Назначение, устройство, техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля Газель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Схема привода рабочей тормозной системы: I — контур передних тормозов; II — контур задних тормозов; 1 — передний тормозной механизм; 2 — главный тормозной цилиндр; 3 — вакуумный усилитель; 4 — задний тормозной механизм; 5 — регулятор давления; 6 — корпус полуоси заднего моста; 7 — сигнализатор
На автомобиле применен гидравлический тормозной привод, который состоит из двухкамерного вакуумного усилителя 3, двухпоршневого главного тормозного цилиндра 2 с бачком, регулятора давления 5, установленного в приводе задних тормозных механизмов.

Содержание работы

Назначение.
Устройство.
Техническое обслуживание.
Причины неисправности и методы устранения.
Ремонт.
Охрана труда.

Файлы: 1 файл

ворд 2003.doc

— 896.50 Кб (Скачать файл)

Для защиты рабочих поверхностей диска  и колодок от попадания на них  пыли, грязи, смазки установлен специальный  щиток.

При торможении от давления жидкости в гидроприводе поршень 5, перемещаясь в корпусе 3, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску 7, а сам корпус, смещаясь на пальцах 15 в направлении, противоположном движению поршня, прижимает наружную колодку к диску. Усилие прижима обеих колодок к диску одинаково и прямо пропорционально давлению в гидроприводе.

При растормаживании колодки отходят  от диска на постоянную величину, определяемую жесткостью уплотнительного кольца 6 поршня. Этим достигается автоматическое регулирование зазора между колодками  и диском и компенсируется износ накладок.

Тормозные механизмы задних колес

Тормозной механизм задних колес: 1 —  болт крепления колесного цилиндра; 2 — колесный цилиндр; 3 — клапан прокачки; 4 — щит тормоза; 5 —  колодка; 6 — защитный чехол; 7 — поршень; 8 — упорное кольцо; 9, 10, 14 и 28 — пружины; 11 — разжимное звено; 12 — приводной рычаг стояночного тормоза; 13 — пластина крепления колодок; 15 — шплинт; 16 — гайка; 17 и 18 — шайбы; 19 — болт; 20 и 22 — заглушки; 21 и 23 — втулки эксцентрика; 24 — эксцентрик; 25 — ось эксцентрика; 26 — гайка; 27 — чашки; 29 — стержень; 30 — трос стояночной тормозной системы

Тормозные механизмы задних колес  колодочные, барабанного типа. Тормозной механизм состоит из щита тормоза 4, на котором крепятся рабочий цилиндр 2, опора колодок с пластиной 13, колодки 5.

Колодки верхними концами входят в  прорези стержней поршней, а нижними  касаются опорной пластины, на которой  удерживаются с помощью стяжных  пружин 9 и 14. Боковая фиксация каждой колодки на щите предусмотрена в  трех точках крепления, к которым ее поджимает пружина 28.

Колесные цилиндры имеют специальное  устройство, поддерживающее постоянный зазор между тормозным барабаном  и колодками по мере износа накладок. Это устройство состоит из упорного разрезного металлического кольца 8, установленного с натягом в тормозной цилиндр. Разрез кольца располагается в верхней части цилиндра у отверстия для прокачки. В центральное отверстие упорного кольца вставляется поршень 7 таким образом, чтобы после поворота его на 90° прорезь на стержне поршня была параллельна плоскости крепления цилиндра к щиту. Поршень упирается в кольцо и может свободно перемещаться в нем в сторону колодок в пределах 1,7—1,9 мм.

По мере износа тормозных накладок и барабана поршень при торможении под давлением жидкости перемещается в цилиндре, увлекая за собой упорное кольцо 8. После торможения поршень под действием стяжных пружин колодок переместится относительно кольца на указанную выше величину, чем обеспечит постоянный зазор между колодками и барабаном.

Тормозные барабаны — цельнолитые, из серого чугуна. В задний тормозной механизм входят детали стояночной тормозной системы: приводной рычаг 12, разжимное звено 11 и детали механической регулировки 21, 23, 24, 25.

 

Стояночная тормозная  система

Стояночная тормозная система: 1 — рычаг; 2 — передний трос; 3 — гайка; 4 — кронштейн; 5 и 8 — задние тросы; 6 — разжимное звено; 7 — рычаг привода; 9 — уравнитель

Стояночная тормозная система  имеет механический привод, действующий  на тормозные механизмы задних колес.

Привод состоит из рычага 1, переднего троса 2 и задних тросов 5 и 8, соединенных между собой уравнителем 9 и закрепленных на кронштейне 4, приваренном к поперечине рамы. Задние тросы воздействуют на рычаги 7 и разжимные звенья 6, расположенные в тормозных механизмах задних колес.

При воздействии на рычаг 1 через  систему тросов 2, 5, 8 и рычагов 7 колодки  тормозных механизмов прижимаются  к барабанам, затормаживая автомобиль. Рычаг 1 фиксируется при помощи храпового  механизма, состоящего из собачки и  зубчатого сектора. При этом выключатель, расположенный на кронштейне крепления рычага в кабине, включает на комбинации приборов красную лампу.

При растормаживании рычаг следует  возвратить в исходное положение. Для  этого необходимо утопить кнопку на торце рукоятки рычага. Тяга, соединяющая кнопку с «собачкой», выведет «собачку» из зацепления с сектором. Под действием усилия руки, пружин тормозных механизмов и задних тросов стояночная тормозная система растормаживается. На комбинации приборов гаснет контрольная лампа.

Стояночный тормоз не требует ремонта, кроме его регулирования. Следует проверить состояние тросового привода. При повреждениях защитных оболочек или тросов необходимо заменить трос в сборе. При износе деталей фиксации включения стояночного тормоза также необходима их замена.

 

Техническое обслуживание тормозной системы Газель

Проверка рабочей  тормозной системы

При работающем двигателе и исправном  вакуумном усилителе педаль тормоза  при торможении не должна доходить до пола кабины — зазор между  педалью и полом должен быть не менее 40 мм.

Работоспособность вакуумного усилителя  проверяется следующим образом: при неработающем двигателе необходимо нажать на тормозную педаль 3—4 раза, а затем, при последующем нажатии  на педаль, удерживая ее с усилием 300—400 Н (30—40 кгс), пустить двигатель. При исправном усилителе педаль несколько переместится к полу, и будет слышно шипение воздуха, проходящего через фильтр усилителя.

Если педаль не перемещается или  ее перемещение затруднено, то причина  в неисправности усилителя или  неправильной регулировке двигателя на холостом ходу.

Исправность системы сигнализации аварийного падения уровня жидкости в бачке главного цилиндра проверяется  путем нажатия на стержень поплавка. При этом на панели приборов должна загореться лампа красного цвета.

 

схематичное изображение тормозной системы автомобиля.


 

Схема тормозной системы: 1 - регулятор  давления; 2 - торсионный рычаг регулятор  давления; 3 - колесный цилиндр заднего  барабанного тормоза; 4 - задний трос стояночного тормоза; 5 - уравнитель заднего троса; 6 - направляющий ролик переднего троса; 7 - передний трос стояночного тормоза; 8 - контур задних тормозов; 9 - рычаг стояночного тормоза; 10 - педаль тормоза; 11-вакуумный усилитель; 12 - бачок гидропривода тормозов; 13 - тормозные цилиндры переднего дискового тормозе; 14 - главный цилиндр гидросистемы тормозов; 15 - контур передних тормозов

В процессе периодического технического обслуживания тормозной системы  произведите очистку деталей  тормоза от посторонних загрязнений, промойте водой и высушите сжатым воздухом. Применять бензин, дизельное топливо, трхлорэтилен или растворители другого типа для промывки - нельзя, так как они разрушают резиновые манжеты и уплотнители. Поверхности фрикционных накладок тормозных колодок должны быть чистыми, без следов грязи и пятен масла.

Гибкие тормозные  шланги

Начиная с пробега в 30 тыс. км, и  далее через каждые 10 тыс. км, - проверяйте состояние тормозных шлангов (отсутствие: потертостей, трещин, следов подтеков тормозной жидкости) и при необходимости  заменяйте их новыми.

 

Передние дисковые тормоза

Через каждые 10 000 км пробега проверяйте состояние накладок тормозных колодок передних дисковых тормозов. Замену колодок производите тогда, когда толщина их накладок уменьшиться до 1,5 мм. В случае, если тормозные колодки снимаете не с целью замены - промаркируйте их, что бы потом их можно было поставить на свое место.

Задние барабанные тормоза

Состояние тормозных колодок задних барабанных тормозов проверяйте через  каждые 20 тыс. км. Для этого выверните болты, затем вставьте их в технологические отверстия и заворачивайте до отделения тормозного барабана от ступицы полуоси. Снятие барабана тормоза можно значительно облегчить, если в зазор между ступицей и нанести средство "Унисма" или "WD-40" и выдержать 10-15 мин. (в принципе, длины резьбы на болтах не всегда хватает для того, чтобы можно было полностью снять тормозной барабан со ступицы полуоси, поэтому весьма неплохо иметь в наборе инструментов парочку болтов такого же диаметра и с таким же шагом резьбы, но с более длинной нарезкой).

Тормозной барабан: А - отверстия; 1-болты; 2 - тормозной барабан

 

 

 


Задний тормоз сo снятым барабаном: 1 - фрикционная накладка; 2 - тормозная  колодка

 

Вид на щит барабанного тормоза  сo стороны заднего моста: 1 - штуцер для прокачки задних тормозов.

 

 

 

После снятия тормозного барабана проверьте  состояние тормозных колодок и их фрикционных накладок. Замену тормозных колодок производите в том случае, если толщина фрикционный накладок уменьшилась до 2 мм (замену колодок производить только парами). Зазор между колодками и барабанами по мере износа фрикционных накладок регулируется автоматически. В случае, если тормозные колодки имеют повреждения или деформированы - замените их новыми. В случае, если на рабочей поверхности тормозных барабанов образовались глубокие риски, проточите и отшлифуйте их. Кроме всего прочего, обязательно проконтролируйте отсутствие течи тормозной жидкости из тормозного цилиндра, а также отсутствие повреждений его резиновых чехлов. Перед установкой барабана заднего тормоза - смажьте посадочный поясок ступицы полуоси тонким слоем графитной смазки. Прокачка задних барабанных тормозов осуществляется через штуцер.

 

Шины

Завод-изготовитель рекомендует производить  проверку давления в шинах автомобиля (включая и запасное колесо), как минимум через каждые 500 км пробега. После каждого замера давления следует проверять отсутствие утечки воздуха через золотник камеры. В случае, если утечка все же есть - следует заменить золотник. Если давление в шине падает, даже при наличии исправного золотника - проверьте камеру или шину (если она бескамерная), если они имеют повреждения - отремонтируйте их. Перед разбортированием шины - обязательно, напротив вентиля камеры поставьте на покрышке метку, а при монтаже ранее снятой покрышки - установите ее в соответствии с этой меткой (это позволит сохранить балансировку у отремонтированного колеса). Снимать покрышку с обода следует только при полностью спущенной камере, при этому, следите за тем, что бы противоположная демонтируемому участку часть покрышки находилась в углублении обода диска В случае, если шина бескамерная, а утечка происходит из-за неплотного соприкосновения покрышки с ободом диска - смажьте обод диска герметизирующим средством (в области контакта с покрышкой). Демонтаж и монтаж покрышки выполняйте с помощью лопатки для монтажа шин и комбинированного ключа для крепления колес. Расстояние между ними при захвате борта покрышки не должно превышать 150 мм. После установки новых покрышек следует обязательно производить балансировку на станции технического обслуживания или в мастерской шиномотажа. Также, после установки новых покрышек, в течение первых 500 км, не рекомендуется двигаться со скоростью более 100 км/ч. При появлении во время движения ненормальных колебаний (вибраций) автомобиля проверьте балансировку колес на станции технического обслуживания. Кроме всего прочего, с целью обеспечения равномерного износа всех колес, завод-изготовитель рекомендует через каждые 10 тыс. км производить перестановку колес в соответствии со приведенной ниже схемой.

 

Регулятор давления (регулятор  усилия торможения) задних тормозов

Через каждые 30 тыс. км пробега следует  производить проверку работоспособности  регулятора давления задних тормозов.

Для этого:

- установите автомобиль на эстакаду (на смотровую яму или на подъемник);

- произведите очистку регулятора  и его резинового чехла от  загрязнений; 

- аккуратно снимите чехол, удалите  остатки смазки и произведите  очистку соединения торсионного  рычага с поршнем регулятора;

- при резком нажатии на педаль  тормоза выступающая часть поршня регулятора давления должна переместиться относительно корпуса, закрутив торсионный рычаг;

- повторив операцию 2-3 раза, убедившись  в работоспособности регулятора  давления, заложите 5-6 г свежей смазки  марки ДТ-1 и наденьте чехол.

В случае, если не наблюдается перемещения  поршня регулятора давления относительно корпуса - обязательно обратитесь на станцию технического обслуживания.

Регулировка свободного хода педали тормоза

В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, через каждые 20 тыс. км пробега, а на новом автомобиле после первых 2-3 тыс. км, следует проверять и, при необходимости, регулировать свободный ход педали тормоза. Величина свободного хода педали тормоза при исправной тормозной системе (при не работающем двигателе) должна быть в пределах 3-5мм. Регулировка свободного хода педали тормоза производится посредством перемещения выключателя стоп-сигнала вместе с буфером при предварительно отвернутой гайке. По окончании регулировки - затяните гайку.

Педаль тормоза: 1 - вакуумный усилитель; 2 - толкатель; 3 - педаль тормоза; 4 -буфер выключателя стоп-сигнала; 5- гайка упорного винта; 6 - выключатель стоп-сигнала; 7- оттяжная пружина педали; 8 - главный цилиндр гидросистемы тормозов .

Вакуумный усилитель  тормозов

В соответствии с рекомендациями завод-изготовителя, следует, как минимум, через каждые 30 тыс. км производить проверку работоспособности вакуумного усилителя, для чего:

- нажмите 5-6 раз на педаль  тормоза (при неработающем двигателе);

- остановите педаль тормоза нажатой до середины ее хода и запустите двигатель.

Если вакуумный усилитель исправен - педаль тормоза, после пуска двигателя, - должна "уйти вперед". Если этого  не происходит - проверьте герметичность  соединений и шланга, связывающего впускную трубу двигателя с вакуумным усилителем (так как не герметичность соединений и шланга приводит к подсосу воздуха и понижению уровня вакуума, что приводит к резкому понижению эффективности работы вакуумного усилителя). Если после устранения причин подсоса воздуха не исправность не устранится - обратитесь на станцию технического обслуживания.

Информация о работе Назначение, устройство, техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля Газель