Понятие и виды договора перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

Содержание работы

Введение
1.Система правового регулирования договора перевозки
1.1.Гражданский кодекс РФ
1.2.Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения,связанные с перевозками
1.3.Правила перевозок и тарифы
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1.Система договоров перевозки
2.1.1.Договор перевозки груза
2.1.2.Договор перевозки пассажира
2.1.3.Договор фрахтования(чартер)
2.1.4.Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров,багажа
2.1.5.Договоры об организации перевозки грузов
2.1.6.Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов
2.1.7.Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком,регулируемые статьей 791 ГК РФ
2.2.Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и виды договора перевозки.docx

— 196.05 Кб (Скачать файл)

 

14М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268.

15Там же. С.270.

16Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное  право: Курс лекций. / Отв. ред.  О.Н. Садиков. М., 2004. С.472.

17В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999. С.39-40.

18М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.310-312.

19М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.3-5.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативность, своевременность доставки груза играет существенную роль в  их экономической деятельности хозяйствующих  субъектов. Срыв доставки груза может  прервать целую цепочку экономических  отношений, поставить под угрозу совершение сделки, наконец, может явиться  основанием для привлечения получателя груза к ответственности перед  третьими лицами (например, перед покупателям по договору поставки, или клиентами-потребителями).

Тема дипломной работы - договор  перевозки различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом).

Транспорт необходимое  звено процесса перевозки. Транспортировка  грузов и пассажиров регламентируется Международной конвенцией, Гражданским  кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) транспортными уставами, кодексами и иными нормативно правовыми документами, конкретными договорами, при составлении которых важно понимать, что каждый термин может быть поводом к воз¬никновению определенных обязательств, ответственности сторон.

Договор перевозки один из самых  важных в гражданском праве, долгое время рассматривался как отдельный  вид договора подряда. Выделение  договора перевозки в самостоятельный  вид в рамках российского гражданского права длительный и трудный процесс, который завершился только в период становления советского государства.

Актуальность темы настоящей дипломной  работы определяется тем, что ГК РФ содержит общее положение о перевозке  груза и пассажиров. Особенности  отдельных видов перевозок регулируются соответствующими уставами, положениями, которые носят оттенок ведомственности, в которых отсутствуют нормы непосредственно регулирующие сроки перевозки и ответственность перевозчика за их нарушение. Регулирование договоров перевозки ГК РФ и иными ведомственными нормативными правовыми актами порождает несоответствие правовых норм, приводит к пробелам в законодательстве.

Цель дипломной работы проанализировать новые правила перевозки, исследовать  правоприменительную практику и  разъяснения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выявить  данные правовые пробелы в действующем  законодательстве, дать предложение, указать  на особенности, которые следует  учесть при заключении и исполнении договоров перевозки.

Автор настоящее работы ставит перед  собой следующие задачи: Рассмотреть  более детально понятие, систему  классификацию договора перевозки. Определить полный круг участники правоотношений по договору перевозки и их непосредственные действия по прекращению договора перевозки. Проанализировать правовые особенности  договора перевозки. Выделить особенности  отдельных видов договора перевозки. В частности перевозка грузов в прямом и смешанном сообщении, непосредственно договор об организации  перевозки грузов, международную  перевозку грузов, касающийся практически  каждого договор перевозки пассажира.

Выявить условия договора перевозки, при этом отметить срок в договоре перевозки как особое условие  договора. Рассмотреть основания  и виды ответственности перевозчика  за нарушение сроков доставки груза, особенности регулирования споров договора, Возбуждение производства по делам, вытекающим из договора перевозки  груза Соблюдение претензионного порядка  урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки груза

В целом структура дипломной  работы направлена на выполнение поставленных задач. Методы исследования, применяемые  в работе относятся к сравнительно-аналитическим.

Задачи:

1. Изучить историю становления  договора перевозки как самостоятельного  гражданско-правового договора;

2. Рассмотреть понятие, систему  и классификацию договоров перевозки;

3. Рассмотреть особенности участников  правоотношений по договору перевозки;

4. Показать основания прекращения  договора перевозки грузов;

5. Изучить правовые особенности  договора перевозки;

6. Показать особенности регулирования  споров по договору перевозки.

Глава 3. Понятие  и виды договоров перевозки

§ 1. Понятие  и виды договоров перевозки

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и  грузоотправитель, сдающий груз для  перевозки и уплачивающий провозную  плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного  процесса - грузополучателя, с которым  он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор  перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с  которым одна сторона - перевозчик обязуется  доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату*(97). Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т.к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных  случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается  одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актов допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК).

В зависимости от того, каким транспортом  перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными  называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и  т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует  несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка  железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку  груз в этом случае перевозится несколькими  предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской  и другими дорогами).

Прямой смешанной  перевозкой считается перевозка, при  которой на основе одного документа  груз перевозится различными предприятиями  нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

На морском транспорте различают перевозки в малом  каботаже, в большом каботаже и  в заграничном сообщении. Под  малым каботажем понимают перевозку  грузов между российскими портами  одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими  портами разных морей, даже если судно  при этом проходит через иностранные  воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно  признается перевозкой в заграничном  сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные  виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).

Международные полеты воздушных судов выполняются  на основе международных договоров  Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На автомобильном  транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные.

К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного  пункта); к пригородным - перевозки  за пределы черты города (другого  населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение  понятий "перевозка грузов" и "транспортировка  грузов".

В действующем законодательстве, ряде федеральных законов и постановлений  Правительства Российской Федерации  применены понятия "транспортирование  грузов" и "перевозка грузов". Так, в ст. 15 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(98) говорится о грузах, которые "хранятся, транспортируются", а в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"*(99) в ст. 1 "Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе" применяются понятия "перевозка" и "транспортирование" оружия. Статья 25 данного Закона называется "Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия", т.е., перечисляя эти понятия, законодатель полагает, что они не тождественны и означают разные формы перемещения оружия. В Правилах оборота боевого, ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314*(100), также используются оба эти понятия, а разд. VI Правил носит название "Перевозка и транспортирование оружия".

Применяемые в законодательстве понятия "транспортирование грузов" и "перевозка грузов", безусловно, не идентичны, т.к. означают различные  формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов. Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Информация о работе Понятие и виды договора перевозки