Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка
Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.
В соответствии со ст. 117 КТМ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами
Договор морской перевозки грузов может быть заключен;
а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) и
б) без такого условия (т.е. перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя наряду с грузами других отправителей). (ст. 115 КТМ).
В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, во втором случае договор оформляется коносаментом.
Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент – при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю.
Содержание чартера определено в ст. 120 КТМ (чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.)
На практике широко используются типовые проформы чартеров, разработанные, как правило международными неправительственными организациями, ассоциациями судовладельцев и т.п. Чаще всего применяются проформы разработанные и рекомендованные BIMCO.
В соответствии со ст. 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Обязательные реквизиты коносамента определены в ст. 144 КТМ, которая, в свою очередь, базируется на положениях международных конвенций, таких как Гаагско-Висбийские правила и Гамбургские правила.
Принимая груз к перевозке, морской перевозчик
выдает коносамент, который вып
1) Доказательство наличия договора морской перевозки груза (чартера) и его содержания;
2) Расписки, удостоверяющей приём груза к перевозке перевозчиком грузоперевозчика;
3) Товарораспорядительного документа на груз (ценной бумаги), распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.
В сооовтетсвии со ст. 143 КТМ отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.
К числу иных перевозочных документов, являющихся документами учета перевозок и имеющими доказательственное значение, относятся:
- на автотранспорте: путевой лист;;
- на ввт: сдаточная ведомость, акт загрузки-разгрузки судна, передаточная ведомость;
-на ждт: вагонный лист, передаточная ведомость; - на морском транспорте: букинг-нот.
Под перевозкой грузов в прямом смешенном сообщении понимается такая перевозка, которая осуществляется по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.
Правоотношения по перевозкам прямого смешанного сообщения имеют ряд особенностей:
Основная особенность правоотношений, связанных с перевозками грузов в псс состоит в том, что в процессе доставки их в пункты назначения участвует несколько перевозчиков различных видов транспорта. Указанное обуславливает необходимость перегрузки грузов в пути следования с одного вида транспорта на другой, что требует специального регулирования отношений, складывающихся между транспортными организациями разных видов транспорта.
Договор перевозки груза, заключаемый грузоотправителем с перевозчиком, в качестве которого выступает первая транспортная организация, принимающая груз к перевозке, отличается особым содержанием в части условий:
- о сроке доставки груза, который увеличивается на время, необходимое для перевалки (перегрузки) груза с одного вида транспорта на другой;
- об обеспечении
сохранности груза всеми
- об особенностях уплаты платежей, причитающихся транспортным организациям;
- о регулировании
дополнительной
Отношения, связанные с перевозкой груза в псс, опосредуются двумя видами договоров: договором перевозки грузов в псс (реальный договор перевозки конкретного груза) и соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта и регламентирующими порядок их работы по организации таких перевозок (консенсуальные договоры).
Система правового регулирования прямых смешанных перевозок базируется на ФЗ «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» (предусмотрен ст.788 ГК РФ, но отсутствует), на нормах глав 5 УЖДТ, 14 КВВТ, ФЗ «О морских портах», а также на правилах перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, иных НПА, регламентирующих перевозки грузов транспортом соответствующего вида.
В псс включаются ж/д станции, морские и речные порты, предусмотренные специальными перечнями;
К перевозке в псс не принимаются грузы, перевозимые наливом, а также взрывчатые и сильно действующие ядовитые вещества.
Порядок взыскания провозной платы определяется тем, к какому виду транспорта относится пункт отправления. Плата за перевозку взыскивается:
- по отправкам ж/д: на станции отправления за протяженность ж/д пути всех ж/дорог, участвующих в перевозке, а в пункте перевалки или назначения – за протяженность водного пути;
- по отправкам
из портов: в пункте отправления
за протяжение водного пути, в
пункте перевалки или
Сторонами договора перевозки в псс является грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке и первый перевозчик, принимающий груз, который исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, возлагает на другие транспортные организации. Обязанности по исполнению ими обязательств первого перевозчика предусмотрены законодательством ж/д транспорта и внутреннего водного транспорта, а порядок их исполнения определяется соглашениями между организациями разных видов транспорта.
Узловое соглашение – это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (ж/д станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза.
Узловое соглашение заключается между транспортными организациями, принимающими участие в прямой смешанной перевозке (перевозчиками и перевалочным пунктом, на морском транспорте между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком).
Порядок разработки и заключения узлового соглашения устанавливается правилами перевозки грузов в псс (в настоящее время руководствуются Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утверждены Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 17/24 апреля 1956 г., по поручению Совета Министров СССР), согласно которым применительно к местным условиям предусматриваются:
1) Порядок совместного суточного и сменного планирования работы пункта перевалки;
2) Места передачи грузов;
3) Сроки загрузки и разгрузки вагонов;
4) Порядок подачи, расстановки и уборки вагонов;
5) Фронты загрузки и разгрузки вагонов;
6) Расписание подачи вагонов в порты;
7) Порядок приема, сдачи и взвешивания грузов;
8) Порядок и сроки взаимного информирования о подходе груза к пункту перевалки и прибытии груженых вагонов и о готовности их к уборке и т.п.;
9) Места оформления документов;
10) Иные.
Передача грузов водным транспортом железнодорожному и обратно осуществляется по накладным и дорожным ведомостям псс, а также по передаточным ведомостям установленной формы.
Перегрузочные операции в пунктах перевалки выполняются силами и средствами портов. Ж/д пути в портах принадлежат владельцам инфраструктур, под которыми понимается технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути и другие сооружения, станционные устройства и т.п., а также систему управления движением. Подача вагонов в порты и уборка их из портов производится ж/дорогами по заявкам и разнарядкам портов за плату. Учет выполнения объемов перевалки грузов стороны ведут совместно на основе учетных карточек.
Существо обязательств, вытекающих их узловых соглашений, сводится к организации работы предприятий различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку или выгрузку грузов, перевозимых в псс, их перевалки на другой вид транспорта для доставки получателю.
Узловое соглашение заключается сроком на 3 года (на морском транспорте – 5 лет).
Невыполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, ведет к применению мер имущественной ответственности в виде штрафа за невыполнение норм перевозки грузов и за задержку подвижного состава сверх установленного срока.
Имущественная ответственность участников транспортных обязательств основывается на общих принципах ответственности гражданского права, но в ст.793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортным законодательством, а также соглашением сторон.
Вместе с тем специфика обязательств по перевозкам грузов отражается в ответственности за них:
1.Она относится
к случаям ограничения
2.Соглашение
сторон об ограничении или
устранении установленной
Имущественная ответственность участников транспортных обязательств основывается на общих принципах ответственности гражданского права, но в ст.793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортным законодательством, а также соглашением сторон.
Различают следующие нарушения обязательств перевозки груза:
1. Неподача транспортных средств или их неиспользование (непредъявление груза к перевозке)
2. Нарушение установленного срока доставки.
3. Необеспечение сохранности груза (несохранность груза).
4. Нарушение сроков погрузки (выгрузки)
5. Ненадлежащее оформление транспортной накладной.
6. Нарушение обязанности по уплате провозной платы и иных платежей.
7. Иные нарушение грузоотправителя (грузополучателя).
Первое нарушение могут допустить как перевозчик, так и грузоотправитель.
2-3 – ответственность перевозчика
4-7 – ответственность грузоотправителя (грузополучателя)
Ответственность за неподачу ТС и их не использование
Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
1. Перевозчик
за неподачу транспортных
Ответственность предусмотрена в виде штрафа (исключительной неустойки). Размер штрафа, как правило, устанавливается в определённом проценте от МРОТ пропорционально количеству груза. На автомобильном транспорте, пострадавшая сторона может также потребовать возмещения убытков (зачётная неустойка).
Штраф=f(а*МРОТ*Q(т, конт))
Ответственность перевозчика за нарушение нормативного срока доставки