Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 11:15, реферат
Под городским пассажирским транспортом понимается зарегистрированный на территории РФ автомобильный и электрический транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в пределах города.
К городскому пассажирскому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, маршрутные и линейные такси, которые осуществляют пассажирские перевозки по определенным маршрутам, согласно расписанию движения, за плату в соответствии с установленным тарифом.
По вместимости транспортных средств различают индивидуальный пассажирский транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) и массовый, или общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые дороги и т. п.). К немаршрутным видам городского пассажирского транспорта относят автомобили всех классов, удельный вес которых в пассажирских перевозках постоянно возрастает и требует учета при определении архитектурно-планировочных решений как жилых (селитебных) территорий, так и других городских планировочных структур.
1. НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА (ГПТ) И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ
К городскому пассажирскому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, маршрутные и линейные такси, которые осуществляют пассажирские перевозки по определенным маршрутам, согласно расписанию движения, за плату в соответствии с установленным тарифом.
По вместимости транспортных средств различают индивидуальный пассажирский транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) и массовый, или общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые дороги и т. п.). К немаршрутным видам городского пассажирского транспорта относят автомобили всех классов, удельный вес которых в пассажирских перевозках постоянно возрастает и требует учета при определении архитектурно-планировочных решений как жилых (селитебных) территорий, так и других городских планировочных структур.
Транспортная система города должна
обеспечивать бесперебойное, безопасное
своевременное перемещение
Транспортный комплекс городского пассажирского транспорта (ГПТ) включает индивидуальные (легковые автомобили, мотоциклы, велоси¬педы), массовые (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен, го¬родские железные дороги) и другие виды транспорта. В пределах горо¬да и прилегающих к нему территорий они осуществляют перевозку населения с трудовыми, культурно-бытовыми и прочими целями. Наибольший объем перевозок приходится на массовые виды транспорта. Поэтому городские органы управления должны уделять их развитию особое внимание и учитывать их важную роль при фор-мировании концепций, программ и других плановых документов.
Необходимость планирования развития транспортного комплекса ГПТ вызывается рядом причин и прежде всего:
изменением численности и транспортной подвижности населе¬ния города;
необходимостью повышения качества обслуживания населения перевозками;
неодинаковой ролью видов ГПТ в перевозках;
существенными различиями в затратах на создание маршрутной сети и организацию перевозок по видам ГПТ.
Транспортный комплекс ГПТ призван обеспечивать полное и качес¬твенное удовлетворение потребностей населения в перевозках с мини¬мальными издержками. Поэтому плановое регулирование разви-тия тран¬спортного комплекса ГПТ включает развитие всех видов мас-сового тран¬спорта с учетом их особенностей и доли их участия в пассажирских перевозках в городе. Важнейшими целями планового регулирования развития ГПТ служат:
удовлетворение спроса населения на услуги транспорта требуе-мого качества;
безаварийное функционирование транспортных служб. Таким образом, объектами планирования является как транспорт¬ный ком-плекс ГПТ в совокупности, так и его составные части — отдель¬ные виды ГПТ, обеспечивающие указанные цели планового регулиро¬вания.
2. ПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ ГОРОДСКОГО
Совершенствование подвижного
состава и технологии перевозок
значительно опережает
Городской пассажирский транспорт (ГПТ) в настоящее время обслуживает население 1383 городов и поселков городского типа РФ, в том числе автобусом — 1226, городским электротранспортом (трамвай, троллейбус) — 157. Пассажирским транспортом ежегодно перевозится более 29,0 млрд чел. Наряду с «транспортной потребностью» в большинстве городов, особенно крупных и крупнейших, существует и «транспортная проблема», связанная с неудовлетворительным состоянием городского пассажирского транспорта, характеризуемым:
- |
резким сокращением и старением парка подвижного состава. |
- |
сокращением маршрутной сети. |
- |
снижением объема пассажироперевозок. |
- |
ухудшением качества транспортного обслуживания населения общественным транспортом, обусловленным увеличением продолжительности поездки и наполняемости салона подвижной единицы. |
- |
потерей конкурентоспособности
по сравнению с транспортом |
- |
снижением уровня оперативного управления движением подвижного состава; |
- |
ухудшением технико- |
В настоящее время у большинство субъектов РФ и муниципальных образований нет достаточных собственных финансовых ресурсов для обеспечения темпов обновления и наращивания парка ГПТ, его материально-технической базы. Поэтому одним из путей решения транспортной проблемы в городах РФ является совершенствование системы оперативного управления движением.
К основным видам городского пассажирского транспорта по массовости освоенных перевозок относятся: трамвай, троллейбус, автобус и метрополитен.
Применение того или иного вида транспорта для перевозки пассажиров в городах зависит от размера и характера пассажиропотоков, необходимых к освоению, от его провозной способности, от технико-эксплуатационных свойств подвижного состава, себестоимости перевозок, сложившейся планировки города.
В крупных
городах целесообразно
В соответствии с технико-экономическими качествами каждый вид городского транспорта имеет следующие области наиболее рационального применения:
Электропоезда
(метрополитен, пригородные ж. д. транспорт)
обслуживают мощные пассажиропотоки
и разгружают магистрали города от
других видов транспорта. Одна линия
метро может обслуживать
Трамвай
обслуживает магистрали с большими
пассажиропотоками и может быть
использован так же, как продолжение
линий метро в направлениях, связывающие
крупные пригороды с городскими
районами. Особенно перспективен для
этой цели скоростной трамвай. Одна линия
трамвая в зависимости от состава
поездов может обслуживать
Троллейбус
заменяет трамвай и в сравнении
с ним обладает большей маневренностью,
а в сравнении с автобусом
не загрязняет воздушную среду отработавшими
газами. Троллейбусная линия может
обслуживать 5-9 тыс. чел./час. Применять
троллейбус целесообразно при
Автобус,
обладая высокой
В средних, малых городах и поселках городского типа, автобус, как правило, является единственным видом транспорта. Особое место занимает обслуживание пригородных сообщений. Автобусная линия может обслужить до 5-7 тыс.чел./час по одной полосе движения.
3. ПОКАЗАТЕЛИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА ГПТ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА
Городской транспорт является частью многофункционального городского хозяйства. Необходимость в массовом городском транс-порте возникла в 18 в., когда крупнейшие города мира достигли зна-чительных размеров, и дальнейшее их развитие сдерживалось отсут-ствием транспортных средств, обеспечивающих связь между основ-ными районами города.
Городской транспорт, выполняя функции связи между основ-ными элементами города, призван обеспечивать перевозки населения и грузов, экономить время и энергию, затрачиваемые на передвижения, при условии соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов.
Городской транспорт классифицируют по следующим основным признакам:
Ø назначению: 1) пассажирский, предназначенный для перевозки населения, грузовой - для перевозки грузов; 2) специальный, выпол-няющий специфические функции (санитарные, пожарные, уборочные и др.);
Ø расположению относительно улиц города: 1) уличный; 2) под-земный; 3) надземный; 4) водный; 5) воздушный;
Ø характеру путевых устройств: 1) рельсовый и 2) безрельсовый;
Ø форме обслуживания: 1) массовый и 2) индивидуальный;
Ø роду используемой двигательной силе: 1) электрической (посто-янного и переменного тока) и 2) тепловой тяге (паровые, двигатели внутреннего сгорания, реактивные).
К основным показателям,
характеризующим подвижной
Различают подвижной состав
четырех видов массового город-
Парком подвижного состава или списочным парком называется общее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, прицепов, находящихся в распоряжении автопарка предприятия (АТО) и числящихся на его балансе.
Информация о работе Организация работы городского пассажирского транспорта