Процесс ремонта и замены узлов тормозной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: разработать процесс ремонта и замены узлов тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109
Задачи дипломной работы:
Описать устройство тормозной системы, и технологию ее ремонта
Научится пользоваться технической и справочной литературой
Изучить охрану труда при выполнении работ.

Содержание работы

Введение
1. Назначение, устройство, принцип работы тормозной системы
1.1 Назначение тормозной системы
1.2 Устройство и принцип работы тормозной системы
1.2.1 Тормозной механизм переднего колеса
1.2.2 Тормозной механизм заднего колеса
1.2.3 Колёсный цилиндр
1.2.4 Стояночная тормозная система
1.2.5 Главный тормозной цилиндр
1.2.6 Вакуумный усилитель
2. Таблица неисправностей
3. Экономические расчёты.
4. Технология разборки, сборки и ремонта.
4.1 Замена тормозных колодок передних колёс
4.2 Замена тормозных колодок задних колёс
4.3 Замена тормозных цилиндров передних колёс
4.4 Замена тормозного цилиндра заднего колеса
4.5 Снятие суппота тормоза переднего колеса
4.6 Замена тормозной жидкости и прокачка тормозной системы 29-30
4.7 Моменты затяжки
5. Оборудование
6. Техническое обслуживание тормозной системы
7. Охрана труда и техника безопасности.

Файлы: 1 файл

тормоза.docx

— 75.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Назначение, устройство, принцип  работы тормозной системы

1.1 Назначение тормозной системы

1.2 Устройство и принцип работы  тормозной системы

1.2.1 Тормозной механизм переднего  колеса

1.2.2 Тормозной механизм заднего  колеса

1.2.3 Колёсный цилиндр

1.2.4 Стояночная тормозная система

1.2.5 Главный тормозной цилиндр

1.2.6 Вакуумный усилитель

2. Таблица неисправностей

3. Экономические расчёты.

4. Технология разборки, сборки и  ремонта.

4.1 Замена тормозных колодок  передних колёс

4.2 Замена тормозных колодок  задних колёс

4.3 Замена тормозных цилиндров  передних колёс

4.4 Замена тормозного цилиндра  заднего колеса

4.5 Снятие суппота тормоза переднего  колеса

4.6 Замена тормозной жидкости  и прокачка тормозной системы  29-30

4.7 Моменты затяжки

5. Оборудование

6. Техническое обслуживание тормозной  системы

7. Охрана труда и техника безопасности.

 

Введение

 

Цель данной работы: разработать процесс ремонта и замены узлов тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109

Задачи дипломной работы:

Описать устройство тормозной системы, и технологию ее ремонта

Научится пользоваться технической  и справочной литературой

Изучить охрану труда при выполнении работ.

Я считаю данную тему очень актуальной в настоящее время так как, безопасность движения автомобилей  с высокими скоростями в значительной степени определяется эффективностью действия и безопасностью тормозов.

Эффективность тормозного пути определяется по определенной оценке тормозного пути или временем движения автомобиля до полной остановки. Чем эффективнее  действие тормозов, тем выше безопасная скорость, которую может допустить  водитель, и тем выше скорость движения автомобиля на всем маршруте.

Торможение необходимо не только для  быстрой остановки автомобиля при  внезапном появлении препятствий, но и как средство управления скоростью  его движения.

Структура тормозного управления автомобиля и требования, предъявляемые к  нему обусловлены ГОСТ-22895-95г.

Согласно этому стандарту тормозное  управление должно состоять из четырех  систем: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.

Системы могут иметь общие элементы, но не менее двух независимых органов  управления.

Каждая из этих систем включает в  себя тормозные механизмы, обеспечивающие создание сопротивления движению автомобиля и тормозной привод, необходимый  для управления тормозными механизмами.

 

1. Назначение, устройство, принцип работы тормозной системы  автомобиля ВАЗ 2105

 

1.1 Назначение тормозной  системы

 

Тормозные системы предназначены  для уменьшения скорости движения автомобиля, быстрой остановки и удержания  его на месте. Тормозные системы  по своим функциям разделяются на рабочую, вспомогательную и стояночную. Рабочая тормозная система обеспечивает снижение скорости движения автомобиля и его полную остановку, с необходимой  эффективностью, стояночная-удерживает автомобиль в неподвижном состоянии, а вспомогательная тормозная  система предназначена для длительного  поддержания постоянной скорости автомобиля и её регулирования. Стояночную тормозную  систему можно применять и  как аварийную в случае выхода из строя рабочей тормозной системы.

Рабочая тормозная система состоит  из четырёх колёсных тормозных механизмов и гидравлического привода.

Торможение автомобиля обеспечивается путём создания искусственного сопротивления  вращению колёс, с этой целью тормозной  момент прикладывается к колёсам(колёсным тормозам) и барабану.

 

1.2 Устройство и принцип  работы тормозной системы

 

Схема 1:Общее устройство тормозной  системы.

 

Диск тормоза. 2. Главный цилиндр  гидропривода тормозов. 3. Трубопровод  контура привода передних тормозов. 4. Защитный кожух переднего тормозного механизма. 5. Суппорт переднего тормоза. 6. Наконечник с трубопроводом. 7. Бачок  главного цилиндра. 8. Неподвижный контакт. 9. Подвижный контакт. 10. Корпус клеммного  устройства. 11. Толкатель для проверки исправности устройства контроля уровня жидкости. 12. Крышка бачка. 13. Корпус контактного  устройства. 14. Отражатель. 15. Поплавок. 16. Трубопровод контура привода  задних тормозов. 17. Фланец заднего  наконечника оболочки троса. 18. Колесный цилиндр заднего тормоза. 19. Рогуля гор давления задних тормозов. 20. Рычаг  привода регулятора давления. 21. Пробка корпуса регулятора давления. 22. Втулка. 23. уплотнитель головки поршня. 24. Тарелка пружины. 25. Корпус регулятора давления. 26. Пружина. 27. Уплотнительное кольцо поршня. 28. Поршень регулятора давления. 29. Ось рычага. 30. Пластина рычага. 31. Колодка тормозного механизма. 32. Рычаг ручного привода колодок. 33. Стойка рычага привода регулятора давления. 34. Кронштейн крепления  оболочки троса. 35. Задний трос. 36. Контргайка. 37. Регулировочная гайка. 38. Втулка. 39. Направляющая заднего троса. 40. Направляющий ролик. 41. Передний трос. 42. Возвратный рычаг  привода стояночного тормоза. 43. Кронштейн рычага привода стояночного  тормоза. 44. Защелка рычага. 45. Упор включателя контрольной лампы стояночного  тормоза. 46. Тяга защелки рычага. 47. Рычаг  привода стояночного тормоза. 48. Кнопка рычага привода стояночного  тормоза. 49. Выключатель стоп. сигнала. 50. Педаль тормоза. 51. Вакуумный усилитель. 52. Тарелка пружины уплотнительного  кольца. 53. Штуцер. 54. Стопорная шайба. 55. Уплотнительная прокладка. 56. Распорное  кольцо. 57. Корпус вакуумного клапана. 58. Вакуумный клапан. 59. Обойма уплотнителя  штока. 60. Уплотнитель штока. 61. Шток. 62. Возвратная пружина корпуса клапана. 63. Диафрагма. 64. Крышка корпуса вакуумного усилителя. 65. Корпус клапана вакуумного усилителя. 66. Буфер штока. 67. Наружная оболочка шланга. 68. Нитяная оболочка. 69. Внутренняя оболочка. 70. Упорная пластина поршня. 71. Поршень клапана. 72. Уплотнитель  крышки корпуса вакуумного усилителя. 73. Клапан вакуумного усилителя. 74. Защитный чехол корпуса клапана. 75. Воздушный  фильтр. 76. Толкатель клапана вакуумного усилителя. 77. Возвратная пружина клапана. 78. Пружина клапана. 79. Корпус вакуумного усилителя. 80. Регулировочный болт. 81. Поршень  привода передних тормозов. 82. Возвратная пружина поршня. 83. Упорная шайба. 84. Поршень привода задних тормозов. 85. Ограничительный винт поршня. 86. Уплотнительное кольцо. 87. Пружина уплотнительного  кольца. 88. Пробка корпуса главного цилиндра. 89. I-Бачок главного цилиндра. 90. II-Регулятор давления. 91. III-Схема  привода тормозов. 92. IV-Главный цилиндр  и вакуумный усилитель.

 

1.2.1 Тормозной механизм  переднего колеса

Дисковый, открытый, обеспечивающий его  хорошее охлаждение. Он состоит из тормозного диска, укрепленного на ступице  колеса, и суппорта. В гнёздах  суппорта устанавливаются два противолежащих тормозных цилиндра, удерживаемых в  определённом положении специальными фиксаторами. В каждом цилиндре помещается поршень, уплотняемый упругим резиновым  кольцом, установленным в кольцевую  выточку цилиндра. Для защиты от попадания грязи внутренняя полость  закрыта пыльником. Поршни тормозных  цилиндров непосредственно упираются  в тормозные колодки, имеющие  фрикционные накладки. В корпусе  внешнего цилиндра установлен клапан для удаления воздуха из тормозного привода.

При торможении под давлением тормозной  жидкости, создаваемым в главном  тормозном цилиндре, поршни, преодолевая  упругую деформацию резиновых колец, выдвигаются из цилиндров и прижимают  тормозные колодки к тормозному диску.

При растормаживании, когда давление жидкости в гидроприводе уменьшается, поршни отводятся в исходное положение  силой упругой деформации колец  на 0, 1 мм. Таким образом, зазор между  накладкой тормозной колодки  и диском поддерживается автоматически  по мере износа фрикционных накладок.

 

 

 

Рис.1:Тормозной механизм переднего  колеса: 1 – тормозной диск; 2 –  направляющая колодок; 3 – суппорт; 4 – тормозные колодки; 5 – цилиндр; 6 – поршень; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – защитный чехол направляющего  пальца; 9 – направляющий палец; 10 –  защитный кожух.

1.2.2 Тормозной механизм  заднего колеса

На изучаемом автомобиле барабанного  типа с самоустанавливающимися колодками. Он состоит из тормозного щита, на котором  укрепляется рабочий тормозной  цилиндр, двух тормозных колодок  с фрикционными накладками, стягиваемых  между собой пружинами, и тормозного барабана. Тормозные колодки задних колёс, кроме того, имеют механический привод от стояночной тормозной системы  через трос, разжимной рычаг и  распорную планку.

В рабочий тормозной цилиндр  заднего колеса автомобиля ВАЗ-2105 с  обеих сторон с усилием не менее 35 кгс запрессованы два разрезных  упорных кольца, которые вместе с  деталями поршней обеспечивают автоматически  установку зазора между колодками  и барабаном. В поршень ввёрнут  винт, который упирается в разрезной  сухарь. Головка винта при перемещении  поршня упирается во внутренний буртик упорного кольца, чем ограничивается ход поршня. Между сухарями и опорной  чашкой установлена пружина, поджимающая  уплотнитель к торцевой поверхности  поршня и к зеркалу цилиндра. При  торможении поршни перемещаются в цилиндре на величину зазора между колодками  и барабаном. Максимальный ход поршней  в цилиндре без перемещения упорных  колец составляет 1, 4...1, 6 мм. Если этот ход не обеспечивает нужный тормозной  момент, то под увеличивающимся нажатием на педаль тормоза в приводе создается  значительное давление жидкости. Когда  усилие, создаваемое давлением жидкости, достигнет 35 кгс, упорные кольца вместе с поршнями и другими деталями переместятся в цилиндрах и займут новое положение, компенсируя тем  самым износ колодок и барабанов  и восстанавливая необходимый зазор  между ними.

При растормаживании колодки отводятся  от барабана стяжными пружинами. При  этом поршни перемещаются внутри цилиндра на величину зазора, между сухарями и внутренним буртиком упорных колец, т.е. ход поршней в цилиндре остаётся равным 1, 4...1, 6 мм.

Рис.2:Тормозной механизм заднего  колеса: 1 – гайка крепления ступицы; 2 – ступица колеса; 3 – нижняя стяжная пружина колодок; 4 – тормозная  колодка; 5 – направляющая пружина; 6 – колёсный цилиндр; 7 – нижняя стяжная пружина; 8 – разжимная  планка; 9 – палец рычага привода  стояночного тормоза; 10 – рычаг  привода стояночного тормоза; 11 –  щит тормозного механизма.

 

1.2.3 Колёсный цилиндр

 

Рис.3:Колёсный цилиндр: 1 – упор колодки; 2 – защитный колпачок; 3 – корпус цилиндра; 4 – поршень; 5 – уплотнитель; 6 – опорная тарелка; 7 – пружина; 8 – сухари; 9 – упорное кольцо; 10 – упорный винт; 11 – штуцер; А – прорезь на упорном кольце.

 

1.2.4 Стояночная тормозная  система

 

Рис.4:Схема стояночного тормоза.

1 – чехол;

2 – передний трос;

3 – рычаг;

4 – кнопка;

5 – пружина тяги;

6 – тяга защелки;

7 – втулка;

8 – ролик; 9 – направляющая заднего  троса;

10 – распорная втулка;

11 – оттяжная пружина;

12 – распорная планка;

13 – рычаг ручного привода  колодок;

14 – задний трос;

15 – кронштейн заднего троса

 

Стояночный тормоз имеет механический привод от рычага 3, который вместе с  возвратным рычагом смонтирован  на кронштейне, закрепленным к полу кузова. Возвратный рычаг соединяется  пальцем с передним тросом 2, другой конец которого проходит через отверстие  направляющей 9 заднего троса и  на резьбовой наконечник троса навертывается  гайка и контргайка.

Перемещение переднего троса направляется роликом 8.

Через паз направляющей 9 проходит средняя часть заднего троса, натяжение которого регулируется гайкой, навернутой на резьбовой наконечник переднего троса. Между направляющей 9 и регулировочной гайкой устанавливается  распорная втулка 10. Концы заднего  троса проходят через оболочку, один конец которой крепится к щиту тормоза, а другой установлен в паз  кронштейна кузова.

На задних концах троса имеются  наконечники, каждый из которых соединяется  с крючком рычага 18 (см. рис. Тормозной  механизм заднего колеса) ручного  привода колодок. Этот рычаг пальцем  шарнирно крепится к тормозной колодке  и верхней частью упирается в  паз разжимной планки 20. В противоположный  паз планки заходит ребро тормозной  колодки. Стояночная тормозная система  должна удерживать автомобиль на уклоне 25%.

 

1.2.5 Главный тормозной  цилиндр

 

Рис.5:Главный тормозной цилиндр  с бачком: 1 – корпус главного цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого  давления; 3 – поршень привода  контура "левый передний-правый задний тормоза"; 4 – распорное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина  уплотнительного кольца; 7 – тарелка  пружины; 8 – возвратная пружина  поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный  винт; 11 - поршень привода контура "правый передний-левый задний тормоза"; 12 – соединительная втулка; 13 – бачок; 14 – датчик аварийного уровня тормозной  жидкости.

 

В главном тормозном цилиндре расположены  поршни 3 и 5, которые приводят в действие разные контуры. Оба поршня занимают исходное положение под действием  пружин 8, которые отжимают поршни до упора в винты 7.

Герметичность поршней в цилиндре обеспечивается четырьмя уплотнительными  кольцами 6. Спереди корпус закрыт пробкой 1.

 

1.2.6 Вакуумный усилитель

Вакуумный усилитель крепится к  пластине кронштейна педалей сцепления  и тормоза на четырех шпильках 6 (см. рис. Вакуумный усилитель) с  гайками, а главный цилиндр –  к вакуумному усилителю на двух шпильках 26. Между корпусом 2 и крышкой 4 зажат  наружный поясок резиновой диафрагмы 23, которая делит усилитель на вакуумную А и атмосферную  Е полости. Вакуумная полость  через шланг с наконечником 29 и клапаном 30 соединяется с впускной трубой двигателя.

Внутри усилителя расположен пластмассовый  корпус клапана 22, хвостовик которого на выходе герметизируется уплотнителем 18. В корпусе 22 клапана размещены  буфер 21, поршень 5 с толкателем 14, резиновый  клапан 9, пружины 16 и 17 с опорными чашками 8 и 11 и воздушный фильтр 15. В выточку  поршня 5 заходит упорная пластина 20, другой конец которой упирается  в поясок диафрагмы 23, что предотвращает  ее выпадание. Эта пластина фиксирует  в корпусе 22 поршень в сборе  с толкателем 14 и клапаном 9. В  буфер 21 упирается шток 3 привода  поршня главного цилиндра. В торцевое отверстие штока ввернут регулировочный болт 28.

Резиновый клапан 9 собран на толкателе 14. Подвижная головка клапана, усиленная  металлической шайбой, поджимается  пружиной 17 через чашку 8 к заднему  торцу поршня 5 (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана  в корпусе 22 имеется седло. Неподвижный  буртик клапана 9 поджимается пружиной 16 через чашку 10 к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, создавая надежное уплотнение.

В корпусе усилителя крепится через  резиновый фланец 1 пластмассовый  наконечник 29 шланга, в который вмонтирован  клапан 30. Он предотвращает попадание  горючей смеси в вакуумную  полость А усилителя. Когда система  расторможена и педаль тормоза находится  в исходном положении, толкатель 14 вместе с корпусом 22 клапана и штоком 3 отжаты пружиной 24 в крайнее заднее положение – между головкой клапана 9 и седлом корпуса клапана образуется зазор, так как поршень 5 отжимает клапан от седла.

Информация о работе Процесс ремонта и замены узлов тормозной системы