Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа
В настоящее время методы моделирования используются в различных областях человеческой деятельности. Особенно это относится к сфере управления различными системами, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации. В решении задач оптимального управления используется метод исследования операций.
Эффективность операции – это степень ее приспособленности и выполнения поставленных перед ней задач.
Критерием эффективности операции называется численный параметр, с помощью которого оценивается эффективность операции. Выбор критерия операции зависит от характера и цели операции. В качестве критерия, эффективности может применяться вероятность какого либо события или математическое ожидание случайной величины .
Введение 4
1 Исследование погрешностей измерения диагностических параметров 5
1.1 Анализ состояния вопроса по теме исследования 5
1.2 Анализ физической сущности изучаемого процесса 10
2 Разработка вероятностной математической модели распределения случайных величин по значениям показателей надежности 17
2.1 Построение интервального вариационного ряда случайных величин 17
2.2 Расчет числовых характеристик распределения. 18
2.3 Анализ физических закономерностей формирования распределения случайных величин по значениям исследуемого показателя 22
2.4 Расчет параметров математических моделей 26
2.5 Выбор оптимальной математической модели и проверка ее на адекватность 32
2.6 Проверка на однородность результатов эксперимента и расчет числовых характеристик 33
2.7 Расчет параметров гамма-распределения 38
Заключение 42
Список использованных источников 43
Изменение
внешних условий оказывает
Например, при разработке методики прогнозирования износа необходимо обосновать: методику сбора результатов измерения; пробег до первого измерения; периодичность последующих измерений износа деталей; методику обработки результатов, а также режим работы для получения наиболее достоверных результатов прогнозирования при минимальном числе измерений.
Таким образом, уровень постоянства внешних условий проведения измерения определяет величину случайной погрешности, а следовательно, и число измерений для обеспечения необходимой точности прогнозирования.
Качество измерительной информации при диагностировании автомобилей определяется достоверностью и точностью результатов диагноза. Точность и достоверность диагностирования — взаимосвязаны. Например, необходимая точность измерений обусловлена требуемой достоверностью диагностических операций и прогнозирования технического состояния автомобиля с учетом статистической информации' о распределении диагностируемого параметра и погрешностей измерений.
Достоверность, в свою очередь, зависит от точности используемых средств и методов диагностирования, правильности выбора диагностического параметра, эксплуатационного допуска на него, функционального «веса» параметра в узле, показателей надежности диагностируемого узла и пробега автомобиля.
Таблица 1.1-Обоснование варьирования и корректное назначение параметров
Искомый показатель |
Метрологические известные показатели |
Эксплуатационные известные | |||||||||||||
Достоверность диагностирования D |
Точность |
Допуск на результат измерения Δи |
Дисперсия погрешности измерения σ12 |
Закон распределения |
Дисперсия параметра σ22 |
Предельное значение параметра Пп |
Допускаемое отклонение параметра ид |
Число измеряемых параметров n |
Пробег автомобиля L | ||||||
диагностирования δд |
средств измерения δси |
метода измерения δм |
прогнозирования δпр |
Погрешности измерения f1(x) |
диагностического параметра f2(x) | ||||||||||
D |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
δд |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
δси |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
δм |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
δпр |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
Δи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
σ12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
f1(x) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примечание. Знак «+» соответствует обязательному известному показателю для оценки искомого.
Таким образом, качество диагностической информации является функциональным понятием, а управление качеством измерительной диагностической информацией заключается в обоснованном варьировании и корректном назначении (выборе) параметров по табл. 1.1 с целью установления приемлемых значений точности и достоверности. При этом могут возникать различные задачи. Например, определить класс точности прибора для измерения конкретного параметра, точность метода диагностирования, достоверность диагностирования, точность прогнозирования технического состояния, достоверность прогноза остаточного ресурса агрегата автомобиля и комбинации этих задач.
Из табл. 1.1 следует, что все показатели можно подразделить на метрологические и эксплуатационные. При оценке качества измерительной информации искомыми являются метрологические показатели при известных эксплуатационных. Однако не исключено и нахождение некоторых эксплуатационных показателей по известным метрологическим.
Рис. 1.1. Изменение вероятностей ошибок первого и второго рода и достоверности диагностирования при нормальном законе распределения параметра (а) и погрешностей измерения (б).
Следует отметить, что отсутствие (неполнота) отдельных показателей, перечисленных в табл. 1.1, делает задачу оценки качества диагностической информации неопределенной, в этом случае вопрос о точности и достоверности диагностических операций становится беспредметным.
Анализ табл. 1.1 показывает, что метрологические показатели диагностирования обусловлены состоянием диагностируемого элемента в конкретный момент времени, определяемый наработкой или пробегом автомобиля. Поэтому рассмотрим данный вопрос подробнее.
Одним из основных эксплуатационных показателей является предельное значение параметра ПП, назначаемое исходя из технико-экономических соображений или вероятности безотказной работы для узлов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.
Возникновению отказа предшествует накопление повреждений, разрегулировок и т. п., что характеризует некоторую зону наработки, которая предшествует отказу. Для конкретизации этой зоны вводят (ГОСТ 21571-76) допускаемое значение параметра ид, которое является нормативным значением. С увеличением ид объем и стоимость ремонтов будет возрастать, а с уменьшением снижаться за счет увеличения объемов технического обслуживания.
Рис. 1.2.- Изменение вероятностей (а) ошибок I рода (штриховые линии) и II рода (сплошные линии) и достоверности (б) диагностирования при распределении параметра по нормальному, а погрешностей измерений — по равномерному законам
Величины ид и межконтрольных пробегов lм назначаются в зависимости от Пп. Поскольку достоверность диагностирования зависит от Пп, ид и lм, то на основе технико-экономических показателей или характеристик безотказности на заданном пробеге, назначая ид и lм, можно управлять качеством диагностической информации.
Действительно, исходя из физической сущности процесса эксплуатационного изменения величины параметра можно утверждать, что до некоторого пробега L1 точность диагностических операций не имеет существенного значения, так как до этого пробега величина параметра относительно его предельного значения Пп достаточно велика и априори даже без контроля с высокой вероятностью, близкой к единице, можно гарантировать безотказность узла.
Например, по данным исследований Владимирского политехнического института, состояние пальцев (первого поколения) рулевого привода автомобиля ГАЗ-24Т практически не изменяется до пробега 40—50 тыс. км. Следовательно, диагностические операции до указанного пробега в данном случае излишни.
Таким образом, не принимая во внимание области малых L, требования к точности диагностирования будут повышаться при наработке L>L1. Наибольшая достоверность диагностирования должна быть обеспечена в области пробегов, соответствующих допустимым и предельным значениям параметра, поскольку выносимое здесь двухальтернативное решение о годности узла к эксплуатации связано с ошибками I и II рода, что приводит к увеличению издержек. Совершенно очевидно, что с увеличением пробега автомобиля происходит изменение характеристик закона распределения (или даже изменение вида самого закона) параметра: значений дисперсий , математических ожиданий тx, показателей формы и масштабного коэффициента v закона Вейбулла и т. п. Следовательно, для обеспечения заданной достоверности средства и методы диагностирования на различных пробегах должны иметь различные показатели точности.
Рис. 1.3. Изменение вероятностей ошибок I и II рода (а) и достоверности (б) диагностирования при распределении параметра по закону Вейбулла, а погрешностей измерений по нормальному закону
Распределение значений диагностических параметров автомобиля и ошибок измерений подчиняется различным статистическим закономерностям, по наиболее характерными являются закон Вейбулла и нормальный.
Результаты исследований по изменению P1, Р2 и D в зависимости от пробега автомобиля для различных комбинаций законов распределения представлены на рис. 1.1 — 1.2. Данные графики получены при условии, что погрешность измерительных средств за весь срок службы не изменяется ( = const). Последнее достигается введением поверок, аттестаций, регулировками или изъятием негодных приборов из обращения.
Считается также, что вид закона распределения диагностического параметра не изменяется с пробегом — меняются лишь его характеристики. В противном случае необходимо анализировать отдельные участки пробега с постоянным законом (например, для первого поколения шаровых пальцев рулевой трапеции справедлив нормальный закон, для второго — закон Вейбул-ла).
Графики построены в относительных единицах. Индекс «Т» соответствует текущему (на момент диагностирования) пробегу, а «Пр» — предельному сроку службы для области максимальной плотности вероятности отказов по данному параметру. Кроме того, приняты следующие обозначения: Пп и Пд — предельные верхнее и нижнее значения диагностического параметра х.
Приведенные графики показывают, что отношения с ростом LТ /Lnp снижаются при любых комбинациях законов распределения диагностических параметров и ошибок измерения. Это свидетельствует о повышении требований к достоверности диагностирования с увеличением пробега автомобиля.
Наличие кривых перегибов (максимумов) на рис. 1.3 объясняется большей «чувствительностью» распределения Вейбулла — как обобщающего закона надежности. Снижение указанных отношений в области малых пробегов (LT/Lnp<0,l) не противоречит выводу о повышении требований к достоверности, так как при указанных пробегах диагностирование как инструмент прогноза технического состояния малоинформативно.
Приведенное выше не следует понимать как требование использовать разные по точности СИ на разных пробегах. Оно указывает лишь на то, что требования к точности СИ должны формулироваться с учетом реальных наибольших эксплуатационных пробегов. Очевидно, эта точность будет «оценкой сверху» для меньших пробегов, поэтому метрологические показатели целесообразно назначать для пробегов, соответствующих области максимальных значений плотности вероятности распределения отказов узла по данному параметру. Следовательно, для обоснования точности и достоверности диагностирования технического состояния элементов автомобиля обязательно наличие показателей, приведенных в табл. 1.1. Отсутствие указанных показателей делает задачу о точности и достоверности диагностирования неопределенной. С увеличением пробега автомобиля требования к точности и достоверности диагностирования должны возрастать. Показатели качества диагностической информации должны задаваться исходя из максимально возможной наработки диагностируемого узла.
Окончательное
решение о принимаемой точности
и достоверности
В исходных данных к курсовой работе дано распределение стоимости запасных частей по рулевому управлению, тыс.руб.:
1.00; 1.01; 1.03; 1.04; 1.05; 1.07; 1.08; 1.09; 1.10; 1.12; 1.13; 1.14; 1.16; 1.17; 1.18; 1.19; 1.21; 1.22; 1.23; 1.25; 1.26; 1.27; 1.29; 1.30; 1.31; 1.33; 2.05; 2.11; 2.16; 2.22; 2.27; 2.33; 2.63.
Особое значение в предварительной
обработке результатов
Полагают, что первый член выборки X1 является спорным, т. е. х1=хсп. Вычисляют без учёта спорного члена Xсп ряда распределения среднее:
(2.1)
и среднеквадратическое отклонение σx:
при N≤30
(2.2)
при N>30
(2.3)
Вычисляют расчётное значение критерия Романовского tрасч.:
(2.4)
По таблице определяют теоретическое значение критерия Романовского tα,N, которое зависит от объёма выборки N и уровня значимости α. При этом обеспечивается доверительная вероятность PD=1-α .
Если tрасч>tα,N, то проверяемый член можно исключить из выборки.
Расчет без проверки на однородность и моделирования значений:
1.Находим приближенную ширину интервала по формуле Стеджерса:
, (2.5)
где N - объем выборки, ;
2. Округляем ширину интервала.
Принимаем: Δх=0,3 град.
3. Принимаем новые границы интервалов х/maxих/min , ввиду нежелательности совпадения отсчетов с границами интервалов:
Принимаетсях/max=2,7град. и х/min =0,9град.
4. Определяем число интервалов
группирования
, (2.6)
Принимаем
5.Определяем число
6.Определяем в каждом
из интервалов значение
Информация о работе Исследование погрешностей измерения диагностических параметров