Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:33, курсовая работа
Для расчета программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные значения пробегов подвижного состава до КР и периодичности ТО-1 и ТО-2, которые установлены «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» для определенных, наиболее типичных условий, а именно: I категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды.
Учитывая особенности
Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах.
При ТО-2 возникает необходимость в снятии отдельных приборов и узлов для устранения неисправностей и контроля на специальных стендах на производственных участках. В основном это работы по системе питания, электротехнические, аккумуляторные и шиномонтажные. Поэтому выполнение 90 — 95% объема работ ТО-2 планируется на постах, а 5 — 10% — на производственных участках. В практике проектирования этот объем работ распределяется равномерно по соответствующим участкам.
При организации ТО-2 на универсальных постах, а ТО-1 на поточной линии смазочные работы, учитывая их специфику, целесообразно выполнять на постах линии ТО-1, которая в период работы зоны ТО-2 обычно свободна, так как ТО-1 проводится в межсменное время.
Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальностям производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах, а затем в человеко-часах.
Примерное распределение трудоемкости ТО по видам работ (по ОНТП-АТП-СТО-80), в процентах и человеко-часах
работы |
ТО-1 |
ТО-2 | ||
% |
чел-ч. |
% |
чел-ч. | |
Диагностические Крепежные Смазочные, заправочно-очистительные Электротехнические По обслуживанию системы питания Шинные Кузовные ИТОГО: |
15 42 10 20 5 3 5 - 100 |
519,6 1454,88 346,4 692,8 173,2 103,92 173,2 - 3464 |
10 38 10 10 7 3 2 20 100 |
408,1 1550,78 408,1 408,1 285,67 122,43 81,62 816,2 4081 |
Примерное распределение трудоемкости ТО по видам работ (по ОНТП-АТП-СТО-80), в процентах и человеко-часах
Работы |
ТР | |
% |
чел-ч. | |
Постовые работы: Диагностические Регулировочные Разборочно-сборочные Сварочно-жестяницкие Малярные ИТОГО:
Участковые работы: Агрегатные Слесарно-механические Электротехнические Аккумуляторные Ремонт приборов системы питания Шиномонтажные Вулканизационные Кузнечно-рессорные Медницкие Сварочные Жестяницкие Арматурные Обойные ИТОГО: ВСЕГО: |
2 4 30 7 7 50
15 10 5 1 2 2 1 2 2 1 1 4 4 50 100 |
854,36 1708,72 12815,4 2990,26 2990,26 21359
6407,7 4271,8 2135,9 427,18 854,36 854,36 427,18 854,36 854,36 427,18 427,18 1708,72 1708,72 50 100 |
При небольшом объеме (до 8 — 10 тыс. чел-ч в год) работы по самообслуживанию частично могут выполняться на производственных участках. В этом случае при определении годового объема работ соответствующих производственных участков следует учесть трудоемкость работ по самообслуживанию, примерное распределение которых по видам составляет (в процентах — всего 100%):
На крупных предприятиях эти
работы выполняют рабочие
Работы |
Самообслуживание | |
% |
чел-ч. | |
Электромеханические Механические Слесарные Кузнечные Сварочные Жестяницкие Медицинские Трубопроводные Ремонтно-строительные ВСЕГО |
25 10 16 2 4 4 1 22 16 100 |
1860,75 744,3 1190,88 148,86 297,72 297,72 74,43 1637,46 1190,88 7443 |
Работы по Д-1 ( ) составляют 50 — 60%, а по Д-2 ( ) 40 — 50% соответственно от общего объема диагностических работ, выполняемых за год при ТО-1, ТО-2 и ТР т.е.:
(2.10) |
(2.11) |
При этом средние значения трудоемкостей Д-1 и Д-2, необходимые для расчета постов диагностирования, составляют:
(2.12) |
(2.13) |
В зависимости от метода организации диагностирование Д-1 подвижного состава может выполняться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно проводится на отдельных постах.
(2.14) |
(2.15) |
(2.16) |
При организации диагностирования Д-1 и Д-2 на отдельных постах, для последующего расчета постов ТО и ТР необходимо скорректировать годовые объемы работ по ТО и ТР. Для этого из рассчитанных ранее годовых объемов ТО-1 и ТО-2, а также годового объема постовых работ ТР, определенного в результате его распределения по видам работ следует исключить объемы диагностических работ, выполняемых при ТО-1, ТО-2 и ТР.
Соответственно трудоемкость работ ТО-1 и ТО-2 для расчета постов ТО:
(2.17) |
(2.18) |
При совмещении диагностирования Д-1 с ТО-1 годовой объем работ ТО-1 и соответственно трудоемкость ТО-1 не корректируются. В этом случае годовой объем диагностических работ по Д-1, выполняемый при ТО-2 и ТР, может выполняться на постах диагностирования зоны ТО-1 в другую смену или на самостоятельных диагностических постах в зоне ТР. Число этих постов может быть определено исходя из годового числа диагностических воздействий и средней трудоемкости работ Д-1.
Число постов ТР рассчитывается исходя из скорректированного годового объема постовых работ ТР.
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное — годовой производственных программ (объемов работ) по ТО и ТР.
Технологически необходимое (явочное) число рабочих
(2.19) |
Фонд определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.
Для профессий с нормальными
условиями труда установлена
41-часовая неделя, а для вредных условий —
36-часовая. Продолжительность рабочей
смены (
) для производств с нормальными условиями
труда при 5-дневной рабочей неделе составляет
8,2 ч, а при
6-дневной — 7 ч (при этом 1 ч сокращения рабочего
дня в предвыходные и предпраздничные
дни учитывают в общем балансе рабочего
времени). Для вредных условий труда при
5-дневной неделе равно 7,2 ч, а при
6-дневной — 6 ч.
Общее число рабочих часов в
год как при 6-дневной, так и 5-дневной
рабочей неделе одинаково. Поэтому
и годовой фонд времени
, рассчитанный для 6-дневной рабочей
недели, будет равен фонду для
5-дневной недели.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего (в часах) для 6-дневной рабочей недели
(2.20) |
В практике проектирования для расчета технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени принимают равным 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями.
Штатное (списочное) число рабочих
(2.21) |
Годовой фонд времени «штатного» рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени «штатного» рабочего меньше фонда «технологического» рабочего за счет предоставления рабочим отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (выполнение государственных обязанностей, по болезни и пр.):
(2.22) |
(2.23) |
Общие потери рабочего времени (с учетом отпуска) составляют примерно 4 — 5% от годового фонда времени технологически необходимого рабочего.
На АТП со сложившимся производством и структурой работ для расчета рабочих используют коэффициент штатности, который определяется следующим образом:
(2.24) |
Значение практически лежит в пределах 0,90 — 0,95 и зависит от профессии рабочих.
Посты ТО по своему технологическому
назначению подразделяются на универсальные
и специализированные. На универсальном
посту выполняют все или
Въезд на тупиковый пост производится передним ходом, а съезд с него задним ходом, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него производятся только передним ходом. Проездные посты целесообразно применять для крупногабаритного подвижного состава и автопоездов. Как тупиковые, так и проездные посты в зависимости от организации выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных постов. ТО подвижного состава может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях.
Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных линиях. Так, при обслуживании на универсальных постах на них возможно выполнение неодинакового объема работ. Например, при ТО автомобилей разных моделей, при совмещении с ТО сопутствующего ТР различного объема. С другой стороны, использование этого метода приводит к значительным потерям времени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению воздуха отработавшими газами при маневрировании автомобиля при въезде и съезде с поста, необходимости дублирования оборудования, использованию рабочих-универсалов более высокой квалификации, что увеличивает затраты на проведение ТО.