Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций
Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.
Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО 1
Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
Глава 5. Развитие транспортного права 103
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права 107
Приложение. Административные правонарушения, имеющие отношения к
осуществлению транспортной деятельностью (извлечения из КоАП РФ) 108
ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО ВВЕДЕНИЕ
Одним из принципиальных
изменений в политической и социально-экономической жизн
В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы права часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.
«Твердая государственная власть зиждется на уважении к закону; как бы хороши ни были законы, но там, где власть . . . сама будет относиться к ним поверхностно, где представители ее вместо осуществления закона будут действовать по своему произволу и злоупотреблять . . . властью, где гражданин будет знать, что норма деятельности определяется не законом . . ., а усмотрением лиц «власть имущих», там не может быть . . . истинного порядка и того, что составляет поддержку всякого общества - уважения к закону.»2
Стройная и функционально достаточная система права - основной признак правового государства. В современной России созданы только отдельные фрагменты правового пространства. Верховенство закона, как регулятора отношений, закрепленное в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция), должно найти конкретное воплощение в законодательстве, регулирующем все стороны жизни общества, в том числе и в области транспортных отношений. Но главное - право должно проникнуть в сознание людей, стать регулятором их поведения.
Сказанное в полной мере применимо к разнообразным, специфичным и до конца не исследованным отношениям, возникающим в транспортной отрасли, а также к отношениям, связанным с транспортной деятельностью физических лиц. Законодательное урегулирование таких отношений - актуальная задача. За годы реформ принято и введено в действие много новых нормативных правовых актов. Оценивая нормативно - правовую базу транспортного комплекса можно констатировать, что она, несмотря на ее незавершенность, коренным образом отличается от нормативно-правовой базы советского периода. Осуществление транспортной деятельности в новом правовом пространстве требует соответствующей подготовки руководителей и специалистов организаций транспортного комплекса.
При изучении транспортного права следует обратить внимание на особые роль и значение этой дисциплины в системе профессиональной подготовки руководителей и специалистов. Общеизвестно, какое значение в бывшем СССР придавали идеологической компоненте образования, занимавшей до трети учебного времени в вузах и техникумах. Объяснение этому факту очевидно - прежняя Россия была идеологическим государством советского социалистического типа. Нынешняя Россия - государство, прежде всего, правовое. Отсюда следует вывод о том, что ныне правовые знания по своей роли в жизни
1 Из Тронной речи Императора Николая II
во время открытия Первой Государственной
Думы
Российской Империи 27.04.1906 (по ст. стилю).
2 А.Ф. Кони. Избранные произведения. М.: Юриздат, 1956. С.4.
общества имеют то же функциональное назначение, какое ранее имело овладение официальной идеологией.
Если ранее любой вопрос увязывался с установками съездов и пленумов, то теперь в каждом случае прежде всего следует четко установить правовые возможности и последствия принимаемых управленческих решений и совершаемых действий. Без овладения правовыми знаниями невозможно осуществление успешной хозяйственной деятельности. Управленец, в совершенстве овладевший методами менеджмента, экономического анализа, маркетинга и прочих специальных дисциплин, но не владеющий правовыми знаниями, неизбежно приведет корабль своего предприятия на рифы. Поэтому правовые знания служат фундаментом образования администратора и хозяйственника. Правовые знания -необходимое условие для успешной работы транспортной организации или индивидуального предпринимателя на рынке (разумеется, далеко не достаточное).
Глава I. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА
1.1. НОРМЫ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Право - совокупность общеобразовательных правил поведения (иначе: норм права или правовых норм), установленных или санкционированных государством. Обеспечение правового режима является одной из обязательных функций государства.
Норма (от лат. погта - руководящее начало, правило, образец) - установленная, гласная и общепризнанная мера в определенной области деятельности или знаний, имеющая конкретное выражение.
Само понятие нормы не следует отождествлять исключительно с юридической практикой - это понятие гораздо шире. По областям действия нормы подразделяются на: идеологические, моральные, этические, правовые, экономические, технические, технологические, политические, физические, математические, биологические, санитарные, транспортные, архитектурные и т.д. Прогресс и развитие общества приводят к возникновению все новых и новых видов деятельности и соответствующих им норм. Гораздо лаконичнее выглядит классификация норм по источнику их происхождения (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Классификация норм по источнику происхождения
нормы канонические (религиозные), имеющие Божественное происхождение и являющиеся общеобязательными в случае объединения религии и государства. Такие нормы широко применялись в средние века и формировали каноническое право. Элементы канонического права имелись в законодательстве Российской Империи. В светском государстве, к которому относится современная Россия, канонические нормы не имеют прямой связи с правовыми нормами. Религиозные каноны добровольно принимаются верующими в качестве обязательных для себя норм поведения и формируют
2
преобладающую в обществе идеологию и мораль. Канонические нормы исторически сформировали многие нормы права (например, заповеди «неубий!», «не укради! »}\
нормы естественно-природного характера (например, физические, биологические, математические), имеющие абсолютное действие и не зависящие от воли людей. Например, действие закона сохранения материи академика М.В. Ломоносова, или правила арифметики никак нельзя отменить, изменить или игнорировать. Естественно-природные нормы являются общеобязательными в силу неотвратимости их действия, гарантируемого Природой. Поэтому естественно-природные нормы не могут быть предметом их регулирования человеком.
нормы условные, происходящие из сложившихся обычаев, традиций, опыта, желаний и определяемые волей людей, их договоренностью. Условные нормы создаются человеком в процессе его деятельности. К таким нормам относятся и правовые нормы, поскольку право создается человеческим обществом. Примером условных норм, имеющих правовое значение, является введение в России правостороннего дорожного движения транспортных средств, хотя в ряде стран введено левостороннее движение, что как раз и подтверждает условный характер такой нормы.
Важнейшей гарантией обязательности условных норм является обеспечение их действия соответствующими нормами права. Например, для того чтобы действовали санитарные нормы, определяющие опасные концентрации микроорганизмов и вредных веществ, или технические нормы, определяющие допустимые деформации кузова автомобиля при столкновениях, необходимо создать правовые гарантии обязательности применения таких норм. Это достигается введением соответствующих норм права. Так, при нарушении указанных санитарных норм наступают правовые последствия для нарушителей, принуждающие их к исполнению предписанных требований. При невыполнении норм, установленных для прочности кузова, автомобиль не получит сертификат одобрения типа транспортного средства и не будет допущен к государственной регистрации, а значит, и к эксплуатации на дорожной сети общего пользования.
Условные
нормы, в отношении которых не
установлены соответствующие
Обязательность действия различных условных норм (назовем их специальными нормами) устанавливают нормы права, обеспечивающие функции организации применения и действия специальных норм. Действительно, именно благодаря нормам права в транспортном комплексе действуют и выполняются различные нормативные требования. Примерами экономических норм являются ставки амортизационных отчислений. Технические нормы устанавливают требуемое давление воздуха в шинах колес, уже упомянутые допустимые деформации кузова автомобиля при ударах. Нормы здравоохранения определяют значения медицинских параметров, при которых водитель не может быть допущен к работе. Образовательные нормы устанавливают образовательные цензы для персонала, чья деятельность связана с эксплуатацией источников повышенной опасности. К лингвистическим нормам следует отнести, например, приведенные в Правилах дорожного движения Российской Федерации определения понятий «дорога», «участник дорожного движения», «механическое транспортное средство» и др. Все эти специальные нормы являются обязательными, поскольку они подкреплены соответствующими нормами права, обязывающими использовать соответствующие специальные нормы на практике.
В самой природе условных норм заложена потенциальная возможность их нарушения, объясняющаяся договорным характером происхождения этих норм. Ведь далеко не для всех людей договор дороже денег. Поэтому необходимо предусматривать надежные механизмы обеспечения исполнения условных норм.
Для этого следует стремиться к тому, чтобы исполнение условных норм обеспечивалось естественно-природными нормами. Широко известен случай, связанный с разработкой так называемого «кодекса Наполеона» (гражданский кодекс Франции, основные
3
положения которого действуют и поныне). При разработке кодекса была поставлена задача обеспечить правовые гарантии от загрязнения рек сточными водами предприятий. Наполеон, лично руководивший разработкой кодекса, был недоволен предлагавшимися способами решения этой задачи. Юристы исписали горы бумаги, предлагая различные запреты, регламенты, надзоры, меры ответственности и проч. Но все эти запреты и возможные кары отнюдь не гарантировали от нарушений экологического режима. Ведь даже если к каждому месту на реке приставить санитарного инспектора или полицейского, это еще не означает, что чиновник не будет, например, брать взятки.