Лекции по "Транспортному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций

Описание работы

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права

Файлы: 1 файл

Транспортное право.doc

— 3.88 Мб (Скачать файл)

взаимодействии  с предприятиями железнодорожного, воздушного и водного транспорта часто вынужден поступаться своими интересами.

Состав автотранспортного  законодательства ввиду не разработанности  его основы не определен. Однако следует  указать отдельные нормативные  правовые акты, регулирующие конкретные стороны деятельности в области автомобильного транспорта.

Наиболее урегулированным  является обеспечение безопасности дорожного движения (БДД). Федеральным  законом «О безопасности дорожного  движения» от 10.12.95 « 196-ФЗ (далее - закон  ОБДЦ) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами закона признаны охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижения тяжести их последствий. Установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из закона ОБДД и других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Установлено, что в ведении Российской Федерации  находятся: формирование и проведение единой государственной политики в области БДД; установление правовых основ обеспечения БДД; установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения БДД; контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения БДД Конституции и федеральным законам; создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения БДД; разработка и утверждение федеральных программ повышения БДД и их финансовое обеспечение; образование федерального специализированного фонда обеспечения БДД; организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения БДД; координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения БДД» заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения БДД.

По соглашению сторон осуществление части своих полномочий Федеральные органы исполнительной власти могут передавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и наоборот. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации вопросы обеспечения БДД решают самостоятельно. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения БДД.

Согласно  закону ОБДЦ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на 6 месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению БДД, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более 6 месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям БДЦ, запрещается.

Технические требования к транспортным средствам и их оборудованию регламентируются государственными стандартами, введенными в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации». Актуальным вопросом является разработка комплекса государственных стандартов, устанавливающих терминологию автомобильного

л

65

 

транспорта и обязательные нормативы качества обслуживания пассажиров и клиентуры. «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.93.

Законом ОБДД предусмотрено, что техническое  состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать БДЦ. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения технического осмотра устанавливается Правительством России. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определяются Правительством России (постановление Правительства РФ от 21.02.2002 № 127 вступило в действие с 01.02 2002).

Техническое обслуживание (ТО) и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать БДЦ. Транспортные средства, прошедшие ТО и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению БДЦ, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. Нормы, правила и процедуры ТО и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями этих средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и представляющие услуги по ТО и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.

Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным  транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о БДЦ могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения БДЦ.

Единый порядок  дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается  Правилами дорожного движения РФ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На дорогах России установлено правостороннее движение.

Законом ОБДЦ введено обязательное медицинское  освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей, оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обучение участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел РФ и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Граждане  России, достигшие установленного законом  ОБДЦ возраста (дифференцирован в зависимости от категории транспортного средства) и не имеющие ограничений в водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение специального права на управление транспортными средствами.

Общие вопросы  государственного регулирования автомобильного транспорта возложены на Минтранс России, имеющий в своем составе Службы автомобильного и городского пассажирского транспорта. Лицензирование и надзор за автотранспортной деятельностью осуществляются органами Российской транспортной инспекции, организационно входящей в состав Минтранса РФ и имеющей территориальные инспекции (отделения) во всех субъектах федерации.

Считается, что  основным документом, регулирующим и  определяющим обязанности, права и ответственность автотранспортных организаций, является Устав автомобильного

\

66

 

транспорта РСФСР - УАТ (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР № 12 от 08.01.69 с последующими изменениями в ред. постановлений Совета Министров РСФСР № 648 от 28.11.69, № 510 от 17.09.74, № 253 от!6.05.80, № 101 от 20.03.84, № 474 от 18.11.88 и № 98 от 18.02.91). В подтверждение того, что данный устав относится к числу нормативных правовых актов обычно ссылаются на положение раздела второго Конституции, установившего, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу ... Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции».

В этой связи  вспомним, что Конституцией в ст. 1 Российская Федерация определена, как правовое государство, а в ст. 10 установлено, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Устав автомобильного транспорта РСФСР в его нынешнем виде исходит от исполнительной власти, не является подзаконным актом, в связи с чем целиком противоречит указанным конституционным нормам. Отсюда следует вывод о, мягко говоря, сомнительности действия устава в современных условиях. Его действие, с молчаливого согласия большинства транспортников, продолжается исходя из принципа, что «на безрыбье и рак рыба». В ситуациях, когда дело доходит до суда, выясняется несостоятельность данного документа.

По тексту УАТ можно указать массу противоречий с действующими российскими законами (которые по своему правовому статусу явно «старше» устава). До 80% текста устава не действует в силу приоритета над ним российских законов, устанавливающих иные нормы. Сами принципы, на которых базируется УАТ, противоречат рыночным началам современной российской экономики. На автомобильном транспорте хозяйствует огромное количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, к которым устав вообще не может иметь никакого отношения, поскольку Конституция в ст. 55 установила, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом» (но не уставом).

Выходом из создавшейся  ситуации правового вакуума должно стать принятие основополагающего законодательного акта автомобильного транспорта, как это сделано на железнодорожном транспорте. Важнейшее препятствие при этом - указанная выше неопределенность в области предметов ведения на автомобильном транспорте. Новый устав для автомобильного транспорта принимать нельзя, поскольку устав, как вид документа, это акт, исходящий от «хозяина» объекта регулируемых отношений. Но на автомобильном транспорте наблюдается широкое разнообразие используемых организационно-правовых форм предприятий и форм собственности на их имущество. Поэтому актуальным на федеральном уровне управления является принятия не устава, а закона о федеральном автомобильном транспорте и законов субъектов федерации о транспорте субъектов федерации (см. рис. 3.2). Данные законы должны приниматься в форме кодексов, поскольку в Гражданском кодексе сделаны отсылки к «транспортным уставам, кодексам».

На автомобильном транспорте существуют различные виды сообщения, которыми производится транспортировка пассажиров, грузов и почты. Установившаяся практика, подкрепленная подзаконными актами, принятыми в развитие закона ОБДД и ряда других федеральных законов и законов субъектов РФ, выделяет на автомобильном транспорте виды сообщения: городское с подразделением на внутригородское и пригородное; в пределах субъекта федерации; в пределах территории Российской Федерации; международное (с подразделение на «ближнее» и «дальнее» зарубежье). Вид сообщения существенен с точки зрения применяемых правил перевозок и требований, предъявляемых при сертификации оказываемых услуг и лицензировании деятельности в области автомобильного транспорта.

При осуществлении  автотранспортной деятельности используют четыре вида правил:

правила организации  перевозок, регламентирующие организационно-технологические аспекты деятельности перевозчика;

правила технической  эксплуатации, регламентирующие техническую  эксплуатацию транспортных средств;

правила обслуживания пассажиров или клиентуры, устанавливающие  порядок оказания соответствующих услуг;

л

67

 

правила пользования  подвижным составом при получении услуг (только для пассажирских перевозок).

В целях упорядочения транспортных отношений Минтрансом России рекомендованы Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, регламентирующие порядок организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа автобусами и таксомоторами. Эти правила разработаны взамен ранее действовавших Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (Минавтотранс РСФСР, 1983г.) с учетом реалий современных отношений. В советский период были разработаны Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71), Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (утверждены Минавтотрансом РСФСР 09.12.70), имеются также разработанные правила выполнения различных работ и проч. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Минтранс РСФСР, 1988 г.) регламентированы общие правила поддержания автомобилей в технически исправном состоянии. Данное положение предусматривает обязательность соблюдения правил технической эксплуатации автомобилей конкретных моделей (инструкции по эксплуатации), разработанных соответствующими производителями подвижного состава.

Приказом Минтранса России № 27 от 09.03.95 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Действие данного положения, как установлено в его пункте 1.1, распространяется также на индивидуальных предпринимателей-транспортников.

Информация о работе Лекции по "Транспортному праву"