Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, реферат
Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.
Введение
1.Система правового регулирования договора перевозки
1.1.Гражданский кодекс РФ
1.2.Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения,связанные с перевозками
1.3.Правила перевозок и тарифы
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1.Система договоров перевозки
2.1.1.Договор перевозки груза
2.1.2.Договор перевозки пассажира
2.1.3.Договор фрахтования(чартер)
2.1.4.Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров,багажа
2.1.5.Договоры об организации перевозки грузов
2.1.6.Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов
2.1.7.Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком,регулируемые статьей 791 ГК РФ
2.2.Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов
Список использованной литературы
Таким образом, понятия "транспортирование грузов" и "перевозка грузов" не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.
§ 2. Основания для заключения договора перевозки
Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.
Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки.
С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.
При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.
Заявка является важнейшим
средством организации
Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.
Однако если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных Транспортным уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки, а перевозчик такую заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом железных дорог.
Особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖД оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. (Таких оснований в транспортных кодексах и уставах других видов транспорта не предусмотрено.)
В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказ возможен в случаях:
- введения согласно ст.29
Устава прекращения или
- отказа владельца
- обоснованного отсутствия
технических и технологических
возможностей осуществления
- в ином случае, предусмотренном
Уставом, иными нормативными
В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.
В соответствии со ст. 11 УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.
В соответствии с Уставом владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.
Аналогичный порядок установлен на речном транспорте; отличие состоит только в сроках подачи декадной заявки: заявка на этом виде транспорта подается за пять дней до наступления декады*(101).
На автомобильном транспорте
заявка представляется в обусловленные
годовым договором на перевозку
грузов автомобильным транспортом
сроки, но не позднее 14 часов накануне
дня начала перевозок грузов в
городском или пригородном
Случаи непредставления
грузоотправителями заявок в срок,
предусмотренный нормами
К такому отказу грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к грузополучателю (например, в связи с переводом грузополучателя в порядке применения договорных санкций на аккредитивную форму расчетов и невыставлением им аккредитива).
В юридической литературе существуют различные мнения относительно значения заявок на отдельных видах транспорта и их юридической природы.
Б.Л. Хаскельберг*(105), К.К. Яичков*(106), С.С. Алексеев*(107) считают, что подача заявки - это самостоятельное одностороннее требование грузоотправителя, которое по своей юридической природе является односторонней сделкой.
По мнению В.Т. Смирнова*(108), К.Ф. Егорова*(109), признать заявку сделкой - значит придать несвойственное ей правообразующее значение, т.к. заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов. Утверждение о том, что подачей заявки грузоотправитель принимает на себя перед перевозчиком обязательство использовать транспортные средства, а перевозчик - установить количество транспортных средств, необходимых для погрузки согласно поданной заявке, является, по их мнению, ошибочным.
Т.Е. Абова полагает, что принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем*(110). В.В. Витрянский считает, что обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора*(111).
Представляется, что точка зрения, в соответствии с которой заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов, наиболее верна.
Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов.
Предъявление груза к перевозке и подача тоннажа на морском транспорте производятся, как правило, в соответствии с месячным графиком подачи судов, согласованным с грузоотправителем. Если график подачи судов не был составлен заранее, подача тоннажа и предъявление груза к перевозке производятся в соответствии с направляемым перевозчиком отправителю уведомлением о дате подачи тоннажа, которое составляется на основании соглашения сторон.
Другой правовой формой в
транспортном законодательстве, с помощью
которой регулируются взаимоотношения
сторон в процессе организации перевозок
грузов, является договор об организации
перевозок грузов. Ранее подобные
договоры применялись при
Применение таких договоров
в тот период и их роль на отдельных
видах транспорта были несколько
различны, но их заключение преследовало
одну цель: урегулировать такие
Напротив, на автомобильном
транспорте, где перевозки грузов
(при большом их объеме) не были достаточно
детализированы, заключение таких договоров
было необходимым средством
Статья 798 ГК РФ предусматривает,
что перевозчики и
Основная цель подобных договоров
на различных видах транспорта -
урегулировать в ходе перевозочного
процесса такие взаимоотношения
сторон, которые не получили достаточного
нормативного разрешения, а также
способствовать выполнению перевозочного
процесса на данный период. Благодаря
заключению долгосрочного договора
об организации перевозок
Взаимовыгодные договоренности создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантией соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов. Установление в долгосрочном договоре каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки грузов освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки. Таким образом, долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях перевозчика и клиентуры, устраняет ненужные разногласия между ними при заключении и исполнении конкретных договоров перевозки. В то же время следует иметь в виду, что заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Стороны - перевозчик и грузовладелец - лишь при обоюдном согласии могут заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе через суд требовать его заключения. В случае подачи искового заявления о принуждении заключить договор или заявления о рассмотрении разногласий по нему, когда стороны не заключили письменного соглашения о передаче спора на разрешение арбитражного суда, последний должен отказать истцу в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Эта точка зрения изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации"*(113). Данная точка зрения изложена в отношении ранее действующего Транспортного устава, однако она имеет весьма существенное значение, т.к. касается отношений, которые не претерпели изменений в новом Уставе.
Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они будут заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер.
Транспортное законодательство не указывает, в какие сроки перевозчиком следует подавать заявки для исполнения обязательства по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.