Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:28, дипломная работа
Автомобиль является сложным техническим устройством, в котором взаимодействует множество систем. Несмотря на высокую технологичность и надежность современного автомобиля, периодически происходят поломки транспортного средства. Даже владелец нового автомобиля не застрахован от неисправностей, и гарантийный срок тому свидетельство.
Введение 3-5
Общие требования к организации СТО 5-9
Рабочие зоны СТО 9-11
Кузовной цех 11-12
Малярный цех 12-13
Подсобные помещения 13-15
Мойка 15-19
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА 19-31
Оборудование для поста приемки 31-32
Оборудование участка диагностики 32-33
Оборудование поста кинематики колес 33-34
Комплект слесарного ручного инструмента в тележке 34
Оборудование поста слесарных работ 34-35
Перечень оборудования участка ремонта агрегатов 35-36
Оборудование поста шиноремонта 36-39
Оборудование поста кузовного ремонта 39-41
Оборудование малярного участка 41-43
Оборудование компрессорной станции 43-45
Оборудование склада централизованной раздачи жидкостей 45-46
Оборудование для мойки 46-49
Охрана труда 49-55
Виды испытаний 55-58
Испытания рулевых управлений и конструктивных элементов кузова 58-60
Помещению для подзарядки аккумуляторов и ремонта электрооборудования с тестерами, зарядным устройством, хорошей вытяжкой, с перегородкой между зарядным участком и остальным помещением рекомендуют выделять не менее 4 м2.
Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно — для ремонта, другое — для зарядки, третье — для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита.
При одновременном заряде не более 10 аккумуляторных батарей, допускается иметь только два помещения: для ремонта и приготовления электролита, при этом зарядку аккумуляторов следует проводить в помещении ремонта в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.
Помещение для аккумуляторных работ должно иметь вход, оборудованный тамбуром с дверями, открывающимися наружу.
Для сосредоточения в одном месте контроля за электроснабжением, водоснабжением, подачей сжатого воздуха, устраивают специальные места. Кроме общих выключателей освещения на центральном щите, желательны также выключатели на каждом рабочем месте — это помогает экономить энергию.
Если компрессор невозможно установить в отдельном помещении, его помещают в шумоизолирующий ящик, предусмотрев хорошую вентиляцию для отвода тепла. Размещение компрессора стараются сделать так, чтобы трубопроводы от него были как можно короче. Примерные площади: компрессорной — 3 м2, бойлерной — 4 м2, инструментальной — 5 м2, помещения для хранения гарантийных дефектных деталей — 10 м2.
Следует предусмотреть отдельные рабочие посты для осуществления нестандартных услуг (сборка специальных принадлежностей, специализированных дополнительных конструкций кузова и т. д.).
Особое внимание нужно уделять технике безопасности труда на рабочих местах. Это в первую очередь касается мокрых постов и помещений с возможным наличием взрывчатых веществ. Обозначение этих помещений выполняется согласно соответствующим нормам и инструкциям.
Мойка
Мойку размещают отдельно от всех постов. При размещении постов мойки и уборки машин на открытой площадке или под навесом вертикальной планировкой должен быть обеспечен уклон не менее 3% в сторону трапов, что исключит распространение сточных вод от мойки подвижного состава по территории предприятия.
Мойка автомобилей может использоваться и до, и после ремонта, а также для коммерческого обслуживания клиентов. Мойка может быть ручная и механизированная. Необходима мойка с обработкой и кузова, и снизу. В крупных фирмах рекомендуется установка автоматизированных моек. При проектировании помещений для моек предусматривают дренаж, канализацию и очистку стоков.
Существуют мойки с замкнутым циклом — использованная вода очищается и применяется снова. Размеры — 4,5x7 м для ручных моек, 6x10 м для автоматизированных. Но размеры во всех случаях следует уточнить с поставщиками оборудования.
Минимальная комплектация моечного поста — ручная мойка высокого давления (возможна установка нескольких), пылесос (возможна установка нескольких), система рециркуляции и очистки воды. Приблизительный срок окупаемости — 6—10 месяцев.
Оптимальная комплектация моечного участка — автоматическая автомобильная мойка портального или туннельного типа, ручная мойка высокого давления, компрессор, пылесос, система рециркуляции и очистки воды. Приблизительный срок окупаемости — 2—2,5 года (туннельный тип — за 1—1,5 года).
Мойки высокого давления разделяются на:
♦ бытовые (максимальное давление 90 — 130 бар), как правило, без подогрева воды и не рассчитанные на продолжительную работу;
♦ профессиональные (максимальное давление 100 — 200 бар), способные работать в течение всего рабочего дня;
♦ индустриальные (максимальное давление 150—300 бар). При выборе мойки следует обратить особое внимание на основные технические характеристики:
♦ максимальное давление воды на выходе (в атмосферах или барах);
♦ максимальный поток воды, или ее потребление в единицу времени (литр/час или литр/мин);
♦ максимальная температура воды на входе;
♦ максимальная температура воды на выходе (для моек с автономным подогревом);
♦ потребляемая мощность;
♦ габаритные размеры и масса.
Для мойки легковых автомобилей в большинстве случаев достаточно давления 100—150 бар при потоке воды 450— 900 л/ч. Большее давление может привести к повреждению лакокрасочного покрытия автомобиля и внешних деталей, а также узлов и частей двигателя. Поэтому в автосервисе нет смысла пользоваться мойками, имеющими давление 200 бар и выше.
Автоматические щеточные мойки выполняют: нанесение моющих средств, мойка кузова с помощью щеток и струй воды, мойка днища и колес, нанесение защитных полимерных покрытий. Вот их классификация.
По типу автомобиля:
♦ для легковых автомобилей;
♦ для легковых автомобилей, джипов и микроавтобусов;
♦ для грузовых автомобилей:
♦ индустриальные (например, для железнодорожных вагонов).
По виду:
♦ портальные;
♦ двухпортальные (разнесенные);
♦ туннельные;
♦ безщеточные (форсуночные).
Современные щетки покрыты ворсом из очень тонких переплетенных волокон: на конце каждого из них — мягкий и густой "веер" (около 1 см), который гарантирует сохранность лакокрасочного покрытия от повреждений.
Стандартная комплектация портальных моек включает в себя дозатор подачи шампуня в воду. Но если автомобиль особенно сильно загрязнен, этого может быть недостаточно. Для таких случаев предусмотрена особая намыливающая рамка. Она сочетается с устройством для подачи воды под высоким давлением, и с ее помощью предварительно наносится пена. Предлагаются также устройства для мойки колесных дисков и днища.
Такая оснастка позволяет добиться наилучшего результата, если вертикальные щетки не справляются с мытьем колесных дисков специфической конфигурации или требуется мойка днища перед ремонтом.
Перед сушкой на поверхность машины наносится специальная жидкость (воск, вакса), образующая тонкую водоотталкивающую пленку. Это позволяет собирать воду в крупные капли. Мощный поток воздуха из вентиляторов сдувает капли воды с поверхности автомобиля.
Портальные мойки работают в автоматическом режиме. Это свойство привело к появлению устройств для приема специальных жетонов или считывания магнитных карточек. Они устанавливаются на мойках, где планируется самообслуживание.
В портальной мойке неподвижный автомобиль моется порталом, движущимся вдоль автомобиля. В туннельной мойке автомобиль движется при помощи транспортера и моется щетками неподвижных порталов.
Туннельные мойки дороже, но имеют ряд преимуществ:
♦ пропускная способность гораздо выше — 40—50 автомобилей в час (мойки портального типа: 10—12 автомобилей в час);
♦ более разнообразный комплект щеток, что увеличивает производительность. При этом конструктивные особенности системы вертикальных и горизонтальных щеток не меняются.
Одно из дополнений: две горизонтальные щетки, закрепленные вдоль туннеля на уровне колес автомобиля. Их применение позволяет эффективнее отмыть и загрязненную нижнюю часть кузова, и колесные диски.
Одно обстоятельство никогда не должно выходить из-под контроля: автоматические мойки, как и все моющие устройства, использующие воду, работают только при положительной температуре окружающей среды. Для зимы предлагаются специальные устройства подогрева воды и аварийный слив для защиты гидросистемы от повреждений. В наших климатических условиях такая комплектация, безусловно, оправдана, особенно аварийный слив.
Профессиональный моечный пост немыслим без очистных сооружений, поэтому, приобретая мойку, необходимо предусмотреть системы рециркуляции и очистки воды и утилизации грязи.
Сущность процесса очистки заключается в последовательном выделении нефтепродуктов, находящихся в различной дисперсной фазе, из сточных вод. Загрязненные сточные воды собираются в приямке. Приямок оснащен коробами, которые устанавливаются в него и являются накопительными емкостями. В этих коробах накапливается крупная взвесь. Загрязненная вода струйным насосом эжекторного типа засасывается в установку, где последовательно проходит различные стадии очистки.
Первой стадией очистки сточных вод является импеллерная флотация. Затем вода самотеком поступает в тонкослойный отстойник и далее в тонкослойный фильтр механической очистки. Выделившийся при флотации нефтешлам удаляется из установки по шламоотводному патрубку в шламонакопитель.
Важны и аксессуары для ручных моек. Для профессиональных моделей можно использовать всевозможные насадки, унифицированные по соединению. Их применение значительно сокращает время мойки автомобиля, а это — немаловажный фактор с коммерческой точки зрения. Для бытовых моек дополнительные аксессуары, как правило, не предусмотрены.
Если предусматривается чистка салонов, продувка замков, мойка двигателей, то не обойтись без пылесоса и компрессора.
По исполнению пылесосы есть бытовые и профессиональные, а по типу уборки — для сухой и влажной.
Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства) в соответствии с инструкциями его изготовителя.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправного состояния колесного транспортного средства (его составных частей, систем).
Система технического обслуживания и ремонта — совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. Целью данной системы технического обслуживания является обеспечение соответствия состояния автотранспортных средств населения установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами.
Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:
1) воздействия, направленные на
поддержание агрегатов, механизмов
и узлов автомобиля в
2) воздействия, направленные на
восстановление утраченной
Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — представляет собой систему восстановления (ремонта).
При этом под техническим воздействием понимается любая операция, приводящая к восстановлению или сохранению параметров колесного транспортного средства (его составных частей, систем) в процессе его ТО и ремонта, а также любая операция, осуществляемая в процессе контроля соответствия технического состояния колесного транспортного средства предъявляемым требованиям. При этом глубина технического воздействия и, как следствие, его эффективность определяются конечной целью — необходимостью поддержания автомобиля в работоспособном состоянии на протяжении всего периода его эксплуатации.
В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт — по потребности. Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Как правило, эта система применяется в основном на автотранспортных предприятиях.
Техническое состояние автомобиля зависит от двух основных показателей — конструкционной надежности и условий эксплуатации (в том числе подготовки водителя, организации и условий выполнения работ по обслуживанию автомобиля и т.д.). Одним из недостатков ППС является то, что она не учитывает реального технического состояния и индивидуальных особенностей каждого автомобиля. Перечень и объем работ при проведении ТО определяется только пробегом автомобиля. После выполнения ТО при ППС нельзя сделать заключения о надежности агрегатов и систем автомобиля и спрогнозировать поведение автомобиля в будущем, т.е. предсказать возможный отказ узлов и систем, особенно влияющих на безопасность движения.
Но если на автотранспортных предприятиях этот недостаток может компенсироваться обязательной проверкой технического состояния автомобиля перед его выходом в рейс (проверка дежурными механиками или другими должностными лицами на КТП), то автомобиль «частника» не подвергается проверкам. Поэтому решение вопросов организации ТО и ремонта автомобилей индивидуального пользования должны принципиально отличаться от аналогичных вопросов для автотранспортных предприятий. Отличие прежде всего заключается в том, что автомобиль как объект ТО и ремонта находится у владельца, который в одном лице осуществляет как транспортный процесс, так и поддержание автомобиля в технически исправном состоянии и в соответствии с действующим законодательством несет полную ответственность за его эксплуатацию и техническое состояние (п. 2.3.1 Правил дорожного движения).
Выполняя перевозочный процесс, автовладелец сам определяет и учитывает пробег, время перевозок, затраты, число пассажиров и массу груза, дальность поездок и т.д. При этом он осуществляет наблюдение за техническим состоянием автомобиля и устраняет или принимает меры к устранению неисправностей, а также несет ответственность за выполнение правил дорожного движения.
Для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии работы по ТО и ремонту владелец проводит на СТОА или выполняет их (полностью или частично) самостоятельно или с помощью других лиц. При этом регулярность и своевременность проведения работ также зависят от автовладельца Кроме того, эксплуатация автомобилей личного пользования характеризуется длительными простоями в условиях безгаражного хранения, более низкой профессиональной квалификацией водителей, нерегулярным проведением ТО, ремонта и контроля технического состояния автомобиля, неравномерностью заездов автомобилей на СТОА, частичным проведением IО и ремонта методом «самообслуживания» без соответствующего обеспечения и контроля качества работ. Так как значительная доля ДТП с гибелью людей обусловлена неисправностями автомобиля и более 90 % легковых автомобилей принадлежит гражданам, необходимо особое внимание уделять вопросам организации ТО и ремонта автомобилей населения.
Информация о работе Станции технического обслуживания, ремонтные мастерские и их оборудование