Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций
Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.
Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права
Нормы экологического права также содержатся в транспортных уставах, кодексах.
Правилами организации перевозок на различных видах транспорта и инструкциями персоналу предусмотрено выполнение предписанных экологических требований при выполнении технологических транспортных операций. Особое значение соблюдение экологических требований приобретает в связи с перевозкой опасных грузов. На различных видах транспорта действуют правила, регулирующие процесс перевозки опасных грузов и предусматривающие мероприятия защиты окружающей среды от возможных вредных последствий аварий при таких перевозках, утечек вредных веществ, меры и средства ликвидации последствий аварий.
Функционирование городского транспорта увязывается с нормами градостроительного законодательства, в котором установлен ряд норм, имеющих значение для охраны окружающей среды. Основной нормативный акт в градостроительстве - Градостроительный кодекс Российской Федерации. Среди различных вопросов кодекс регулирует рациональное природопользование и охрану окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Глав 2 кодекса устанавливает нормы, обеспечивающие права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, предусматривает развитие государственных и муниципальных систем транспортной инфраструктуры и видов транспорта в соответствии с градостроительной документацией, схемами и проектами. Во многих местах кодекса предусмотрено, что градостроительные мероприятия, в том числе относящиеся к городскому транспорту, должны осуществляться с учетом экологического фактора, содержать меры по защите окружающей среды от воздействия ситуаций техногенного характера. Размещение на городской территории различных транспортных объектов допускается на основе разрешительной системы и при условии соблюдения требований законодательства, включая установленные экологические нормы. Кодексом предусмотрено также издание субъектами федерации градостроительных уставов (кодексов), определяющих осуществление градостроительной деятельности.
Для автомобильного транспорта наибольшее значение имеет соблюдение требований к токсичности двигателей внутреннего сгорания. Данные требования определены Федеральным законом "Об «охране атмосферного воздуха» и государственными стандартами системы ГОСТ Р. Государственная политика Российской Федерации направлена на переход в ближайшей перспективе к европейским нормам токсичности автомобильных двигателей (нормы Е1ЖО). В целях обеспечения соблюдения установленных экологических норм в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации реализуется система мер на переход к полному инструментальному контролю, проводимому при проведении периодических государственных осмотров подвижного состава автомобильного транспорта. При таких осмотрах проводятся контрольные проверки выполнения установленных требований к содержанию в отработавших газах автомобилей токсических веществ (двигатели, работающие на бензине и газовом топливе) и дымности дизелей. Субъектами Российской Федерации разрабатывается нормативная база для утилизации отслуживших свой срок автомобилей, автомобильных агрегатов, шин, спецжидкостей и прочих экологически опасных отходов автотранспортной деятельности.
За правонарушения,
связанные с невыполнением
В международном праве защите окружающей среды, в том числе от воздействия транспорта, уделяется большое внимание. Первой охраняемой мировым сообществом стала морская среда обитания. Это связано с тем, что аварии крупных танкеров в последнее время неизменно приводили к экологическим катастрофам.
В направлении охраны окружающей воздушной среды можно указать на подготовленную ОБСЕ Конвенцию ск трансграничном загрязнении воздуха на большом
60
расстоянии 1979 г., дополненную рядом последующих протоколов. ООН в 1992 г. принята рамочная Конвенция об изменении климата, направленная на борьбу с парниковым эффектом. Предотвращению появлению озоновых дыр посвящена Конвенция по защите озонового слоя 1987 г. Европейское сообщество ввело так называемые нормы Е1ЖО, регламентирующие вредное воздействие на природную среду подвижного состава автомобильного транспорта.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (г. Рио-де-Жанейро) подвела итоги 20-летних международных усилий по охране окружающей среды, предпринятых на основе решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г. В работе конференции участвовало 15 тыс. делегатов из 178 государств. Конференция приняла декларацию об основных принципах политики в деле охраны окружающей среды, повестку дня, содержащую программу действия на XXI столетие, и ряд заявлений и конвенций.
Основные международные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды: Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП, учрежденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15.12.72 во исполнение рекомендаций Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП, учрежденный в 1948 г. как неправительственная организация; Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, учрежденная в 1946 г., и ряд других организаций.
Глава 3
СОСТАВ И ИСТОЧНИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВДА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
3.1. ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Понятие дорожный транспорт обозначает несколько видов транспорта, имеющих различную техническую базу, но объединенных эксплуатацией на дорожной сети общего пользования. К видам дорожного транспорта относятся:
автомобильный транспорт;
городской электрический уличный транспорт (трамвай, троллейбус);
немеханический транспорт - использует мускульную силу человека (велосипед, велорикша) или животных (гужевой, вьючный).
Наибольшее практическое значение имеют первые два из указанных видов дорожного транспорта.
В дорожном транспорте пути сообщения организационно и экономически обособлены от субъектов, непосредственно осуществляющих транспортную деятельность.
В дорожном транспорте имеются два экономических сектора, достаточно развитых и многочисленных по составу субъектов их деятельности: коммерческий и некоммерческий. Деятельность в области дорожного транспорта может осуществляться как на профессиональной основе, так и гражданами в их личных, бытовых целях. Подвижной состав дорожного транспорта включает: автомобили различного назначения (легковые автомобили, автобусы, грузовые и специальные автомобили) и мотоциклы; экипажи городского электротранспорта (троллейбусы и вагоны трамвая); гужевые повозки; в ближайшей перспективе - электромобили. Автомобильный транспорт имеет наибольшее значение и удельный вес в составе дорожного транспорта.
В составе автомобильного транспорта имеются оба вышеназванных экономических сектора, причем коммерческий сектор не только оказывает непосредственно транспортные услуги по перевозке пассажиров, грузов, багажа и почты, но эксплуатирует специальные
61
автомобили, оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств различных владельцев, аренде, прокату и парковке автомобилей и др. (рис.3.1).
В коммерческом секторе следует выделить два направления деятельности: во-первых, это деятельность, целью которой является оказание транспортных услуг и выполнение транспортных работ (иначе говоря, транспортная деятельность относится к основному производству); во-вторых, это деятельность, в процессе которой транспортные услуги и работы «на сторону» не оказываются и не выполняются (например, перевозки закупленных материалов автомобилями промышленного предприятия для целей осуществления основного производственного процесса). И в том и в другом случае транспортная деятельность осуществляется только на профессиональной основе.
Автотранспортная некоммерческая деятельность также имеет два направления: во-первых, это автомобильные перевозки во время осуществления государственной и муниципальной службы (милицейский и военный транспорт; пожарные, спасательные автомобили и проч.); во-вторых, к некоммерческому сектору относится транспортная деятельность граждан, в личных (бытовых) целях эксплуатирующих автомобили, мотоциклы и прицепы к ним, немеханические транспортные средства. Если государственно-муниципальные потребности в транспорте удовлетворяются на профессиональной основе, то транспортная деятельность граждан является непрофессиональной.
Правовая система автомобильного транспорта не сформирована. Не определен главный вопрос - конкретно в чьем ведении находится автомобильный транспорт. Конституцией (ст.71) установлено, что в ведении Российской Федерации находятся «федеральные транспорт, пути сообщения». В отношении остальных, т.е. не федеральных транспорта и путей сообщения, согласно ст.73 Конституции, вся полнота власти осуществляется субъектами федерации. Но до сих пор не установлено, что именно понимается под федеральным автомобильным транспортом. В других отраслях транспорта этот вопрос разрешен соответствующими федеральными законами, причем наиболее грамотно это сделано на железнодорожном транспорте, в законодательстве которого используется терминология (федеральный железнодорожный транспорт), корреспондирующая с конституционной терминологией. Данной коллизии не возникает в области дорожного хозяйства, где законодательством четко определены субъекты и объекты ведения.
Неопределенность с субъектами, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, усугубляется еще и тем обстоятельством, что на автомобильном транспорте, в первую очередь - пассажирском, наблюдается количественное преобладание отношений, локализуемых на территориях муниципальных образований (городской транспорт). В результате наблюдается ситуация, о которой в народе говорят, что у семи нянек дитя без глаза. Страдают потребители транспортных услуг и клиенты автомобильного транспорта, обслуживание которых осуществляется неупорядоченным образом. Страдают и перевозчики, находящиеся под неограниченным законом прессом чиновничьего аппарата.
Выходом из сложившейся ситуации должно стать скорейшее развитие правовой основы автомобильного транспорта. Потенциально необходимая правовая основа автомобильного
транспорта должна опираться на уже имеющиеся акты законодательства, включать актуальные акты законодательства, принятие которых необходимо для отрасли (рис. 3.2).
Коммерческий автомобильный транспорт может быть как общего, так и не общего пользования. Согласно Гражданскому кодексу (ст.789) «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. 'Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором».
Примером коммерческого автомобильного транспорта не общего пользования может служить учреждение крупным промышленным предприятием дочернего автотранспортного
-.
62
Рис. 3.2 Система правовой основы автомобильного транспорта (пунктиром выделены законы, разработка и принятие которых являются актуальными)
предприятия для удовлетворения имеющихся собственных потребностей в перевозках. Отличие такого автотранспортного предприятия от транспортного цеха состоит в том, что предприятие является самостоятельным юридическим лицом.
Поскольку автомобильный транспорт, прежде всего грузовой, осуществляется по принципу «от двери до двери», он тесно взаимодействует с магистральными видами транспорта, обеспечивая начальные и конечные фазы перевозочного процесса. Это требует координированного взаимодействия организаций различных видов транспорта. Гражданским кодексом установлены общие требования к выполнению перевозок в прямом смешанном сообщении (перевозка пассажиров, груза или багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) (ст.788) и к договорам транспортных организаций (ст.799). Определено, что при перевозках пассажиров, груза или багажа в прямом смешанном сообщении взаимоотношения транспортных организаций и порядок организации перевозок определяются соглашениями, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) сообщениях. Закон о прямых смешанных сообщениях, к которому делается отсылка в Гражданском кодексе, до настоящего времени не может выйти из стадии разработки. Поэтому в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ главой 5 и рядом статей установлен порядок взаимодействия железнодорожного транспорта (включая автомобильный) при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении. Законом установлено, что этот порядок действует до введение в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованные завоз и вывоз грузов и др.). Порядок заключения договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Ныне далеко не все транспортные уставы и кодексы являются разработанными, в частности это относится к автомобильному транспорту, который в результате правового вакуума при
64