами 400x460x720 мм; его вес не более 55 кг.

На лицевой панели имеется щель монетоприемника для монет достоинством от 10 коп. до 5 руб. в любом соотношении, щель для приема банкнот, считыватель электронных карт и устройство возврата.

Диалог пассажира и автомата ведется при помощи клавиатуры и двухстрочного алфавитно-цифрового дисплея. Электропитание — от однофазной сети напряжением 220 В при потреблении не более 50 Вт.

Для защиты от несанкционированного вскрытия имеется звуковая сигнализация.

Автомат может быть установлен на любой станции 50-зонного маршрута. В настоящее время по планам РЖД автоматами оснащаются станции пригородного сообщения.

Для улучшения обслуживания пассажиров, повышения ответственности контрольного персонала и достоверности учета денежных средств заводом разработана и внедрена в производство портативная билетопечатающая машина с автономным электропитанием БПМ-ЗФ для продажи проездных билетов в электропоездах.

Машина прошла полный цикл испытаний, сертифицирована и введена в государственный реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к применению на территории России.

Обладая всеми функциональными возможностями БПМ-Ф, новая машина в переносном варианте имеет массу в 3,2 раза (1,4 кг) и объем в 7,7 раза меньше, чем стационарная. Она поставляется в футляре из искусственной кожи, у которого имеется ремень для переноски на плече. Работать на машине можно, не вынимая ее из футляра. Внутри находится рулон билетной ленты диаметром 65 мм и встроенный аккумулятор напряжением 12 В, емкостью 1,2 Ач.

Машина оснащена двухстрочным алфавитно-цифровым индикатором с отключаемой подсветкой и клавиатурой на 20 клавиш. Скорость печати — 3 строки в секунду, количество знаков в строке — 18, высота знака — 3 мм. До подзарядки аккумулятора при работе с отключенной подсветкой индикатора она выдает не менее 900 билетов, при включенной подсветке — не менее 500.

В комплект машины входит отдельный блок питания, который дает возможность работать от сети переменного тока напряжением 220 В.

Поставка БПМ-ЗФ по заказу МГТС начата в четвертом квартале 1999 г.; и продолжена в настоящее время.

БПМ-ЗФ могут использоваться на судах и в автобусах пригородного сообщения.

ООО «Микротех» совместно с заводом создало принципиально новую камеру хранения взамен морально и физически устаревших камер, которыми были оснащены вокзалы. Камера состоит из вертикальных модулей габаритами 2000x560x820 мм.

В ее состав входят один модуль управления и от трех до шести модулей хранения. В модуле управления, помимо системы автоматического управления, располагается одна ячейка хранения. В модуле хранения — три ячейки. Одна камера с максимальным количеством модулей хранения (6) имеет 19 ячеек. Камера хранения питается от сети напряжения 220 В и потребляет мощность не более 150 Вт.

Камера является автономным устройством, обеспечивающим прием ручной клади на хранение. Она принимает оплату монетами или банкнотами; вычисляет стоимость хранения по тарифам, управляет запорными устройствами ячеек, индицирует наличие свободных ячеек; выдает квитанции об оплате с указанием индивидуального кода, при наборе которого открывается запорное устройство для возврата багажа после оплаты всей суммы. Диалог между пассажиром и камерой ведется при помощи двухстрочного дисплея и 16-кнопочной клавиатуры.

Предусмотрены два режима: рабочий, при котором выполняются перечисленные выше операции обслуживания пассажира, и настройка, доступ к которой защищен паролем.

В режиме настройки в энергозависимую память вводятся:

  • наименование предприятия, где установлена камера;
  • дата, месяц, год, время;
  • тарифная таблица.

В этом же режиме проводятся выплаты из кассы, печатаются контрольные ленты и отчетные ведомости; тестируются устройства; программируется монетоприемник, определитель банкнот и пароль доступа с фискальной памятью.

В камере установлена звуковая сигнализация, которая срабатывает при несанкционированном вскрытии ячеек или устройства управления. При необходимости ячейки могут быть вскрыты только специальным ключом.

Работа камеры автоматически блокируется (кроме момента выдачи багажа) при отсутствии, переполнении или неисправной фискальной памяти; попытках ввода неправильного пароля доступа к фискальной памяти, текущей даты более ранней, чем дата последней записи в ФП; проведении операций перерегистрации, снятия фискального отчета, коррекции даты и других установочных параметров до закрытия смены; получении периодических ведомостей при открытой смене; отсутствии, обрыве или замятии чековой ленты; неисправности печатающего устройства или остановке монеты в канале монетоприемника или попадании туда суррогата; неисправности энергозависимой памяти; несанкционированном доступе.

Информация о работе Использование АСУ в пассажирских перевозках