Понятие и виды договора перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

Содержание работы

Введение
1.Система правового регулирования договора перевозки
1.1.Гражданский кодекс РФ
1.2.Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения,связанные с перевозками
1.3.Правила перевозок и тарифы
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1.Система договоров перевозки
2.1.1.Договор перевозки груза
2.1.2.Договор перевозки пассажира
2.1.3.Договор фрахтования(чартер)
2.1.4.Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров,багажа
2.1.5.Договоры об организации перевозки грузов
2.1.6.Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов
2.1.7.Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком,регулируемые статьей 791 ГК РФ
2.2.Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и виды договора перевозки.docx

— 196.05 Кб (Скачать файл)

В целях обеспечения сохранности  грузов, находящихся в процессе перевозки, двери вагонов, контейнеров, трюмов судов (грузовые помещения) должны быть опломбированы. Опломбирование вагонов, контейнеров, трюмов судов (грузовых помещений) осуществляется либо перевозчиком, либо грузоотправителем, указанным в  перевозочных документах, в зависимости  от того, кем производится погрузка. Исключение составляют вагоны, контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд, после погрузки которых их опломбирование осуществляется по усмотрению и за счет отправителей таких грузов либо перевозчиком, либо выступающей от имени отправителя транспортно-экспедиционной организацией.

Необходимость опломбирования вагонов, контейнеров, грузовых помещений  судов возникает и в пути следования. Если обнаружено отсутствие запорно-пломбировочных устройств на вагонах, контейнерах, грузовых помещениях судов, они пломбируются в соответствии с Правилами перевозок  грузов, действующими на различных  видах транспорта.

Опломбирование вскрывающихся  для таможенного досмотра вагонов, контейнеров, грузовых помещений судов  осуществляется таможенными органами, которые составляют в этих случаях  акт досмотра и прикладывают его  к перевозочным документам. В этих случаях, если груз прибыл с исправными таможенными пломбами и при исправной  перевозке, перевозчики освобождаются  от выдачи груза и не могут нести  ответственность за его несохранность.

Объективным доказательством  отсутствия доступа к грузу при  его перевозке является сочетание  исправности транспортного средства с исправностью запорно-пломбировочного  устройства на прибывшем транспортном средстве. Тем не менее при прибытии грузов в транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными самими перевозчиками, данные перевозчики обязаны проверить состояние и массу груза.

§ 5. Основания прекращения  договора перевозки

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного  обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в  точном соответствии с его условиями  или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает  обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и  принятия груза, поступившего в адрес  грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и Правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Соблюдение установленного порядка и соответствующее оформление выдачи-приемки груза имеют решающее значение для выявления обстоятельств, при которых возникли недостача, порча или повреждение груза. Нарушение перевозчиком или грузополучателем установленных правил выдачи-приемки  груза порой приводит к невозможности  установить, по чьей вине груз поврежден  или утрачен. Выдача груза является конечным моментом, до которого простирается ответственность перевозчика.

В связи с этим немаловажное значение имеет момент, в который  выдача груза считается совершенной. Момент выдачи груза определяется в  зависимости от места, где эта  операция выполняется, и от того, кем  осуществляется выгрузка.

При перевозках грузов в контейнерах  на отдельных видах транспорта при  транспортно-экспедиционном обслуживании, которое производится на основании  договоров предприятий (организаций) грузополучателей с органами автотранспорта, выдача перевозчиком контейнера (на железнодорожном, морском и речном транспорте) завершается  в момент передачи груза шоферу автотранспортного  предприятия.

На автомобильном транспорте выдача груза в контейнере завершается  в момент передачи его на складе грузополучателя. При централизованном вывозе грузов в контейнерах (на железнодорожном, речном и морском транспорте) выдача груза получателю завершается в  момент передачи контейнера шоферу автотранспортного  предприятия на складе грузополучателя.

При поступлении грузов в  вагонах на подъездной путь грузополучателя  выдача груза завершается в момент передачи этого вагона приемосдатчиком  грузополучателю и его росписи  в приемке. При поступлении грузов в порты, пристани, на пути общего пользования - в момент передачи груза представителю  получателя и его росписи в  транспортных документах.

Грузополучатель обязан принять  поступивший в его адрес груз (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 72 УАТ, п. 44 Общих  правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, ст. 111 BK). Учитывая большую важность для перевозчиков своевременного принятия грузополучателями прибывающих в их адрес грузов, уставы и кодексы признают эту обязанность безусловной, за исключением случая, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 72 УАТ, ст. 111 BK). На морском транспорте это исключение не применяется.

Невозможность использования  груза должна быть установлена экспертом  в порядке, предусмотренном законом. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик - возместить затраты, связанные с ремонтом. Правомерность отказа грузополучателя от принятия груза в спорных случаях должна решаться арбитражным судом на основании тщательного изучения обстоятельств дела, заключения экспертизы.

Некоторые авторы считают, что  грузополучатель вправе отказаться от принятия груза, который был утрачен, а затем найден*(141). С этим утверждением следует согласиться.

В транспортном законодательстве по-разному решается вопрос о грузе, который был утрачен, а затем  найден. В соответствии с Общими правилами морской перевозки  грузов, пассажиров и багажа (п. 132), Правилами  перевозки на воздушном транспорте (п. 8.6.3) грузополучатель обязан в  этих случаях принять груз и возвратить перевозчику уплаченную последним  сумму за утрату груза. В Уставе автомобильного транспорта (ст. 140) говорится, что "грузополучатель  вправе потребовать выдачи ему этого  груза, возвратив полученное за его  утрату или недостачу возмещение". В статье 45 Устава железнодорожного транспорта и в ст. 117 Кодекса внутреннего  водного транспорта установлено, что, если груз прибыл по истечении установленного срока, грузополучатель может получить его при условии возврата перевозчику  суммы, полученной им за утрату груза.

Таким образом, если на морском  и воздушном транспорте грузополучатель  обязан принять найденный груз, то на автомобильном транспорте он вправе требовать его выдачи, а на железнодорожном  и речном транспорте может его  получить, возвратив полученную в  качестве компенсации сумму за его  утрату.

Следует отметить, что нельзя отождествлять нормы, согласно которым  грузополучатель обязан принять  поступивший в его адрес груз, с нормами, обязывающими получателя принять груз, который считался утраченным и был впоследствии найден.

Так, грузополучатель обязан принять поступивший в его  адрес груз, который мог быть отправлен  в его адрес ошибочно, по вине грузоотправителя*(142). В этом случае грузополучатель имеет возможность возместить за счет грузоотправителя все убытки, которые образовались из-за поступления ошибочно засланного груза. Все остальные грузы, адресованные ему, грузополучатель обязан получать и вывозить своевременно.

В отношении груза, который  считался утраченным, но впоследствии был найден, складывается совершенно другая ситуация.

Грузополучатель ждал определенный груз, который ему был необходим  в данное время. По истечении какого-либо времени, когда надобность в данном грузе отпала и перевозчик оплатил его стоимость, груз находится, и перевозчик требует, чтобы он был принят получателем. В данном случае получатель, приняв груз, который ему уже не нужен, не может взыскивать понесенные им убытки (за исключением штрафа за просрочку в доставке груза, что обычно составляет небольшую сумму).

Грузополучатель вынужден нести  убытки из-за отсутствия должного порядка  у перевозчика. В связи с этим следует заключить, что редакция ст. 140 Устава автомобильного транспорта, ст. 45 Устава железнодорожного транспорта и ст. 117 Кодекса внутреннего водного  транспорта наиболее правильно определяют положение получателя.

В зависимости от места  выдачи груза и от того, прибыл ли груз в транспортном средстве без  внешних признаков повреждения, а также в зависимости от некоторых  других признаков установлен различный  порядок выдачи грузов.

Грузы, прибывшие в исправном  транспортном средстве с неповрежденными  запорно-пломбировочными устройствами грузоотправителя, выдаются грузополучателю  без проверки количества мест, состояния  и веса груза.

Если транспортное средство прибыло в пункт назначения с  техническими неисправностями, в результате которых возникла возможность доступа  к грузу или его повреждения, или с какими-либо неисправностями  запорно-пломбировочных устройств, перевозчик по требованию получателя и с его  участием или по своей инициативе обязан вскрыть транспортное средство, произвести проверку количества мест, веса и состояния груза и при  необходимости составить коммерческий акт либо акт установленной формы.

Все транспортные уставы и  кодексы устанавливают, что обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности  транспортной организации, грузоотправителей  и грузополучателей, удостоверяются составляемыми перевозчиками коммерческими  актами или актами общей формы (ст. 119 УЖТ, ст. 160 КВBT, ст. 402 КТМ, ст. 167 УАТ, ст. 124 ВК).

Коммерческим актом удостоверяются, как правило, такие обстоятельства, которые в дальнейшем могут явиться  основанием возложения на перевозчика  ответственности за несохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации фактов.

К ним относятся: а) несоответствие между наименованием, весом или  количеством груза в натуре и  данными, указанными в перевозочном документе; б) повреждение и порча  груза; в) обнаружение груза без  документов или документов без груза; г) возвращение перевозчику похищенного  груза из транспортного средства.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в  день выдачи грузов грузополучателю;

при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов;

в пути следования грузов - в  день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить  коммерческий акт в указанные  выше сроки он должен быть составлен  в течение следующих суток.

На железнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или  наливом с перевалкой либо перегрузкой  в пути, отгруженных одним грузоотправителем  в адрес одного грузополучателя  и прибывших в исправных вагонах  без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

Коммерческий акт, как  правило, составляется в трех экземплярах  и заполняется без помарок, подчисток  и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте должны содержаться:

точное и подробное  описание состояния грузов и тех  обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах этой несохранности либо виновности грузоотправителя или перевозчика. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

данные о том, правильно  ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых  в открытом подвижном составе  либо на палубе судов. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из этих нарушений допущено.

Лица, составившие или  подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут  ответственность, установленную законодательством  Российской Федерации.

Коммерческий акт подписывают  грузополучатель, если он участвует  в проверке грузов, и работники  транспортной организации, перечень которых  устанавливается правилами составления  актов на соответствующем виде транспорта. По требованию получателя коммерческий акт должен быть выдан в течение  трех дней.

В случае отказа перевозчика  от составления коммерческого акта или оформления его с нарушением грузополучатель имеет право  до вывоза груза со станции (порта, пристани) подать об этом письменное заявление  перевозчику на железнодорожном  транспорте, руководителю речного и  морского портов об отказе или об иных нарушениях. Перевозчик (порт, пристань) на заявление об отказе в составлении  коммерческого акта или об оформлении его с нарушением установленных  требований обязан дать грузополучателю  мотивированный ответ по существу заявления  в отношении скоропортящихся  грузов в течение одного дня, в  отношении других грузов - в течение  трех дней со дня получения заявления.

Представители сторон, участвующие  в составлении коммерческого  акта, не вправе отказаться от его подписания. В случае несогласия с содержанием  коммерческого акта представители  сторон вправе изложить свое мнение.

Обжалование действий перевозчиков при отказе в составлении коммерческого  акта имеет немаловажное значение при  предъявлении претензии к перевозчику  при отсутствии коммерческого акта. В этом случае помимо документов, представление  которых необходимо при предъявлении претензии, грузополучателем вместо коммерческого акта представляется документ, которым отказ в составлении коммерческого акта был обжалован (ст.119 УЖТ, ст. 160 КBBT, ст. 405 КТМ). Наличие акта приемки продукции и доказательств об обжаловании отказа перевозчика составить коммерческий акт дает основание для предъявления претензии и иска к перевозчику и грузоотправителю (см.: п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 25 января 2001 г. N 1).

И хотя данные указания Пленума  касаются железнодорожных перевозок  грузов, по Транспортному уставу железных дорог 1998 г. представляется, что они  могут быть распространены и на другие виды перевозок грузов, в настоящее  время учитывая однотипность возникающих отношений. Кроме того, ст. 124 Воздушного кодекса указывает, что отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя, грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

Информация о работе Понятие и виды договора перевозки