Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:51, методичка
Пособие содержит полный алгоритм выполнения курсового проекта, направленного на проектирование эксплуатационного предприятия, предназначенного для хранения, ТО и ремонта машин. Этот алгоритм составлялся и систематизировался на основе многих документов и с учетом многолетнего опыта преподавания дисциплины «Техническая эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов».
2. Блокировка производственно - сладких помещений
При планировке производственных корпусов основное внимание уделяют размещению постов. Обычно специализированные посты и зоны размещают в общем помещении. Изолируют, как правило, специфические производства, например, моечно-очистные работы из-за шума, брызг и испарений.
Как правило, проектируют общие зоны ТО и ремонта или с универсальными или специализированными постами. Дополнительно предусматривают специализированные посты в сварочном и малярном отделении, арматурно- кузовном комплексе и некоторых других. Отдельные здания или их части могут быть предназначены для машин определенного типа, например, экскаваторов, гусеничных машин, автомобилей, машин с гидроприводом и др.
Помещения, в которых выполняются однородные работы, могут объединяться в технологические комплексы: агрегатно-механический для агрегатных, слесарно-механических, топливных и электротехнических работ, тепловой для кузнечных, сварочных, медницких, жестяницких работ, арматурный для деревообрабатывающих, обойных, арматурных. В тепловом и арматурном комплексе предусматривают посты для машин. На небольших предприятиях в зонах ТО и ремонта могут выделяться площади для выполнения работ агрегатно-механического комплекса.
В отдельных помещениях (не зданиях), как правило, производят моечные, аккумуляторные (зарядные и ремонтные) и окрасочные (краско- приготовительные и малярные) работы. Складские помещения должны быть отдельными: для смазочных и лакокрасочных материалов, шин, химикатов, запасных частей и агрегатов.
Совместное хранение негорючих и горючих материалов допускается в одном помещении, если его площадь менее 100 м2. Для шин и других горючих материалов может предусматриваться одно помещение площадью не более 50 м2.
3. Расположение помещений
Расположение помещений определяется принятой организацией ТО и ремонта. Так, при индивидуальном методе ремонта производственные участки ТР должны быть непосредственно связаны с рабочими постами ТО и ТР, а при агрегатном - с промежуточным складом.
Для снижения транспортных работ, отделения для последовательного ремонта одних и тех же деталей и узлов размещают в соседних помещениях. Например, после жестяницких работ требуются обычно малярные работы, а в отдельных случаях сварочные. Значение технологических связей возрастает с увеличением производственной программы.
При размещении в одном здании вредных и пожароопасных производств их объединяют, изолируя более вредные участки от менее вредных, при условии соблюдения принятого технологического процесса.
4. Особые условия и ограничения на размещение помещений
Вредные и наиболее взрыво- и пожароопасные производства (категории А и Б) располагают только у наружных стен здания, что обеспечивает непосредственную подачу свежего воздуха в рабочие зоны, снижая опасность.
Категории помещений устанавливают в соответствии с НПБ 105-95
«Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».
У наружных стен производственных зданий должны располагаться:
• склады с легковоспламеняющимися материалами;
• отделения регенерации масел, насосная станция для масел, малярное отделение;
• склад масел и обтирочных материалов площадью более 50 м2 или при наличии в помещении более 25 м3 смазочных материалов;
• помещения для хранения шин площадью более 50 м2;
• помещения для зарядки аккумуляторов площадью более 25 м2 (в зонах ТО и ремонта площадью до 200 м2 для ЭП, где не предусматривается ремонт
аккумуляторных батарей, допускается размещать шкафы для зарядки аккумуляторов);
• помещения, где производят работы с применением огня и сильным
тепловыделением (кузнечное, сварочное, медницкое, жестяницкое и вулканизационное отделения), площадью более 100 м2.
Для обеспечения хорошего бокового освещения по периметру здания стремятся размещать отделения, где выполняют точные работы - слесарно- механические, электротехнические, ремонта топливной аппаратуры, гидрооборудования и др.
Не рекомендуется размещать совместно отделения для производства точных работ (например, слесарно-механическое) с отделениями, в которых создаются значительные вибрации от работающего оборудования (например, от молотов в кузнечном отделении). В многоэтажных производственных зданиях взрывопожароопасные помещения должны размещаться на верхних этажах (малярное отделение и участок зарядки аккумуляторов).
Подвальные помещения или помещения цокольных этажей обычно используют для складирования резинотехнических деталей (например, шин), смазочных материалов, частично запасных частей. При этом, как правило, над складом шин располагают шинное отделение, а над складом смазочных материалов – насосную станцию.
Не рекомендуется устраивать подвалы и (или) сооружать что-либо над малярным, кузнечным и сварочным отделениями.
5. Размещение вспомогательных помещений.
Административно-бытовые помещения обычно размещают в пристройках к производственным зданиям. Помещения, предназначенные для обслуживания работников, размещают по возможности ближе к рабочим местам на пути следования от входа в здание. При выборе места расположения бытового помещения (для отдыха, курения, обогрева и уборных) максимально допустимое расстояние до рабочих мест составляет не более 75 м.
6. Технологическая планировка производственно-складских помещений.
Размещать оборудование на чертежах КП нужно только в зоне постовых работ по ТО и ТР дорожных машин и автомобилей. На участках ТР оборудование расставлять не надо. Обозначают на чертеже только оборудование, которое занимает производственную площадь.
Планировка помещения разрабатывается одновременно с объемно- планировочным решением зданий и сооружений на основе данных о расчетных площадях и составе оборудования.
Расстояние между стендами и строительными конструкциями должно составлять около 500...800 мм. Допустимые расстояния при размещении оборудования приведены в таблице 10.6 [2, с. 304].
Стрелками на чертеже показывают расстояние (привязку) оборудования к строительным конструкциям и между собой, но только стационарного оборудования, которое во время работы не перемещается и не передвигается.
Слесарные верстаки можно устанавливать вплотную друг к другу боковыми или задними сторонами и располагать вдоль стены или перпендикулярно к ней. При расположении вдоль стены расстояние между соседними рабочими местами должно быть не менее 1,5 м. Между ними тоже выполняется привязка.
Оборудование размещают по отношению друг к другу в соответствии с технологическим процессом и с учетом применения отдельно стоящих стендов, скомпонованных в единую группу.
Технологическая планировка зон ТО и ремонта определяется оснащением рабочих постов. Общими деталями для всех постов являются местные отсосы отработавших газов, устройства сбора масел, смазочно-заправочное оборудование, средства механизации установки машин на посты. Для зон ТО и ремонта предусматривается централизованная система подачи сжатого воздуха, сбора и выдачи масел.
В зоне постовых работ ТР устанавливают мостовые краны, кран-балки, монорельсы с электротельфером, средства перемещения машин по внутренним проездам. Зоной действия кран-балки могут быть совместно расположенные отделения, если этого допускает высота перегородок. Для транспортировки сборочных единиц могут также применяться электропогрузчики и электрокары.
В зонах ТО и ремонта не допускается применение открытого огня. В отдельных случаях сварочные работы допускаются при наличии ограждения экранами высотой 1,8 м.
Работы, проводимые на постах ТО и ремонта, требуют обеспечения подхода к машинам с разных сторон - сверху, сбоку и снизу. Обычно на колесных машинах снизу выполняется 30...45% работ, сбоку 30...40%, сверху 30...45%. На гусеничных машинах практически все работы проводятся сбоку и сверху, как правило, на напольных постах. Размеры осмотровых канав зависят от конструктивных особенностей обслуживаемых машин, видов оснащения поста. Обычно ширина канавы узкого типа составляет 0,9...1,1 м, а глубина 1,1...1,3 м. Длина рабочей зоны смотровой канавы должна быть на 15 % больше габаритной длины машины.
По способу установки машин посты подразделяются на тупиковые и проездные. Проездные посты проектируются обычно для сочлененных машин (тягач с прицепом) с целью удобства маневрирования. Ширина проезда определяется расстоянием между машинами в ряду, шириной защитных зон, способами расстановки машин и их заезда на пост, устройством поста и другими факторами. При ориентировочных расчетах ширина проезда в зоне с параллельно расположенными напольными постами при угле их расстановки 90° к стене определяется соотношением Ш = 1,2 Lм, где Lм - длина машины. Более точно необходимая ширина проезда определяется построением схемы поворота машины.
Посты должны размещаться так, чтобы избежать маневрирования в зонах, обеспечить удобное перемещение оборудования около машин и между самими постами. Расстояние между осями постов должно быть не менее 5 м. При размещении постов ТО и ремонта необходимо руководствоваться нормативными расстояниями, приведенными в таблице 10.7 [2, с. 306].
Пример планировочного решения зоны текущего ремонта машин приведен на рисунке 10.7 [2, с. 307].
Каждый тип оборудования показывают на планировке условным обозначением, соответствующим контурам его в плане. Размеры оборудования должны соответствовать габаритным размерам в соответствующем масштабе. Условные обозначения оборудования в плане берут из паспортов, каталогов или аналогичных планировок. У станков, стендов, молотов, печей, ванн и верстаков указывают рабочие места. На планировке указывают также потребителей электроэнергии, пара, холодной воды, сжатого воздуха. Условные обозначения приведены в приложении 11. Если оборудование не имеет собственного условного обозначения, то его указывают следующим образом: стационарное оборудование указывают в виде прямоугольника из сплошной линии, а передвижного в виде прямоугольника из прерывистой линии.
На плане проставляются основные технологические размеры: размеры оборудования, их привязка к строительным элементам и друг к другу.
Внутри контура оборудования и производственного инвентаря или вне контура, на выносной полке указывают его номер по спецификации к чертежу. Нумерацию обычно дают последовательно в порядке размещения оборудования и инвентаря на чертеже слева направо и затем сверху вниз. Сама спецификация оборудования оформляется в пояснительной записке по установленной форме. См. приложение 10.
2.3 Энергетическая часть
Расчетные величины в энергетической части определяются только для зоны постовых работ ТО и ТР, но не для участков и складов. Для выполнения энергетической части, необходимые данные берутся из расчетной части, о чем в соответствующих местах делается ссылка.
2.3.1 Расчет расхода электроэнергии
Электроэнергия расходуется на освещение и питание технологического оборудования.
При приближенном расчете общая мощность светильников для освещения всей производственной площади, Вт, определяется по формуле:
Po
= p · SЗ,
где р – удельная мощность на 1 м2 площади, Вт/м2; р = 20 Вт/м2 [10];
SЗ – площадь зоны постовых работ ТО и ТР, м2; (см. расчетную часть, формула1.42.)
Расход электроэнергии на освещение за год, кВт-ч, составит:
где К – коэффициент одновременности использования светильников, К = 0,8 [10];
ηсут
– число часов горения в сутки, ч; ηсут = 6 ч;
ДРАБ – число рабочих дней в году, дн; (см. формулу 1.3 расчетной части);
ηсети– кпд сети; ηсети = 0,95…0,97 [10].
Потребность в электроэнергии для питания технологического оборудования
за год, кВт-ч, составит:
где ∑NОБ – суммарная установленная мощность технологического оборудования зоны, кВт;
(см. таблицу 3 столбец 7 итого 1 расчетной части);
ФО – эффективный фонд работы оборудования, час; (см. формулу 1.41
расчетной части);
ηО – коэффициент одновременности работы оборудования; ηО = 0,6…0,7 [10];