Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка
Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.
Ответственность установлена в виде исключительной неустойки (пени), размер которой зависит от длительности просрочки (в сутках, на возд. тр-те в часах), стоимости перевозки (на возд. тр-те МРОТ) и размер которой не джолжен превышать плату за перевозку (на ВВТ 50 % платы).
Штраф=f(а*Плата пер-ку*t(сут, час.))<Плата пер-ку
Напр. на ЖДТ – 9 % от стоимости оплаты за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более провозной платы
Ответственность за несохранность груза
Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
1. Перевозчик
несет ответственность за
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:
- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае
повреждения (порчи) груза - в размере
суммы, на которую понизилась
его стоимость, а при невозможности
восстановления поврежденного
- в случае
утраты груза, сданного к перевозке
с объявлением его ценности, -
в размере объявленной
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик
наряду с возмещением
Различают, так называемую, «юридическую утрату» груза – груз считается утраченным, если он не передан грузополучателю в течение определённого срока по окончанию срока доставки (как правила по истечении 30 дней).
Ответственность грузоотправителей (грузополучателей)
Прежде всего, они несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов (ст. 395 ГК).
Отправитель отвечает за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе, снижающее стоимость перевозки или влияющее на безопасность транспорта. (ответственность в виде штрафной неустойки, т.е. штраф (5-ти кратный размер стоимости перевозки)+убытки перевозчика).
Грузоотправитель несет ответственность за отправление запрещенных для перевозок грузов, нарушение требований правил перевозок и таможенных правил, вызвавшее задержку транспортных средств органами государственного контроля, за повреждение им транспортных средств и т.п. (Ответственность виде возмещения убытков перевозчика)
Грузоотправители (грузополучатели) несут ответственность за нарушение сроков погрузки (разгрузки) транспортного средства – как правило, в виде исключительной неустойки, на морском транспорте – уплачивают демередж. Размер неустойки устанавливается законом (ЖД, ВВТ) или договором (другие виды тр-та).
Грузополучатель также несёт оветственность за неочистку транспортных средств после выгрузки (в виде двойной оплаты соответствующих работ).
При несвоевременном вывозе грузов со станции (порта) назначения с грузополучателя взыскивается повышенная плата за хранение.
Вместе с тем, ст.794 ГК устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождается от ответственности за неподачу и неиспользование транспортного средства. Этот перечень включает:
- непреодолимую
силу, а также иные явления
стихийного характера и
- прекращение
или ограничение перевозки
-иные случаи, предусмотренные транспортными кодексами и уставами.
Перечень таких обстоятельств рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации перевозок, и они несут ответственности не зависимо от вины на началах предпринимательского риска.
На иных условиях основана ответственность по договору перевозки груза, в частности ответственность перевозчика за несохранность груза (утрату, порчу, недостачу) является презюмируемая вина. Перевозчик несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из установленных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности. Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при перевозке в заграничном плавании перевозчик не отвечает за несохранность груза, если было установлено, что она произошла вследствие действий или бездействия в судовождении или управлении судном капитана, других членов экипажа либо лоцмана (навигационная ошибка).
Установление презюмированной вины перевозчика не означает ее неопровержимости, т.к. в транспортном законодательстве содержится перечень типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо явной вины отправителя или получателя к числу таких обстоятельств относятся:
-особые
естественные свойства груза, вызвавшие
утрату им своих
-недостатки
тары или упаковки, которые не
могут быть замечены по
-сдача
груза к перевозке без
При этом вина отправителя или получателя может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.
В морском праве термин «авария» кроме общепринятого значения – чрезвычайного происшествия, повлекшего за собой повреждение технических средств (например, судов), принято придавать другое значение.
Авария – означает убытки, понесенные вследствие обстоятельств, связанных с опасностями и случайностями на море. Российское морское законодательство различает 2 рода убытков:
1) Убытки, понесенные участниками морского предприятия и распределяемые между судном, грузом и фрахтом, т.е. общие убытки (общая авария);
2) Убытки, не подлежащие подобному распределению, т.е. частные убытки (частная авария).
Общими убытками (общей аварией) признаются убытки, понесенные вследствие намеренно или разумно произведенных расходов или пожертвований ради общей безопасности в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии: судна, фрахта и перевозимого груза.
В настоящее время правоотношения по этому вопросу регулируются Йорк-Антверпенскими правилами 2000 года, воспринятыми гл.16 КТМ и гл. 17 КВВТ.
Смысл терминов заключается в следующем:
3) Вследствие – общими признаются только убытки, которые явились прямым следствием акта, подпадающего под признаки этого определения.
4) Чрезвычайных – расходы, включаемые в состав общих убытков, не относятся к числу планируемых перед началом рейса.
5) Произведенных – имеется в виду активная деятельность, повлекшая убытки, а не воздержание от действий.
6) Намеренно – непосредственной причиной общих убытков могут быть действия людей, предвидевших и ожидавших наступление определенных убытков, но не какая-либо случайность.
7) В целях спасения – намерения людей преследовать определенные цели, каковыми является спасение судна, фрахта и перевозимого на судне груза.
8) Разумно – действия людей по спасанию судна, фрахта и груза от общей для них опасности должны быть такими, чтобы убытки, причиняемые такими действиями, были минимальными и в тоже время эффективными.
Общая авария позволяет рационально путем преднамеренной потери части груза или части судна (или нести затраты), чтобы спасти большие ценности, т.е. большую часть судна, груза и фрахт.
Для того чтобы понесенные убытки были признаны общей аварией, обязательно должны быть 4 признака: преднамеренность, разумность, чрезвычайность и наличие общей для судна, груза и фрахта опасности.
В ст. 292 КТМ общей аварией при наличии установленных признаков признаются:
3. Убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт;
4. Убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне;
5. Убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель;
6. Убытки, причиненные судну повреждением двигателя, другим механизмам при снятии судна с мели;
7. Чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна путем перегрузки груза, топлива и др. на другие суда.
Согласно ст.284 КТМ общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания морского предприятия.
По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в различных сферах морской деятельности (диспашерами). В РФ диспашеры, объединенные в Ассоциацию диспашеров, состоят при торгово-промышленной палате и назначаются Президиумом ТПП и функционируют на основании Положения об Ассоциации диспашеров и порядка составления диспаш.
Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.
Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление о потерях или расходах, возмещения которых он требует, в течение 1 года со дня окончания общего морского предприятия.
При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих специальных знаний при разрешении, диспашер вправе поручить подготовку заключения назначенному им эксперту. На основании представленных материалов диспашер выносит мотивированное постановление о признании (не признании) наличия общей аварии и принимает к производству поручение заявителя составить диспашу. В процессе составления диспаши устанавливается сумма убытков, относимых на общую аварию (активная масса), затем определяется общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии (пассивная масса / контрибуционная стоимость имущества). Отношение активной массы к пассивной составляет аварийный процент (контрибуционный дивиденд). Исходя из контрибуционного дивиденда, устанавливается размер платежей, подлежащих взносу сторон (аварийные взносы).
Диспаша подписывается диспашером, скрепляется печатью Ассоциации диспашеров и рассылается заинтересованным сторонам.
Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение 6 месяцев со дня ее получения. Если диспаша не оспорена в указанный срок или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней сожжет быть произведено в принудительном порядке.
В общей аварии большое значение имеет не только оформление первичных документов по физической аварии (происшествии), но и обеспечение платежей, причитающихся судовладельцу. От каждого грузовладельца необходимо получить подписку о том, что он обязывается объявить стоимость груза, предоставить в Ассоциацию диспашеров необходимые документы, уплатить причитающуюся долю. В случае, когда имеется риск возможной неплатежеспособности грузовладельца, необходимо дополнительное обеспечение в форме аварийного взноса, депозита или банковской гарантии.
Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.
Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.
Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д. Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявления претензий и исков. В Уставе железнодорожного транспорта порядку предъявления претензий и исков посвящена гл. VIII, в Кодексе торгового мореплавания - гл. XXV, в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XVIII, в Воздушном кодексе - ст. 125-128, в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта - гл. 7.
Претензионный порядок считается соблюденным, если:
1) претензия заявлена в установленный срок;
2) претензия
заявлена надлежащим