Отчет по практике в ГЛХУ "Борисовский лесхоз"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:52, отчет по практике

Описание работы

Как говорилось ранее в пояснительной записке челюстные погрузчики ПЛ – 1В и ЛТ – 65Б за 30 лет не претерпели каких либо радикальных изменений в конструкции из чего можно сделать вывод о том, что эти погрузчики зарекомендовали себя как надёжные машины в условиях лесосеки. Однако со временем любая, даже самая надёжная машина устаревает морально, поэтому для хорошей и высокопроизводительной работы, ответственные узлы и агрегаты должны заменятся на более новые и надёжные разработки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ 4
2. ЛЕСОСЕЧНЫЕ РАБОТЫ 11
2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 11
2.2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ЛЕСОСЕКЕ 13
2.3. ОСНОВНЫЕ ЛЕСОСЕЧНЫЕ РАБОТЫ 15
2.3.1. БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕСОСЕЧНЫХ РАБОТ 17
2.4. МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ВАЛКА ДЕРЕВЬЕВ 19
2.5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТРЕЛЕВКИ ДРЕВЕСИНЫ 21
2.6. ОЧИСТКА ДЕРЕВЬЕВ ОТ СУЧЬЕВ 23
2.6.1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ОБРЕЗКЕ СУЧЬЕВ 23
2.7. ПОГРУЗКА ДРЕВЕСИНЫ НА ВЕРХНИХ СКЛАДАХ 24
2.8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ЛЕСОСЕКЕ 24
2.9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН НА ЛЕСОСЕКЕ 25
3. ТРАНСПОРТ ЛЕСА 27
3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 27
3.2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГ, ТЯГОВЫЙ И ПРИЦЕПНОЙ СОСТАВ 28
4. ЛЕСОСКЛАДСКИЕ РАБОТЫ 31
4.1. НАЗНАЧЕНИЕ НИЖНИХ ЛЕСНЫХ СКЛАДОВ 31
4.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЛЕСНЫХ СКЛАДОВ 37
4.3. ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЦЕХ 46
5. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 49
5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 49
5.2. СБОР СЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА 50
5.3. ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ПИТОМНИКАХ 51
5.4. УХОД ЗА НАСАЖДЕНИЯМИ И СОДЕЙСТВИЕ ЕСТЕСТВЕННОМУ ВОЗОБНОВЛЕНИЮ ЛЕСА 55
5.5. ОХРАНА НАСАЖДЕНИЙ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ ЛЕСА И ПОЖАРОВ 56
6.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 58
6.1. КОНСТРУКЦИЯ ЧЕЛЮСТНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ 58
6.2. ХРОНОМЕТРАЖНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ 66
6.3. ПОРЯДОК РАБОТЫ ЛЕСОПОГРУЗЧИКОВ ПЛ-1В И ЛТ-65Б 72
6.4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНСТРУКЦИИ ПОГРУЗЧИКОВ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

 

 

2.5. Технологические процессы трелевки древесины

 

Под трелевкой понимается процесс перемещения деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта или места складирования (штабелевки в запас). Трелевка является важнейшей операцией технологического процесса. На ее долю приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 10-12% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовительного процесса. Трелевка относится к первичному транспорту, резко отличающемуся от других его видов. Она проводится в трудных условиях, при полном бездорожье, на любых грунтах и по снегу, с преодолением многочисленных препятствий. Машины, применяемые на трелевке, обладают высокими тяговыми усилиями, значительной проходимостью, минимальными скоростями движения.

Существуют различные  средства и способы трелевки:

по виду перемещаемого  груза - трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов;

по способу трелевки - за комли, за вершины;

по положению перемещаемого  груза относительно земли - волоком, в полупогруженном, в полуподвесном, в погруженном, в подвесном положениях;

по способу формирования пачки - с помощью чокеров, манипуляторов, клещевых захватов.

Наибольшее распространение  получила трелевка деревьев и хлыстов  в полупогруженном положении. В  недалеком будущем, по мере внедрения  новых машин на валке и трелевке леса, основным способом будет трелевка деревьев за комли, так как работа всех лесозаготовительных машин будет основана на этом способе. Применение трелевки деревьев позволяет перенести весьма трудоемкую операцию - очистку деревьев от сучьев - на лесопогрузочные пункты или нижние склады, где имеются условия механизации и автоматизации производства.

Трелевочные тракторы являются самыми распространенными машинами на трелевке леса. Они мобильны, маневренны, могут  заезжать на лесосеку и собирать поваленные деревья (хлысты) и перемещать (трелевать) их к лесопогрузочному пункту. Применение их на трелевке ограничивается уклонами трелевочных волоков и несущей способностью грунтов.

Тракторы для трелевки леса подразделяются по типу ходовых опор, назначению и  технологическому оборудованию для  формирования перемещаемой пачки леса. По типу ходовых опор трелевочные тракторы бывают гусеничные и колесные, а по назначению - специальные трелевочные и общего назначения (общепромышленные). Специальные тракторы приспособлены для перемещения лесоматериалов в полупогруженном положении. Ходовая часть этих тракторов эластична и позволяет лучше преодолевать препятствия. Специальные тракторы имеют технологическое оборудование для формирования пачки.

В настоящее время применяют  трелевочные тракторы с канатной оснасткой (рис.2.5,а), с гидроманипуляторами (рис.2.5,б,в) и клещевыми захватами (рис.2.5,г).

 



Рис. 2.5.  Трелевочные тракторы:

а — гусеничный трелевочный трактор ТТ-4: —лебедка; 2 — откидной погрузочный щит; бив — трелевочные тракторы с гидроманипулятором ТБ-1 и ЛП-18А; — поворотная колонка; 2 —стрела; 3 — рукоять; 4 — клещевой захват; 5 — коник; 6 — гидроцилиндры; 7 — бульдозерный нож; 8 — цепная передача; г — гусеничный  трактор с клещевым захватом ЛТ-89: — рама; 2 — лебедка; 3 — стрела (арка); 4 — клещевой захват; 5 — гидроцилиндр

 

На тракторах с канатной оснасткой установлены лебедка для формирования и подтягивания пачки хлыстов (деревьев) и откидной погрузочный щит, на который посредством чокеров и тягового каната, натягиваемого на барабан лебедки, затаскивается передний конец пачки. Тяговый канат длиной 40-50 м на конце имеет петлю, в которую вставляется стопорное разрезное кольцо. Чокер представляет собой отрезок каната длиной от 1,7 до 2,5 м и диаметром 12-16 мм, имеющего на одном конце кольцо, на другом - крюк. Чокер предназначен для зацепки деревьев, хлыстов или сортиментов.

Для устранения ручного  труда и механизации процесса формирования пачки на тракторе вместо погрузочного щита и лебедки установили гидроманипулятор и зажимной коник. К тракторам с гидроманипуляторами  относится ТДТ-55А (рис.2.5,б). Он предназначен для трелевки деревьев и хлыстов в районах с со средним объемом хлыста до 0,4 м3, а также для выполнения вспомогательных работ на лесосеке: подготовки волоков и погрузочных площадок, выравнивания комлей, окучивания хлыстов.

Колесная трелевочная  машина ТТР-401 относится к числу легких трелевочных машин (выполнена на базе МТЗ-82) и предназначена для трелевки деревьев, хлыстов и сортиментов в равнинной и слабохолмистой местности, с хорошей несущей способностью грунтов, в полуподвешенном положении, в насаждениях со средним объемом хлыста до 0,3 м3.

Базовой моделью трелевочной  машины ТТР-401 является сельскохозяйственный трактор МТЗ-82.1, оборудованный трелевочным  приспособлением, торцевателем и специальными ограждениями. Трелевочное приспособление навешивается на заднюю навесную систему, а отвал устанавливается на раме спереди трактора. Трелевочное приспособление оснащено лебедкой с канатом и чокерными замками. Привод лебедки осуществляется от заднего вала отбора мощности через карданный вал. Для подъема (опускания) трелевочного приспособления и отвала, а также включения муфты привода лебедки используется гидросистема трактора. С целью обеспечения безопасности труда кабина трактора и трелевочное приспособление оборудованы специальными оградительными решетками.

Плавное сматывание каната без вращения по инерции достигается за счет автоматического тормоза, предотвращающего инерционное вращение барабана. Благодаря этому канат плотно лежит на барабане без перехлестов и слабины. Тормоз лебедки позволяет удерживать пачку деревьев на погрузочном щите при трелевке или груз на весу при отключенном приводе лебедки.

 

2.6. Очистка деревьев от сучьев

 

Очистка деревьев от сучьев производится на пасеке, трелевочном  волоке, лесопогрузочном пункте и  на лесопромышленном складе. Выбор места выполнения рассматриваемой операции зависит от принятого технологического процесса и наличия машин, механизмов и установок. В свою очередь в лесозаготовительном процессе должна быть предусмотрена возможность максимального сохранения лесной среды и использования всей биомассы дерева. Сохранению лесной среды (подроста, оставляемых деревьев, почвенного покрова на волоках) способствует очистка деревьев от сучьев на пасеке и укладка сучьев на волок для его укрепления, что особенно необходимо при разработке лесосек со слабой несущей способностью грунтов.   

Для очистки  деревьев от сучьев на лесосеке и на лесопогрузочном пункте применяются  топоры и моторные инструменты.

 

2.6.1. Требования охраны и безопасности труда при обрезке сучьев

 

Очистка деревьев от сучьев осуществляется сучкорезной машиной ЛП-30Г. На сучкорезных машинах разрешается работать лицам не моложе 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование, обучение и инструктаж по технике безопасности и имеющим соответствующее удостоверение. Каждая сучкорезная машина должна быть укомплектована аптечкой, огнетушителем и бачком для питьевой воды не менее чем на три литра. Оператору запрещается перевозить кого-либо на машине как в кабине так и вне ее. Технический уход, ремонт машины, очистку ее от грязи и древесных остатков можно производить только при остановленном двигателе. При этом толкатель сучкорезной машины должен быть опущен на землю, стрела установлена в транспортное положение, а привод насосов гидросистемы отключен.

Запрещается курить при  заправке машины топливом и маслом и пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя и узлов гидросистемы. После прогрева двигателя оператор обязан опробовать работу всех механизмов и убедиться в их исправности.

Приступая к работе, оператор обязан подать сигнал и убедится в отсутствии в опасной зоне механизмов и посторонних лиц. Перемещение машины при протаскивании дерева запрещается. Оператору запрещается: допускать к работе на машине потусторонних лиц; выходить из кабины при протаскивании дерева через сучкорезную головку; оставлять машину без наблюдения; допускать в зону действия захвата посторонних лиц и находиться самому под стрелой или поднятым манипулятором при работающем двигателе; работать при силе ветра более 10м/с и в грозу.

Нельзя убирать срезанные  сучья от сучкорезной головки вручную во время работы машины. По окончанию работы необходимо захват протаскивающего механизма переместить к сучкорезной головке, гидроманипулятор опустить на землю, а стрелу установить в транспортное положение или опустить головкой вниз.

 

2.7. Погрузка древесины на верхних складах

 

Погрузка древесины  на подвижной состав лесовозных дорог  может производиться после валки  и трелевки или из запасов, созданных  вдоль усов, веток лесовозных дорог  и на лесопогрузочных пунктах (верхних  складах). В зависимости от принятого технологического процесса погрузку деревьев, хлыстов или сортиментов можно вести поштучно, пачками небольшого объема и крупными пакетами, равными по объему грузоподъемности единицы подвижного состава.

Более полное описание погрузчиков и методов их работы расположено в индивидуальном задании отчёта.

2.8. Заключительные работы на лесосеке

 

К заключительным работам  на лесосеке относятся очистки лесосек  от отходов лесозаготовок, а также  переработка этих отходов, тонкомерных  и других деревьев, непригодных для выпуска сортиментов, на щепу.

Очистка лесосек после  их разработки является обязательной и проводится с целью создания благоприятных условий для выполнения работ по возобновлению леса, обеспечения  пожарной безопасности и санитарных требований.

При сплошных рубках в  хвойных и лиственных насаждениях  на сырых и влажных почвах, где  самосев леса возможен в основном на микровозвышениях, отходы лесозаготовок  собирают вручную в небольшие  кучи высотой до 0,5м. Кучи располагают  между пнями на свободных от подроста местах. На сухих песчаных почвах и, особенно в сосновых насаждениях на каменистых почвах в твердолиственных насаждениях отходы лесозаготовок измельчают и разбрасывают по всей площади лесосеки. Это позволяет задерживать влагу в почве, обогатить ее органическими веществами и защитить самосев леса от солнцепека.

Если на лесосеках  отсутствует жизнеспособный подрост  или лесосеки разрабатывались без  сохранения подроста, очистку лесосек  рекомендуется производить механизированным способом путем сбора отходов лесозаготовок в валы, которые должны располагаться параллельно рядам будущих лесных культур. Очистка лесосеки подборщиком сучьев ЛТ-161 производиться сразу после разработки лесосеки, в том числе и зимой, если глубина снега не превышает 0,5 м. При этом необходимо соблюдать следующие основные правила. Подборщик должен совершать прямолинейные челночные ходы с разворотом на границах лесосеки. Валы отходов лесозаготовок следует располагать параллельными рядами на расстоянии 15—25 м друг от друга в зависимости от захламленности лесосеки. Причем крайние валы не должны ближе 15 м от границ лесосеки, а концы валов — ближе 8— 10 м от стены леса. Валы при тракторной трелевке следует размещать в основном на волоках и по границам пасек. Вал должен быть плотным, шириной не более 1,5—2,5 м, сотой — 0,8—1,2 м. Валы высотой более 1,2 м и рыхлые валы необходимо уплотнять гусеницами подборщика. Собранные отходы лесозаготовок затем используются населением на топливо, перерабатываются на технологическую щепу или же уплотняются гусеницами трактора и оставляются на перегнивание.

 

2.9. Техническое обслуживание машин  на лесосеке

 

Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций направленных на поддержание машин  и механизмов в работоспособном  состоянии при использовании их по назначению, в ожидании его, при хранении и транспортировке. В комплекс этих операций входят уборочно-моечные, заправочные, смазочные, крепежные, регулировочные и контрольно-диагностические работы, выполняемые, как правило, без снятия узлов и агрегатов.

Текущий ремонт производится с целью восстановления работоспособности  машин и оборудования или их составных  частей.

Техническое обслуживание и текущий ремонт машин и оборудования на лесосеке желательно вьполнять с  помощью передвижных ремонтных мастерских ЛВ-8А, ЛВ-193, ЛВ-176 и др., которые направляются на мастерские участки по заявкам мастеров лесозаготовок.

В состав передвижной  ремонтно-обслуживающей бригады  входят слесарь-механик (бригадир), водитель машины и один-два слесаря.

Для обслуживания гидросистем лесозаготовительных машин может быть применена передвижная установка ЛВ-170А, выполненная на базе трелевочных тракторов Онежского и Алтайского заводов.

Если на предприятии  отсутствуют ПРМ, на мастерских участках организуются ППТО, укомплектованные ремонтно-обслуживающими бригадами из двух-трех человек: бригадира-механика и одного-двух слесарей. На зимний период состав бригады может быть увеличен. Для ППТО имеется слесарно-инструментарная мастерская ВО-63 на базе обогревательного домика ЛВ-157. Она предназначена для выполнения слесарных работ, хранения запасных частей и инструмента и размещения бригады по ТО и ТР.

Заправка бензиномоторных  пил топливом и маслом для смазки пильных аппаратов должна производиться  из специальных переносных двухсекционных бачков, которые поставляются вместе с бензопилами. Топливная смесь для бензопил готовится централизованно на складе ТСМ лесопункта или ЛЗП. Заправленные ТСМ бачки выдаются мотористам бензиномоторных пил перед выездом на лесосеку.

Сложные виды технических уходов, ремонта машин и оборудования, а так же ремонт бензиномоторных пил и заточка пильных цепей должны выполняться в ремонтных мастерских лесозаготовительного предприятия. Вальщики ежедневно после работы сдают пильные цепи в мастерскую для заточки и взамен получают подготовленные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Транспорт леса


 

3.1. Общие сведения

Информация о работе Отчет по практике в ГЛХУ "Борисовский лесхоз"