Основные положения
безопасности при работе на ж.д.
станциях и грузовых пунктах следующие:
- Выполнение
настоящих правил обязательно для всех
предприятий и организаций железнодорожного
транспорта, производящих погрузочно-разгрузочные
работы на станциях, перегонах и подъездных
путях промышленных предприятий.
- К
погрузочно-разгрузочным работам на ж.д.
транспорте относятся: погрузка грузов,
выгрузка, перегрузка, сортировка, перемещение
грузов внутри складов.
- При
разработке технологических процессов
погрузочно-разгрузочных работ должны
быть предусмотрены требования безопасности
труда работников, занятых на этой работах.
- На
каждом предприятии должны быть разработаны
инструкции по охране труда.
- Предельно
допустимые концентрации вредных веществ
в воздухе рабочей зоны не должны превышать
норм, установленных ГОСТом. Допустимые
уровни звукового давления в местах производства
погрузочно-разгрузочных работ также
не должны превышать норм, установленных
ГОСТом.
- Искусственное
освещение рабочих мест должно соответствовать
нормам, установленным ГОСТом.
- Управление
работой по охране труда на предприятиях,
производящих погрузочно-разгрузочные
работы, должно осуществляться в соответствии
с «Основными положениями управления
работой по охране труда на железнодорожном
транспорте».
- Движение
транспортных средств в местах производства
погрузочно-разгрузочных работ должно
быть организовано по схеме с установкой
соответствующих дорожных знаков.
- Пожарная
безопасность на предприятиях и на местах
производства погрузочно-разгрузочных
работ должна быть организована в соответствии
с ГОСТом.
- Начальники
механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных
работ обязаны: организовывать планирование
мероприятий по технике безопасности
и производственной санитарии и обеспечивать
проведение этих мероприятий в сроки,
установленные соглашениями по охране
труда; своевременно обеспечивать денежными
и материальными средствами мероприятия
по технике безопасности и производственной
санитарии; обеспечивать работающих спецодеждой,
спецобувью, средствами индивидуально
защиты, спецпитанием, аптечками; обеспечивать
строгое соблюдение законодательства;
организовывать расследование несчастных
случаев в соответствии с Положением о
расследовании несчастных случаев; обеспечивать
места производств работ правилами внутреннего
трудового распорядка, нормами, правилами
и инструкциями по охране труда.
- Главные
инженеры обязаны: разрабатывать планы
мероприятий, направленных на улучшение
условий труда и контролировать их выполнение;
создавать безвредные и безопасные условия
труда для работающих, осуществлять контроль
за соблюдением приказов, инструкций,
норм техники безопасности и производственной
санитарии; организовывать инструктажи
и проводить учебу по вопросам охраны
труда, организовывать своевременную
проверку знаний по охране труда.
- Начальники
производственных участков обязаны: осуществлять
мероприятия по технике безопасности
и производственной санитарии; контролировать
выдачу рабочим спецодежды, аптечек, своевременно
проводить обучение рабочих, инструктировать
их по вопросам охраны труда.
- Мастера
погрузочно-разгрузочных работ обязаны:
осуществлять правильное и безопасное
производство погрузочно-разгрузочных
работ; контролировать правильное использование
спецодежды и средств индивидуальной
защиты; инструктировать рабочих по технике
безопасности и производственной санитарии.
- Приемосдатчик
обязан: контролировать правильность
укладки и крепления груза; следить за
соблюдением габарита при погрузочно-разгрузочных
работах; руководить работой по устранению
коммерческих неисправностей; обеспечивать
ограждение путей, на которых производятся
работы.
- Бригадир
обязан: руководить рабочими своей бригады;
перед работой объяснять и показывать
рабочим бригады правильные приемы выполнения
работ; распределять работу между рабочими;
контролировать в бригаде наличие необходимого
инвентаря, спецодежды и инструмента.
- При
производстве погрузочно-разгрузочных
работ на местах общего пользования средствами
грузоотправителей и грузополучателей
ответственность за безопасность работающих
возлагается на администрацию предприятия
или организации, выполняющих эти работы.
Требования
безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных
работ.
- Предельная
норма переноски грузов вручную по горизонтальной
поверхности на одного человека не должна
превышать установленных норм.
- Погрузка
и крепление грузов на подвижном составе
должны обеспечивать возможность их последующей
безопасной выгрузке.
- Выгруженные
или подготовленные к погрузке около пути
грузы должны быть уложены и закреплены
так, чтобы не нарушался габарит приближения
строений.
- Вагоны
к местам погрузки и выгрузки грузов должны
подаваться и убираться в соответствии
с технологическим процессом работы предприятия.
- К
погрузке и разгрузке вагонов следует
приступать только после их закрепления
на фронте выгрузки в соответствии с требованиями
Инструкции по движению поездов и маневровой
работе. Не допускается производство погрузочно-разгрузочных
работ при производстве маневровых работ.
- Допускается
передвижение вагонов вручную по фронту
выгрузки или погрузки только по горизонтальному
участку пути в количестве не более одного
груженого или двух порожних вагонов и
под непосредственным руководством ответственного
лица. При передвижении вагонов вручную
не допускается: передвигать их со скоростью
более 3 км/ч, причем вагоны должны быть
обязательно сцеплены; выкатывать их за
предельный столбик в направлении главных
и приемо-отправочных путей; начинать
передвижение, не имея тормозных башмаков;
подкладывать для торможения под колеса
шпалы, камни, ломы и другие предметы. Перекатка
вагонов вручную с людьми и опасными грузами
запрещается.
- На
каждом месте производства погрузочно-разгрузочных
работ с применением механизмов должны
быть разработаны и вывешены схемы строповки
грузов.
- При
производстве погрузочно-разгрузочных
работ не допускается нахождение людей
в зоне работы грузоподъемных механизмов.
- При
погрузке и выгрузке тяжеловесные грузы
необходимо поднимать на 0,2-0,3 м от опорной
поверхности и, убедившись в надежности
застроповки, переносить к заданному месту
установки на высоте не менее 0,5 м над выступающими
предметами.
- Максимальная
скорость движения в производственных
помещениях при перемещении груза не должна
превышать 5 км/ч.
- Выходить
на подкрановые пути мостовых кранов допускается
только с разрешения лица, ответственного
за исправное состояние грузоподъемных
кранов и после отключения рубильника
главных троллейных проводов.
- На
электрифицированных путях запрещается
подниматься на крыши вагонов, на груженые
платформы, полувагоны и контейнеры.
- Установка
и работа стрелового крана и автопогрузчика
на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода
электропередачи может производиться
при соблюдении требований Правил устройства
и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов. В этом случае все машины должны
быть заземлены.
- Работа
с применением грузоподъемных машин вблизи
линии, находящейся под напряжением, допускается
при наличии наряда-допуска.
- При
резком снижении видимости и при силе
ветра 6 баллов и более работы с использованием
кранов должны быть прекращены, если паспортом
крана не предусмотрены другие нормы.
- Работы
по перемещению и подъему грузов над перекрытиями,
под которыми размещены производственные
помещения с людьми, должны производиться
под непосредственным руководством лица,
ответственного за безопасное производство
работ по перемещению грузов кранами.
Тяжеловесные грузы.
К тяжеловесным
грузам относятся грузы, имеющие
массу в одном месте более
500 кг. Тяжеловесные грузы перемещают
при погрузке и выгрузке только
при помощи грузоподъемных машин.
Застроповка железобетонных изделий допускается
только за все, предусмотренные конструкцией,
монтажные петли. Железобетонные изделия
при выгрузке должны укладываться на подкладки
и прокладки:
- фундаментные блоки и
блоки стен подвалов – в
штабель высотой не более 2,6
м;
- стеновые блоки – в
штабель в два яруса;
- плиты перекрытий –
в штабель высотой не более
2,5 м;
- ригели и колонны –
в штабель высотой до 2 м.
Кантование тяжеловесных
грузов допускается производить на специально
отведенной площадке, имеющей ограждение.
При этом не допускается нахождение рабочих
в зоне, в направлении перемещения груза
или его возможного опрокидывания. Производить
кантование необходимо с помощью предназначенных
для этих целей инструмента и приспособлений.
При погрузке и выгрузке труб необходимо
применять специальные траверсы, или дополнительные
приспособления для захвата труб с торца
во избежание соскальзывания стропов.
Погрузку и выгрузку листового металла
необходимо производить с использованием
электромагнитных или вакуумных захватов,
или применять специальные подкладки
для исключения возможности излома или
разрезания стропов острыми кромками
металла. Такая погрузка и выгрузка должна
производиться без сбрасывания. Погрузка
и выгрузка автотракторной техники должны
производиться с применением специальных
траверс. Массовую погрузку и выгрузку
автотракторной техники своим ходом необходимо
производить с торцевых платформ, имеющих
наклонные спуски. В тех случаях, когда
высоких платформ нет, необходимо применять
аппарели или сооружать наклонные плоскости.
Через каждые 100 м длины фронта выгрузки
тяжеловесных грузов необходимо предусматривать
противопожарные разрывы шириной не менее
5 м.
Экологические
мероприятия на станциях и в ГРС.
8.
Организация технического обслуживания
ПРМашин.
Высокие производительность
и надежность погрузочно-разгрузочных
машин и устройств обеспечиваются правильной
их эксплуатацией. Ответственность за
правильную эксплуатацию и содержание
погрузочно-разгрузочных машин и устройств
в исправности несут руководители организаций.
За техническое состояние машины и правильную
ее эксплуатацию несет ответственность
лицо, непосредственно работающее на вверенной
ему машине. Именно на него возложен надзор
за погрузочно-разгрузочными машинами.
В соответствии
с Правилами устройства и безопасной
эксплуатации все вновь устанавливаемые
грузоподъемные машины, а также
съемные грузозахватные приспособления
до пуска в работу подлежат
техническому освидетельствованию.
Первичное освидетельствование
кранов, выпускаемых заводом, возложено
на отдел технического контроля
завода перед отправкой.
Если же кран
доставлен в разобранном виде
на место эксплуатации, то после
монтажа специальной комиссией
производится полное его техническое
освидетельствование, т.е. осмотр,
статические и динамические испытания.
При статических
испытаниях новых или капитально
отремонтированных кранов груз,
на 25% превышающий номинальную грузоподъемность,
поднимают на высоту 200-300 мм. В
таком положении его выдерживают
10 мин. при этом груз не должен
самопроизвольно опускаться и
в элементах металлоконструкций
не должно быть остаточных
деформаций.
Машина, выдерживающая
статические испытания, подвергается
динамическому испытанию – проверке
действия механизмов и тормозных
устройств. При этом неоднократно
поднимают и опускают груз, на
10% превышающий номинальную грузоподъемность.
На предприятиях
организован местный технический
надзор, деятельность которого контролирует
администрация. Не реже одного
раза в год погрузочно-разгрузочные
машины подвергаются осмотру,
статистическому и динамическому
испытаниям.
Для проверки
готовности машин к работе
в зимних условиях проводится
осенний осмотр их комиссией
под руководством представителя дороги
или отделения.
На железнодорожном
транспорте для погрузочно-разгрузочных
машин установлена система планово-предупредительного
технического обслуживания и
ремонта, при которой машины
поступают в ремонт по плану.
Система планово-предупредительного
технического обслуживания и
ремонта ПРМ представляет собой
комплекс организационно-технический
мероприятий, обеспечивающих содержание
машин в технически исправном
состоянии. Система планово-предупредительного
технического обслуживания и
ремонта предусматривает проведение
ежесменного технического обслуживания
и периодического технического обслуживания
первого и второго объемов, текущего и
капитального ремонтов.
Ежесменное обслуживание
предусматривает: наружный контроль
и подготовку машины к безотказной
работе в течение смены; поддержание
надлежащего внешнего вида; заправку
машины горючими и смазочными
материалами; проверку исправного
действия основных механизмов
и узлов.
Техническое
обслуживание ТО-1 включает работы,
выполняемые при ежесменном обслуживании,
и дополнительное освидетельствование
технического состояния машины с выявлением
всех дефектов, подлежащих устранению,
и их устранение. В ТО-2 входят: ежесменное
обслуживание; ТО-1 и другие работы, предусмотренные
инструкцией по техническому обслуживанию
данной машины. Осенние и зимние сезонные
технические обслуживания с целью подготовки
ПМР для работы в зимних и летних условиях.
Текущий ремонт
проводится с частичной разборкой
машины для выявления и устранения
неисправностей в узлах и агрегатах.
При капитальном ремонте машина
полностью разбирается, при этом
ремонтируются базовые узлы и
детали, заменяются и восстанавливаются
изношенные детали, узлы и агрегаты,
металлоконструкции.
9.
Автоматизация работы ТСК и
управления ПРМашинами и механизмами.
Устройство
и принцип действия автоматического
грузозахватного устройства:
Автостроп системы
ЦНИИ-ХИИТ – применяется для застропки
и отстропки универсальных среднетоннажных
контейнеров. Автостроп состоит из рамы,
двух двигающихся по ней кареток с четырьмя
захватами, винтового привода, механизма
наводки. Каждое захватное устройство
содержит четыре крючка, два из них предназначены
для застропки трехтонных и два – для
пятитонных контейнеров. Механизм наводки
состоит из двух шарнирно подвешенных
в одной плоскости фиксаторов, которые
приводом кареток могут раздвигаться,
занимая два положения, соответствующие
размерам контейнеров. При раздвижении
кареток захватные устройства входят
в пазухи рымов контейнеров. Если хотя
бы одна из операций выполняется вручную,
то грузозахватное устройство относят
к полуавтостропам.
Рис. 12 Автостроп
системы ЦНИИ-ХИИТ
а) общий вид;
б) схема; 1-крюковая гребенка, 2- механизм
захвата, 3- ходовой винт, 4-рама, 5- каретка,
6- выдвижная штанга, 7- фиксирующие
козырьки,
8- 11 – двуплечие
рычаги, 12- привод вращения ходового
винта, 13 – левый храповик, 14 –
левая зубчатая рейка, 15 – правая
зубчатая рейка, 16 – правый храповик.
Спредеры (специальные
рамы) – применяются для застропки
и отстропки крупнотоннажных контейнеров.
Они снабжены поворотными кулачками, которые
входят в отверстия угловых фитингов при
застропке контейнеров. Для перегрузки
контейнеров одного типоразмера используются
спредеры с жесткой рамой, а для разнотипных
– с раздвижной. У первых спредеров запирающие
кулачки, вводимые в фитинги при перегрузке,
и центрирующие лапы имеют постоянное
фиксированное положение, у вторых грузозахватывающие
кулачки и центрирующие лапы расположены
на раздвижных каретках и их положение
фиксируется в соответствии с типоразмерами
перегружаемых контейнеров.
Рис. 13 Спредер
с раздвижной рамой:
1-напрвляющие
лапы, 2- верхняя рама, 3- механизм
поворота, 4 – передвижные каретки,
5- телескопическая рама, 6- захватные
балки.
Магнитный захват
– применяют при переработке
грузов, обладающих свойствами магнитопроводности.
Изготавливают магниты плоской и круглой
форм грузоподъемностью 6-30 т. Захват такого
типа состоит из литого корпуса, внутри
которого находится соленоидная катушка.