Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка
Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.
Также лицензия требуется для осуществления деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В сфере транспорта это, например, Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» и аналогичные Постановления в сфере автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, принятые в период с марта по май 2012 г.
Лицензирующими органами являются Ространснадзор (для всех видов транспорта кроме воздушного), Росавиация (на воздушном транспорте).
Основной нормативный-правовой акт – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ
В соответствии с ним на морском и внутреннем водном транспорте к лицензируемым видам деятельности относятся:
- деятельность
по перевозкам внутренним
- деятельность
по перевозкам внутренним
- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
- деятельности
по осуществлению буксировок
морским транспортом (за исключением
случая, если указанная деятельность
осуществляется для
Лицензия – бессрочная.
Лицензирующий орган – Территориальные подразделения Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Госморречнадзора).
Лицензионные требования и условия, а также перечень документов, подтверждающих соответствие им, определены Постановлением Правительства РФ от 6.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».
К ним, например, относятся:
- наличие
на праве собственности или
на ином законном основании
судов (производственных объектов
для осуществления погрузочно-
- наличие
должностного лица, ответственного
за безопасную эксплуатацию
- наличие
договоров страхования жизни
и здоровья членов экипажей
судов при исполнении ими
- соблюдение
лицензиатом требований по
Основанием для приостановления действия лицензии является решение суда о назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Например, на морском и внутреннем водном транспорте к ним относятся нарушение таких требований как соблюдение требований по обеспечению безопасности судоходства; соответствие судов требованиям технических регламентов и др., если они повлекли за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие
жертвы или причинение тяжкого
вреда здоровью граждан, причинение
средней тяжести вреда
По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Если указанные нарушения не были устранены лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:
1) представление
лицензиатом в лицензирующий
орган заявления о прекращении
лицензируемого вида
2) прекращение
физическим лицом деятельности
в качестве индивидуального
3) прекращение
деятельности юридического лица
(за исключением реорганизации
в форме преобразования или
слияния при наличии на дату
государственной регистрации
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.
В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
Естественными монополиями в сфере транспорта являются:
1 Железнодорожные перевозки;
2. Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
3. Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
4. Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Цель государственного регулирования в этой сфере - достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Основной метод государственного регулирования - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Например, принято Постановление Правительства РФ (от 23.04.2008 № 293) «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»
В соответствии с которым: государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях:
а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек;
б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
в) повышение качества оказываемых услуг.
Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Тарифы устанавливаются Федеральной службой РФ по тарифам (ФСТ).
Транспортное обязательстве может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон. Перевозка (в широком значении) - это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.
Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).
Транспортные договоры - договоры, относящихся к разным типам и видам гражданско-правовых обязательств и отличающихся своей родовой принадлежностью, используемые в транспортной деятельности. Договоры регулирующие отношения, возникающие при осуществлении транспортной деятельности.
Термин «транспортные договоры» не является гражданско-правовой категорией, а лишь указывает на сферу применения различных видов договоров (перевозки, буксировки, аренды транспортных средств, возмездного оказания транспортных услуг и т. д.).
К транспортным договорам относят:
1. договоры об организации перевозок (долгосрочные, навигационные и др.);
2. договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, на централизованный завоз-вывоз грузов, иные);
3. договоры перевозки грузов (в непрямых, прямых, смешанных и международных сообщениях);
4. договоры транспортной экспедиции;
5. договоры перевозки пассажиров и багажа (в пригородном, дальнем, международном сообщениях);
6. специальные договоры (аренды и проката транспортных средств, буксировки, морского посредничества, морского агентирования, об оказании лоцманских услуг, стивидорные, доверительного управления транспортными средствами, о спасании на море, транспортного страхования, складского хранения и др.).
Основными договорами являются договоры перевозки
Для классификации договоров перевозки используют различные критерии.
По моменту заключения выделяют: реальный договор перевозки конкретного груза (спорно) и консенсуальные договоры.
По предмету договора можно выделить: договор перевозки грузов, договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа (условно), договор фрахтования (спорно).