Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:52, курсовая работа
Восьмиосные двухсекционные электровозы переменного тока ВЛ-80 всех разновидностей, оборудованные коллекторными тяговыми электродвигателями, являются основными грузовыми локомотивами железнодорожных линий, электрифицированных на переменном токе напряжением 25 кВ 50 Гц. Эти электровозы первоначально строились с установками, преобразующими переменный ток высокого напряжения в постоянный пульсирующий ток более низкого напряжения с помощью тягового трансформатора и игнитронных выпрямителей (1962-1964 гг.), а затем начиная с 1964 г. - с кремниевыми выпрямителями (электровозы ВЛ80к).
В 3-й зоне производится перевод нагрузки с секций а1-1 и 1-2 на равную их сумме по напряжению секцию 2-х1. Одновременно то же самое происходит с секциями а2-3, 3-4 и 4- х2 в ВИП2. После этого изменением угла открытия a Ф плеч 3,4 в диапазоне от aФМАКС до a Ф МИН выпрямленное напряжение плавно увеличивается от 1/2 UДН до 3/4 UДН. Здесь на тиристоры плеч 5,6,7,8 подаются импульсы управления a0, причем на тиристоры плеч 5,6 должна быть изменена полярность подачи импульсов a0 по сравнению с 1-й и 2-й зонами (это изменение вызвано сменой секций при переходе со 2-й на 3-ю зону).
В 4-й зоне в работу вводятся тиристоры плеч 1, 2, изменение угла открытия a Ф которых в диапазоне от a Ф МАКС до a Ф МИН изменяет выпрямленное напряжение от 3/4 UДН до UДН. Здесь на тиристоры плеч 3, 4, 7, 8 подаются импульсы управления a 0.
При уменьшении напряжения на тяговых двигателях последовательность работы преобразователей обратная.
Режим рекуперативного торможения. Для перехода из режима тяги в режим рекуперации необходимо перевести тяговые двигатели в генераторный режим с независимым возбуждением. Кроме этого, производится реверсирование обмоток возбуждения, т.е. направление тока в обмотках возбуждения с помощью тормозного переключателя задается таким, чтобы направление ЭДС якоря изменилось на противоположное по сравнению с тяговым режимом. В то же самое время направление тока в якорях тяговых двигателей, работающих генераторами (источниками энергии), не может быть изменено. Следовательно, ток и ЭДС якоря имеют согласное направление. Поэтому в режиме рекуперации электрическая энергия, вырабатываемая в генераторах, будет отдаваться в контактную сеть; становится возможным передача энергии в обратном направлении из цепи выпрямленного тока в сеть переменного тока. В этом случае ВИП работает в режиме инвертора, преобразующем постоянный ток генератора в переменный ток сети.
При рекуперативном торможении в зоне высоких скоростей тормозное усилие регулируется плавным изменением тока возбуждения, а в зоне средних и малых скоростей – плавным изменением ЭДС инвертора.
Порядок открытия тиристоров плеч ВИП в инверторном режиме по зонам регулирования поясняется алгоритмом управления ВИП и диаграммами процессов инвертора.
Вход в рекуперативный режим
электровоза практически может
быть осуществлен при любой скорости
движения. Но обычно рекуперативное торможение
применяют для поддержания
В 4-й зоне импульсы управления подаются на тиристоры плеч 1,8 (в одном полупериоде) и 2,7 (в другом полупериоде) с фазой (углом), равной b (угол опережения открытия тиристоров относительно окончания полупериода, отсчитывается от момента p , 2p ). Значение угла b автоматически регулируется в зависимости от тока рекуперации так, чтобы угол запаса d (на диаграммах процессов (рис. 2.10) угол d не показан в силу упрощения процессов, рассмотренных без учета угла коммутации g тока тиристоров плеч ВИП) поддерживался постоянным и равным примерно 25–30 эл. град. В таком случае, исходя из b = g + d , соблюдается равенство d = b – g = const. Тормозное усилие и скорость движения электровоза в 4-й зоне регулируется плавным изменением тока возбуждения, который по мере снижения скорости для поддержания заданного тормозного усилия должен увеличиваться плавным управлением тормозной рукоятки контроллера машиниста. При достижении наибольшего тока возбуждения дальнейшее поддержание тормозного усилия осуществляется регулированием напряжения инвертора UD, которое осуществляется с помощью подачи управляющих импульсов с фазой a ф, меняющейся в диапазоне от aф£p–b до aф мин, на тиристоры плеч 3,4. Полярность этих импульсов относительно полупериодов напряжения меняется по сравнению с режимом тяги на противоположную.
В 3-й зоне импульсы управления с фазой b подаются на тиристоры плеч 3,8 и 4,7 соответственно по полупериодам. Для регулирования напряжения инвертора UD на тиристоры 5,6 подаются импульсы управления с фазой aф, изменяющиеся от aф£p–b до a ф мин.
Во 2-й зоне импульсы управления с фазой b подаются на тиристоры плеч 1,6 и 2,5, а импульсы управления с фазой a ф подаются на тиристоры плеч 3,4. С помощью изменения фазы импульсов aф напряжение инвертора UD регулируется в ту или иную сторону и позволяет таким образом регулировать ток рекуперации:
IP = –––––––– ,
SR
где Е – ЭДС тягового двигателя в режиме генератора; UD – выпрямленное напряжение инвентора; SR – сумма сопротивлений контура тока рекуперации.
На 1-й зоне импульсы управления с фазой b снимаются с тиристоров плеч 1, 2, а на тиристоры плеч 5, 6 подаются импульсы, регулируемые по фазе a ф. На тиристоры плеч 3, 4 продолжают поступать импульсы, регулируемые по фазе a ф. На 1-й зоне в диапазоне малых скоростей начинает действовать так называемый режим противовключения, когда ЭДС генератора становится малой по величине вследствие снижения скорости движения, и увеличение тормозного тока IР возможно только благодаря изменению напряжения инвертора UD на противоположную полярность, когда оно будет складываться с ЭДС генератора и тем самым увеличивать тормозной ток IР
IP = –––––––– .
SR
Изменение полярности UD происходит в тот момент, когда импульсы управления с фазой a ф начинают подаваться на тиристоры плеч 5, 6, 3, 4 в диапазоне от a ф = p/2 до aф мин. С этого момента (aф = p/2) рекуперация прекращается и наступает режим противовключения, когда тяговые двигатели развивают тяговый момент, соответствующий направлению движения “назад”, и электровоз начинает потреблять энергию из сети.
1.5. Выбор и расчет
параметров основного
Кроме выбора основного электрооборудования и основных аппаратов, выполним расчет параметров тягового трансформатора электровоза переменного тока и резисторов ослабления поля.
1.5.1. Расчет основных параметров тягового трансформатора
Типовая мощность ST тягового трансформатора при полной нагрузке определяется как
ST = SТЯГ + SВСП
,
где SТЯГ – типовая мощность тяговых обмоток трансформатора; SВСП – типовая мощность вспомогательной обмотки трансформатора для собственных нужд электровоза.
При расчете SТЯГ пренебрегаем током холостого хода трансформатора, а также потерями в трансформаторе и преобразователях:
SТЯГ = –––––––––––––– , (1.23)
hДДЛ
hДДЛ
где PДЛ – мощность тягового двигателя в длительном режиме,
PДЛ = PДН∙ КВЕНТ (КВЕНТ = 0,85 ¸ 0,95 – коэффициент вентиляции тягового двигателя); КФ –коэффициент формы кривой тока нагрузки трансформатора, КФ = 1,03 ¸ 1,08; КТМ – коэффициент типовой мощности трансформатора, для мостовой схемы выпрямления КТМ = 1,11; hДДЛ – КПД тягового двигателя в длительном режиме, h ДДЛ = h ДН; nД – количество тяговых двигателей, включенных в одной секции электровоза.
SТЯГ = –––––––––––––– = ----------------------- = 9072 кВТ
hДДЛ 0,925
Мощность вспомогательной обмотки, кВА, для собственных нужд электровоза принимается равной
SВCП = (0,075 ¸ 0,085) SТЯГ .
SВCП = 0,08 ∙ 9072 = 725,76 кВТ,
ST = SТЯГ + SВСП= 9072+725,76= 9797,76 кВТ
Номинальное реактивное сопротивление обмоток тягового трансформатора на наивысшей ступени регулирования, и приведенное ко вторичной обмотке рассчитывают по напряжению короткого замыкания трансформатора
1,25 UКЗ (%) UДН
ХТН = –––––––––––––––,
100% nДВ IН
где UКЗ (%) – напряжение короткого замыкания трансформатора (иначе реактивные потери напряжения в трансформаторе), определяемое из опыта короткого замыкания и выраженное в процентах от номинального переменного напряжения. При приведении ко вторичной обмотке UКЗ (%) = 10%; nДВ – число тяговых двигателей, включенных на один преобразователь секции электровоза; 1,25 – коэффициент, учитывающий соотношение между номинальным напряжением на двигателе и переменным напряжением холостого хода на наивысшей ступени регулирования [1].
ХТН =0,049 Ом
Известно из [1], что между XТН и rТН имеется соотношение
ХТН = (7,7¸8,9) rТН .
Отсюда для расчета принимается среднее значение
rТН = 1 / 8,3 ХТН = 0,12 ХТН.
rТН = 0,12∙ 0,012 =0,006 Ом
Номинальное действующее напряжение холостого хода вторичной обмотки тягового трансформатора определяется по формуле
p
U2ОH = –––––– (UДН + D UПР Н) , (1.28)
2 · Ö2
где D UПРН – потери напряжения в преобразовательной установке при номинальном режиме, ориентировочно можно принять D UПР Н = 0,125UДН.
После преобразований
U2OH = 1,25∙ UДН . (1.29)
U2OH = 1,25∙ 875= 1094 В
Число витков вторичной обмотки тягового трансформатора для регулирования напряжения одного преобразователя определяют по формуле
w 2 = U2OH / e0 ,
где e0 – ЭДС одного витка обмоток тягового трансформатора, для грузовых электровозов е0 = 18 ¸ 22 В/виток, для расчетов принимают среднее значение е0 = 20 В/виток.
w 2 = 1094 / 20= 54,7 витков
Принимаем w 2 = 55 витков.
Уточняем ЭДС одного витка
e0= 1094 /54,7 = 20 В.
Расчет числа секций
вторичной обмотки для
Для электровоза с плавным регулированием напряжения общее число витков вторичной обмотки w 2 на высшей ступени регулирования (конец 4-й зоны) складывается из суммы числа витков 3 или 4 секций, равных между собой
w 2 = (3¸ 4) w СЗ ,
где w СЗ – число витков секции обмотки для одной зоны регулирования.
Выбор числа витков секции w СЗ например по типу схемы электровозов (ВЛ80Р, ВЛ85, ВЛ65), производится в соответствии с условием
w СЗ = 1/4× w2 ,
w 2 = (1 ¸ 4) 2w 2 = 1/4∙54,7= 13,75 витков
Число витков во вторичной обмотке собственных нужд тягового трансформатора для электровозов с обоими принципами регулирования напряжения (ступенчатое и плавное) определяют по формуле
w СН = –––––– ,
еОР
где U2СН – действующее значение напряжения холостого хода на вторичной обмотке собственных нужд, U2СН=380 В.
w СН = 380 /20=19 витков.
Номинальный ток первичной обмотки тягового трансформатора, потребляемого из контактной сети, определяют по формуле
I1H = –––––––– ,
где SТ – типовая мощность тягового трансформатора; UKC – номинальное напряжение контактной сети, UKC = 25000 В; hT – КПД тягового трансформатора, h T = 0,97 ¸ 0,98.
1.5.2. Расчет
основных параметров
Сопротивление резистора ослабления поля определяют по формуле
b
RОП = rВ ( –––––– ) – RИШ,
1 – b
где rВ – активное сопротивление обмотки возбуждения главных полюсов тягового двигателя (rВ = 0,25 =0,25 Ом – электровозы переменного тока);
b – коэффициент регулирования возбуждения тягового двигателя;
RИШ –активное сопротивление индуктивного шунта, RИШ = 0,007 Ом.
На третьей ступени регулирования возбуждения ОП-3 параллельно обмотке возбуждения включается только один индуктивный шунт, т.е.
RОП3 = RИШ = 0,007 Ом.
2.6. Расчет числа
вентилей преобразовательной
Количество вентилей в преобразователе электровоза определяется током тяговых двигателей, обратным или прямым напряжением , приходящимся на плечи преобразователя, и условиями охлаждения вентилей. Преобразователь должен выдерживать ток тяговых двигателей IМАКС при трогании поезда с места (при V=0) при максимальной силе тяги на пределе сцепления.
Cледовательно, число параллельно включенных вентилей в плече преобразователя определяют по формуле
Информация о работе Системы управления электроподвижным составом