Воздушные перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ………………………………………..…………5
Правовое регулирование воздушных перевозок…………………………..……4
Понятие и система транспортных обязательств…………………….…………. 7
Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств………….... 10
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ………………………………………………...…...…. 12
Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза……………… 13
Перевозочные документы и сроки доставки груза……………………………16
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА…………………………………………………..……... 24
Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза……………………………………24
Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза………………………………….…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГП воздуш перевозки.docx

— 80.66 Кб (Скачать файл)

В ГК РФ закреплены, как правило, унифицированные общие нормы, относящиеся  к железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному  транспорту. Более детально общие  условия перевозки грузов, пассажиров и багажа этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.

В настоящее время в  Российской Федерации действуют  Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о федеральном  железнодорожном транспорте, Транспортный устав железных дорог, Кодекс торгового  мореплавания Российской Федерации,  Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта. Отношения в сфере  перевозок могут регулироваться также другими законами.

Транспортные уставы и  кодексы, принятые Государственной  Думой РФ, являются федеральными законами. По отдельным вопросам транспортной деятельности законы принимаются субъектами РФ. Например, о плате за проезд на государственном или муниципальном  пассажирском транспорте.

Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также  правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами. В ГК РФ не названы  органы, утверждающие эти правила. В  ст. 2 Воздушного кодекса РФ в числе  актов, регулирующих отношения в  области авиации, указано на федеральные  авиационные правила, принимаемые  в порядке, определенном Правительством РФ. Такой порядок еще не установлен. Правила перевозок грузов на железнодорожном  транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом  исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта и регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Правила  в области железнодорожного транспорта разрабатываются федеральным органом  исполнительной власти с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию  естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций. В настоящее  время Министерством путей сообщения  РФ издан ряд новых Правил перевозок  грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном  транспорте.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются как во внутреннем, так и в международном сообщении. Условия перевозок в международном  сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и  России. Например, Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ), Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 год), Афинской конвенцией о перевозке  морем пассажиров и багажа 1974 года На железнодорожном транспорте действуют  многостороннее Соглашение о международном  железнодорожном грузовом сообщении (с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 года), двусторонние международные  соглашения о прямом международном  железнодорожном сообщении, заключенные с Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном и рядом других стран. Внутреннее законодательство применяется к перевозкам, регулируемым международными конвенциями и соглашениями, если данными актами не установлено иное.

Международно-правовыми  являются также многосторонние и  двусторонние соглашения в области  транспорта, заключаемые государствами-участниками  СНГ. Например, Соглашение от 21 марта 1995 года между Правительством РФ и Правительством Украины о международном автомобильном  сообщении.

Согласно правилу ч. 2 п. 2 статьи 784 ГК РФ условия перевозок  конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также имущественная ответственность  сторон устанавливаются соглашением  между участниками перевозки, если ГК РФ, транспортными уставами и  кодексами, иными законами и издаваемыми  в соответствии с ними правилами  не установлено иное.

Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях перехода к рынку  постепенно освобождается от прямого  государственного регулирования своей  деятельности. Рынок транспортных услуг  все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия  договора по соглашению с ним6.

Система транспортных договоров  корреспондирует самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц  услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Законодательство не дает определения транспортной системы  как единого хозяйственного комплекса. С организационно-правовой точки  зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого  централизованного управления транспортом, единого законодательства. Новый  ГК РФ также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как  практически почти все статьи гл. 40 («Перевозка») содержат отсылочные нормы к транспортным уставам  и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное  положение: субъектами транспортных отношений  все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.

В самом общем виде транспортные договоры можно классифицировать на договоры об организации перевозок  грузов, договоры перевозки грузов, договоры перевозки пассажиров и  багажа, договоры буксировки. В свою очередь, договоры перевозки грузов и пассажиров можно разделить в соответствии с видом транспорта, которым они осуществляются7.

1.3. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет  основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Договор перевозки грузов определяется как соглашение между  грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика составить  и выдать грузоотправителю соответствующий  документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом  или кодексом (ст. 785 ГК РФ, ст. 31 ТУЖД, ст. 105 ВК РФ). Сдача груза перевозчику, выдача последним документа, подтверждающего  принятие груза к перевозке, дает основания для отнесения этого  договора к категории реальных8 гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки груза  является срочным договором, поскольку  срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК РФ, ст. 31 ТУЖД, ст. 109 ВК РФ). Этот срок может устанавливаться как  в нормативном порядке, так и  по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной  перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных  перевозок, если иное не предусмотрено  договором воздушной перевозки  груза (ст. 109 ВК РФ).

Договор перевозки грузов является возмездным, поскольку каждая из вступающих в договор сторон имеет  в виду удовлетворение определенного  имущественного интереса. Провозная  плата за перевозку груза транспортом  общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в  порядке, установленном транспортными  уставами и кодексами.

Перевозка грузов транспортом  общего пользования подразумевает, что договор перевозки является публичным договором, то есть договором, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по перевозке грузов каждого грузоотправителя, который к ней обратится с предложением о заключении договора перевозки9. При этом транспортная организация как перевозчик не может оказывать какое-либо предпочтение одному грузоотправителю перед другим. Более того, отказ от заключения договора перевозки при наличии реальных возможностей транспортной организации не допускается (ст. 426 ГК РФ).

Сторонами в договоре перевозки  грузов являются транспортное предприятие  – перевозчик (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель – законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или  иное уполномоченное владельцем груза  лицо. В обязанности перевозчика  входит не только принятие и перевозка  груза, но и выдача его грузополучателю. Таким образом, в договорных отношениях по перевозке груза участвуют  три лица: отправитель, перевозчик и  получатель груза, хотя очевидно, что  договор перевозки по своему правовому  статусу является двусторонним договором. Эта необычная ситуация в договорном праве явилась причиной долгих и  оживленных дискуссий в юридической  литературе по вопросу о правовом положении грузополучателя10.

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится  к широко известному договорному  типу – договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами  и нести соответствующие этим правам обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает  тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза  в пункте назначения (ст. 39, ст. 41 ТУЖД, п. 2 ст. 103 ВК РФ). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в  адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства – требования по поводу недостачи или повреждения  груза (ст. 796 ГК РФ), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК РФ, ст. 111 ТУЖД, ст. 122 ВК РФ). Грузополучатель  вправе предъявить к перевозчику  и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Специфика договора перевозки  как договора в пользу третьего лица состоит и в том, что грузополучатель  не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза в пункт  назначения получатель обязан принять  его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что  неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного  предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, не совместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что  грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как  бы из молчаливого согласия грузополучателя  с условиями данного договора. Договор перевозки грузов отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось  бы лишь лицом, уполномоченным принять  исполнение обязательства от должника11.

Одним из существенных условий  договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю: предприятиям промышленности, строительства, сельского  хозяйства, предпринимателям и т. п. Ускорение доставки грузов дает возможность  сократить время обращения и  тем самым ускорить оборот материальных ценностей в экономике страны.

Продолжительность перевозки (транспортное время) – это время, в течение которого транспорт  выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических  операций на станции отправления, в  пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Фактор времени –  категория не только экономическая, но и юридическая, поскольку все основные перемещения  материальных ценностей регламентированы по срокам исполнения транспортного  обязательства в законе либо договоре перевозки.

Транспортное законодательство до недавнего времени не включало условие о сроках перевозки в  определение договора. По традиции, вероятно, это не сделано и в  ГК РФ (ст. 785); обязательство доставки груза в пункт назначения в  установленные сроки предусматривается  в ст. 792 ГК РФ, отсылающей к транспортным уставам и кодексам.

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

2.1. Стороны и содержание  договора воздушной перевозки  груза 

Статья 100 ВК РФ12 определяет перевозчика как эксплуатанта, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки багажа, пассажиров, грузов, почты в соответствии с условиями договора воздушной перевозки. В соответствии со ст. 61 ВК РФ под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Особенности внутренних воздушных  перевозок заключаются в том, что пункт отправления, пункт  назначения и все пункты посадок  расположены на территории Российской Федерации. Понятие международной  воздушной перевозки несколько  сложнее. При таких перевозках воздушное  судно осуществляет вылет и (или) прибытие на территории двух государств, либо на территории одного государства, при наличии пункта посадки на территории другого государства.

Международные перевозки  грузов и пассажиров осуществляются на основе транспортных конвенций, заключенных  между теми или иными государствами. Данные конвенции имеют приоритет  перед национальным законодательством, но при отсутствии механизмов правового  регулирования тех или иных отношений  по поводу международных перевозок  могут применяться правила, установленные  гражданским законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Воздушные перевозки