Шпаргалка по "Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekz_TP.docx

— 159.54 Кб (Скачать файл)

3) претензия  заявлена к надлежащему перевозчику;

4) к претензии  приложены документы, подтверждающие  право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают различные сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение сорока пяти дней. Это касается железнодорожного и воздушного транспорта. (На водном и автомобильном транспорте – в пределах сроков исковой давности).

Указанные сроки исчисляются:

а) по претензиям, относящимся к полной утрате груза, - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте - через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК);

б) по претензиям, связанным с повреждением или частичной утратой груза, а также с просрочкой его доставки, - со дня выдачи груза;

в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, - по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском транспорте). На железнодорожном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст. 139 УЖТ). На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены;

г) во всех остальных случаях - со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.

Право на предъявление претензии имеют:

а) в случае утраты груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента - при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза.

Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции. Отказ станции (порта, аэропорта) сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством уклонения станции (порта, аэропорта) от отметки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жалобы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы). Эти доказательства должны прилагаться к претензии;

б) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;

в) в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента).

Право на предъявление к перевозчику претензий, связанных с осуществлением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю) в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. На морском транспорте это право может быть передано экспедитору.

Претензии предъявляются к транспортному предприятию. По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоотправителя претензия всегда предъявляется к транспортному предприятию пункта отправления. Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии направляются на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - транспортному предприятию пункта назначения, а на автомобильном транспорте при утрате груза - предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

Безусловно, существенным обстоятельством при предъявлении претензии к транспортным организациям являются документы, подтверждающие право требования клиента. Все транспортные уставы и кодексы (за исключением УЖТ и КВВТ) устанавливают порядок, в соответствии с которым перевозочные документы при предъявлении претензии представляются в подлиннике. Только в ст. 120 УЖТ и ст. 161 КВВТ установлено, что к претензии должны быть приложены подтверждающие предъявленные заявителем требования - подлинные документы или надлежаще заверенные копии документов.

Для рассмотрения транспортным предприятием предъявленной к нему претензии установлен специальный срок. Статья 797 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем либо грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, т.е. перевозчику для ответа на заявленную претензию установлен месячный срок. Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия. Если претензия отклонена или удовлетворена частично, транспортное предприятие обязано возвратить заявителю претензии приложенные к претензии документы. При удовлетворении претензии полностью документы, представленные заявителем претензии, не возвращаются.

Исковая давность - это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в принудительном порядке. Однако право на обращение в суд сохраняется.

В соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот срок является единым для всех видов транспорта. Исчисление срока исковой давности на всех видах транспорта начинается в основном со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Таким образом, исчисление начального момента течения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока.

37. Содержание  договора перевозки пассажира.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне, в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры обязаны соблюдать установленные правила перевозок.

Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связаны с: а) заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением первоначально заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В самом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона о защите прав потребителей (гл. III).

Прежде всего, пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы и более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном транспорте — до 2 лет, а в городском транспорте—до 7 лет), если он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места. Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату. Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).

Далее, пассажир имеет право: а) изменить один раз в течение поездки маршрут, не изменяя станции (порта) назначения; б) занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда; в) выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции (вокзала). Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса и т.д.) и добровольным. При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа. Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется в транспортных уставах и кодексах.

В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. При опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение 3 часов, а вследствие болезни или несчастного случая — в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет, пассажир имеет право возобновить без дополнительной оплаты проездные документы на другой поезд или с разрешения начальника станции получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости спального места (п. «к» ст. 128 УЖД). Сходные правила действуют и на иных видах транспорта.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств (полетов).

38.Правовое регулирование  перевозки багажа.

 

Перевозка багажа.

Багажом являются вещи и иные материальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном вагоне (ст. 2 Закона о федеральномжелезнодорожном транспорте) или в ином багажном помещении1.

По договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786 ГК).

Договор перевозки багажа взаимный, возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный, так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Он может быть сдан как в пункте отправления, так и в пути (на железнодорожном и некоторых других видах транспорта). Прекращение договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Подобно тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету.

Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 ст. 786 ГК), по которой впоследствии вьвдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от багажа следует отличать так называемую «ручную кладь», которая перевозится самим пассажиром без внесения дополнительной платы в пределах, установленных транспортным законодательством.

Багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции.

К перевозке багажом обычно принимаются только такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном помещении транспортного средства и не причинят вреда последнему, а также багажу других пассажиров. Некоторые вещи (например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т. п. вещества) к перевозке багажом вообще не принимаются. Перевозчик вправе потребовать вскрытия багажа для проверки его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке, владелец багажа уплачивает штраф в установленном размере, а в некоторых случаях привлекается к иной ответственности (административной и уголовной).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его к перевозке по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых вицах транспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки багажа без внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется за плату по тарифу. Багаж может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. В этом случае взимается дополнительный сбор.

Багаж перевозится, как правило, в том же поезде (на том же судне, самолете), в котором следует пассажир. При невозможности такой отправки багаж должен быть отправлен ближайшим поездом (рейсом) соответствующего назначения. По желанию пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или другим поездом (рейсом). Срок доставки багажа исчисляется временем следования транспорта, которым он был отправлен, до пункта назначения и должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК. В пункте назначения багаж выдается предъявителю багажной квитанции. Однако пассажир вправе потребовать выдачи багажа в любом промежуточном пункте (станции, порту, аэропорту) следования. В случае утери багажной квитанции багаж вьщается при условии, что лицо, претендующее на багаж, представит достаточные доказательства своего права на его получение. В таком случае багаж выдается по акту.

Информация о работе Шпаргалка по "Транспортное право"