Организация работы городского пассажирского транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Под городским пассажирским транспортом понимается зарегистрированный на территории РФ автомобильный и электрический транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в пределах города.
К городскому пассажирскому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, маршрутные и линейные такси, которые осуществляют пассажирские перевозки по определенным маршрутам, согласно расписанию движения, за плату в соответствии с установленным тарифом.
По вместимости транспортных средств различают индивидуальный пассажирский транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) и массовый, или общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые дороги и т. п.). К немаршрутным видам городского пассажирского транспорта относят автомобили всех классов, удельный вес которых в пассажирских перевозках постоянно возрастает и требует учета при определении архитектурно-планировочных решений как жилых (селитебных) территорий, так и других городских планировочных структур.

Файлы: 1 файл

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОТРАСЛЕЙ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

1. НАЗНАЧЕНИЕ  ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА (ГПТ) И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

Под городским пассажирским транспортом понимается зарегистрированный на территории РФ автомобильный и электрический транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в пределах города.

К городскому пассажирскому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, маршрутные и линейные такси, которые осуществляют пассажирские перевозки по определенным маршрутам, согласно расписанию движения, за плату в соответствии с установленным тарифом.

По вместимости транспортных средств  различают индивидуальный пассажирский транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) и массовый, или общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые  дороги и т. п.). К немаршрутным видам городского пассажирского транспорта относят автомобили всех классов, удельный вес которых в пассажирских перевозках постоянно возрастает и требует учета при определении архитектурно-планировочных решений как жилых (селитебных) территорий, так и других городских планировочных структур.

Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное своевременное перемещение людей  и грузов.

К числу важнейших отраслей жизнеобеспечения городов относится пассажирский транспорт, от функционирования которого зависит как работа хозяйственного комплекса, так и качество жизни населения.

Для услуг, предоставляемых  перевозчиком, критерии качества приводятся в следующем порядке:

Надёжность - пассажир должен быть уверен, что транспортное средство доставит вовремя (время поездки).

Безопасность

Удобство - зависит от наполняемости транспортного средства, от возможности беспересадочного движения.

Чистота и комфорт.

Основные количественные показатели пассажирского транспорта общего пользования:

Пассажирооборот (число  пассажиров, перевезенных за ед. времени)

Количество выполненных  рейсов

Интервал движения на маршруте

Средняя скорость движения

Стоимостной показатель (величина тарифа)

Администрация города, исходя из транспортных потребностей населения, формирует маршрутную сеть, открывает  регулярные маршруты, организует введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры маршрутной сети, необходимых для  осуществления перевозок.

Муниципальные заказы на осуществление перевозок пассажирским транспортом без бюджетного финансирования размещаются на конкурсной основе среди  предприятий (предпринимателей), способных  обеспечить требуемые безопасность и регулярность перевозок по установленным  расписаниям только в случае превышения количества поданных от предприятий (предпринимателей) заявок на право осуществления перевозок  по конкретному маршруту предельному  количеству подвижного состава, обеспечивающему  безопасность перевозок.

С победителями конкурса, а также с предпринимателями (предприятиями), допущенными к осуществлению  перевозок пассажиров без проведения конкурсов, заключается договор.

Перевозчик обязан:

-согласовать маршрут,  график и расписание движения  транспортных средств с Комитетом по транспорту;

-заключить договор  с уполномоченным юридическим  лицом на диспетчерское обслуживание  и использование объектов инфраструктуры  обустройства маршрутной сети, обеспечивать  поступление своевременных и  достоверных данных о выполненном  объеме транспортной работы, регулярности  выполнения расписания.

Маршрутные и прочие пассажирские перевозки автомобильным  транспортом подлежат лицензированию в соответствии с действующим  законодательством о лицензировании. Перевозки городским электрическим  транспортом лицензирования не требуют.

 

Транспортный комплекс городского пассажирского транспорта (ГПТ) включает индивидуальные (легковые автомобили, мотоциклы, велоси¬педы), массовые (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен, го¬родские железные дороги) и другие виды транспорта. В пределах горо¬да и прилегающих к нему территорий они осуществляют перевозку населения с трудовыми, культурно-бытовыми и прочими целями. Наибольший объем перевозок приходится на массовые виды транспорта. Поэтому городские органы управления должны уделять их развитию особое внимание и учитывать их важную роль при фор-мировании концепций, программ и других плановых документов.

Необходимость планирования развития транспортного комплекса  ГПТ вызывается рядом причин и прежде всего:

изменением численности  и транспортной подвижности населе¬ния города;

необходимостью повышения  качества обслуживания населения перевозками;

неодинаковой ролью видов  ГПТ в перевозках;

существенными различиями в  затратах на создание маршрутной сети и организацию перевозок по видам  ГПТ.

Транспортный комплекс ГПТ  призван обеспечивать полное и качес¬твенное удовлетворение потребностей населения в перевозках с мини¬мальными издержками. Поэтому плановое регулирование разви-тия тран¬спортного комплекса ГПТ включает развитие всех видов мас-сового тран¬спорта с учетом их особенностей и доли их участия в пассажирских перевозках в городе. Важнейшими целями планового регулирования развития ГПТ служат:

удовлетворение спроса населения  на услуги транспорта требуе-мого качества;

безаварийное функционирование транспортных служб. Таким образом, объектами планирования является как  транспорт¬ный ком-плекс ГПТ в совокупности, так и его составные части — отдель¬ные виды ГПТ, обеспечивающие указанные цели планового регулиро¬вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОДВИЖНОЙ  СОСТАВ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО  ТРАНСПОРТА (ГПТ)

Совершенствование подвижного состава и технологии перевозок  значительно опережает совершенствование  оперативного управления движением. Это  обусловлено прежде всего сложностью процесса управления. С увеличением степени износа элементов транспортной системы ГПТ и соответственно частоты отказов (техническая неисправность подвижного состава, рельсового пути, контактно-кабельной сети), роста объема эксплуатационной работы функции оперативного управления движением усложняются. Это приводит к повышению трудоемкости процессов оперативного управления и снижению качества управляющих воздействий.

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) в настоящее время обслуживает  население 1383 городов и поселков городского типа РФ, в том числе  автобусом — 1226, городским электротранспортом (трамвай, троллейбус) — 157. Пассажирским транспортом ежегодно перевозится  более 29,0 млрд чел. Наряду с «транспортной потребностью» в большинстве городов, особенно крупных и крупнейших, существует и «транспортная проблема», связанная с неудовлетворительным состоянием городского пассажирского транспорта, характеризуемым:

-

резким сокращением и  старением парка подвижного состава.

-

сокращением маршрутной сети.

-

снижением объема пассажироперевозок.

-

ухудшением качества транспортного  обслуживания населения общественным транспортом, обусловленным увеличением  продолжительности поездки и  наполняемости салона подвижной  единицы.

-

потерей конкурентоспособности  по сравнению с транспортом субъектов  малого предпринимательства;

-

снижением уровня оперативного управления движением подвижного состава;

-

ухудшением технико-экономических  показателей работы и финансового  состояния транспортных хозяйств (пробега, коэффициента выпуска, вагоно-часов и машино-часов работы на линии). Финансовое положение большинства предприятий общественного пассажирского транспорта близко к критическому.


 

 

В настоящее время у большинство субъектов РФ и муниципальных образований нет достаточных собственных финансовых ресурсов для обеспечения темпов обновления и наращивания парка ГПТ, его материально-технической базы. Поэтому одним из путей решения транспортной проблемы в городах РФ является совершенствование системы оперативного управления движением.

 

К основным видам  городского пассажирского транспорта по массовости освоенных перевозок  относятся: трамвай, троллейбус, автобус  и метрополитен.

 

Применение  того или иного вида транспорта для  перевозки пассажиров в городах  зависит от размера и характера  пассажиропотоков, необходимых к  освоению, от его провозной способности, от технико-эксплуатационных свойств  подвижного состава, себестоимости  перевозок, сложившейся планировки города.

В крупных  городах целесообразно применять  все виды ГПТ, координируя и распределяя  работу между ними в соответствии с их технико-эксплуатационными  качествами и себестоимостью перевозок, учитывая при этом преимущества и  недостатки различных видов ГПТ.

В соответствии с технико-экономическими качествами каждый вид городского транспорта имеет  следующие области наиболее рационального  применения:

Электропоезда (метрополитен, пригородные ж. д. транспорт) обслуживают мощные пассажиропотоки  и разгружают магистрали города от других видов транспорта. Одна линия  метро может обслуживать пассажиропоток мощностью 50-60 тыс.чел/час. Использовать метро целесообразно при пассажиропотоке на одной линии не менее 60 тыс. чел./сутки.

Трамвай обслуживает магистрали с большими пассажиропотоками и может быть использован так же, как продолжение  линий метро в направлениях, связывающие  крупные пригороды с городскими районами. Особенно перспективен для  этой цели скоростной трамвай. Одна линия  трамвая в зависимости от состава  поездов может обслуживать пассажиропоток до 15-18 тыс. чел. /час. Применять трамвай  целесообразно при пассажиропотоке  не менее 5 тыс. чел. /сутки.

Троллейбус  заменяет трамвай и в сравнении  с ним обладает большей маневренностью, а в сравнении с автобусом  не загрязняет воздушную среду отработавшими  газами. Троллейбусная линия может  обслуживать 5-9 тыс. чел./час. Применять  троллейбус целесообразно при пассажиропотоке  не менее 2 тыс.чел./сутки.

Автобус, обладая высокой маневренностью, выполняет ряд разнообразных  функций. Основными функциями следует  считать обслуживание самостоятельных  линий в тех частях города, где  отсутствуют другие виды транспорта, также подвоз пассажиров к станциям метро из микрорайонов.

В средних, малых городах и поселках городского типа, автобус, как правило, является единственным видом транспорта. Особое место занимает обслуживание пригородных  сообщений. Автобусная линия может  обслужить до 5-7 тыс.чел./час по одной полосе движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА ГПТ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА ПОДВИЖНОГО  СОСТАВА

Городской транспорт является частью многофункционального городского хозяйства. Необходимость в массовом городском транс-порте возникла в 18 в., когда крупнейшие города мира достигли зна-чительных размеров, и дальнейшее их развитие сдерживалось отсут-ствием транспортных средств, обеспечивающих связь между основ-ными районами города.

Городской транспорт, выполняя функции связи между основ-ными элементами города, призван обеспечивать перевозки населения и грузов, экономить время и энергию, затрачиваемые на передвижения, при условии соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов.

Городской транспорт  классифицируют по следующим основным признакам:

Ø назначению: 1) пассажирский, предназначенный для перевозки населения, грузовой - для перевозки грузов; 2) специальный, выпол-няющий специфические функции (санитарные, пожарные, уборочные и др.);

Ø расположению относительно улиц города: 1) уличный; 2) под-земный; 3) надземный; 4) водный; 5) воздушный;

Ø характеру путевых устройств: 1) рельсовый и 2) безрельсовый;

Ø форме обслуживания: 1) массовый и 2) индивидуальный;

Ø роду используемой двигательной силе: 1) электрической (посто-янного и переменного тока) и 2) тепловой тяге (паровые, двигатели внутреннего сгорания, реактивные).

К основным показателям, характеризующим подвижной состав ГПТ относятся: 1) вместимость; 2) провозная способность; 3) скорость сообщения; 4) динамические показатели - ускорение, техническая скорость, замедление; 5) габариты; 6) масса; 7) комфортабельность.

Различают подвижной состав четырех видов массового город-ского пассажирского транспорта: трамвая, троллейбуса, автобуса и метрополитена (табл. 4.2). В пределах каждого вида транспорта по-движной состав классифицируется по вместимости (малой средней, большой), наличию двигателя (моторный или прицепной), осности (двух-, трех-, четырехосные и т. д.), этажность (одно-, двухэтажные), типу кузова (сочлененный или нет), расположению управления (одно- или двустороннее) и другими признаками.

Парком подвижного состава или списочным парком называется об­щее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, прице­пов, находящихся в распоряжении автопарка предприятия (АТО) и числящих­ся на его балансе.

Информация о работе Организация работы городского пассажирского транспорта