Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:50, курсовая работа
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ………………………………………..…………5
Правовое регулирование воздушных перевозок…………………………..……4
Понятие и система транспортных обязательств…………………….…………. 7
Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств………….... 10
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ………………………………………………...…...…. 12
Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза……………… 13
Перевозочные документы и сроки доставки груза……………………………16
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА…………………………………………………..……... 24
Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза……………………………………24
Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза………………………………….…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36
В ряде международных транспортных конвенций все иски о возмещении ущерба подчиняются единым правилам, независимо от основания этих исков.
И действительно, достаточно
сложно обозначить ту грань, которая
давала бы четко понять, где наступает
договорная, а где деликтная
До введения в действие нового ВК 1997 года российскому законодательству не был известен термин «эксплуатант». Поэтому, прежде чем говорить об ответственности перевозчика, необходимо разобраться с понятийным аппаратом и четко себе представить, кто такой «перевозчик», кто такой «эксплуатант», и как эти понятия соотносятся друг с другом.
Сторонами договора перевозки являются пассажир или грузоотправитель (кредитор) с одной стороны, и перевозчик (должник) – с другой. При попытке вычленить фигуру перевозчика в воздушном кодексе, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, которые выражаются в несовершенстве юридической техники законодателя.
Согласно ст. 100 ВК РФ,
перевозчиком является эксплуатант, который
имеет лицензию на осуществление
воздушной перевозки
Воздушному кодексу известно также такое понятие, как авиационное предприятие. Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ).
Таким образом, налицо два субъекта, которые могут заниматься перемещением людей и материальных ценностей по договору воздушной перевозки: эксплуатант и авиационное предприятие. Но, согласно ст. 100 ВК РФ, первый из них является перевозчиком, а о правовом положении второго данная статья не говорит ничего.
Не вносит ясности и точка зрения по этому вопросу Д. А. Медведева, который ставит фигуры перевозчика, авиационное предприятие и эксплуатанта в один ряд19. Позиция Д. А. Медведева схожа с позицией по этому вопросу Высшего Арбитражного Суда РФ, которая нашла свое отражение в Информационном письме от 7 апреля 1997 года № С5-7/ОЗ-225, и ограничивается простым перечислением20.
Ответ, судя по всему, следует
искать в самом ВК РФ. Так, согласно
ст. 62 ВК РФ, российское авиационное
предприятие и российские индивидуальные
предприниматели вправе осуществлять
коммерческую деятельность в области
гражданской авиации при
Коммерческая деятельность
в области гражданской авиации
допускается только при наличии
лицензии (ст. 62 ВК РФ). Помимо лицензии,
в п. 1 ст. 8 ВК РФ предусмотрено,
что авиационные предприятия
и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие и обеспечивающие воздушные
перевозки и авиационные
Пункт 3 статьи 61 ВК РФ указывает на обязательный формальный признак эксплуатанта – наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Однако, следует отличать сертификат (свидетельство) эксплуатанта от сертификата, предусмотренного ст. 8 ВК РФ. Требования к эксплуатанту, а следовательно и к порядку получения им сертификата (свидетельства) и к форме последнего, определяются федеральными авиационными правилами (п. 3 ст. 61 ВК РФ).
Эксплуатантом может быть
как физическое лицо, так и юридическое.
Согласно ст. 100 ВК, перевозчиком является
эксплуатант, который имеет лицензию
на осуществление воздушной
Что же касается перевозчика
– лица юридического, то логика здесь
следующая. Воздушным кодексом предусмотрен
специальный субъект, авиационное
предприятие, который имеет основной
целью своей деятельности осуществление
за плату воздушных перевозок (п.
1 ст. 61 ВК РФ). Деятельность по осуществлению
и обеспечению воздушных
При этом необходимо иметь в виду, что понятие эксплуатант значительно шире понятия перевозчик. Они соотносятся как род и вид, то есть всякий перевозчик является эксплуатантом, но не всякий эксплуатант является перевозчиком. Перевозчиком по договору воздушной перевозки является эксплуатант – предприниматель, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
В соответствии с п. 2 ст. 784
ГК РФ, общие условия перевозки
определяются транспортными уставами
и кодексами, иными законами и
издаваемыми в соответствии с
ними правилами. На воздушном транспорте
общие правила перевозок
Следовательно, правовое регулирование воздушной перевозки в России происходит на основании Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ и принимаемыми на уровне Правительства РФ федеральными авиационными правилами.
3.2. Договорная и деликтная
ответственность сторон по
Вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки можно разбить на следующие две группы: а) ответственность воздушного перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза или багажа принятого к перевозке; б) ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки.
Имущественная ответственность
за нарушение транспортных обязательств
строится на общих принципах
По общему правилу соглашения
транспортных организаций с пассажирами
и грузовладельцами об ограничении
или устранении установленной законом
ответственности перевозчика
В отношении ответственности
перевозчика по договору воздушной
перевозки пассажира действует
правило, которое предусматривает
возможность изменения размера
ответственности перевозчика
Необходимо отметить, что
ранее действовавшее
Статья 123 ВК РФ вводит общее правило о том, что перевозчик вправе заключить соглашение с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными настоящим Кодексом или международными договорами РФ.
Предприниматель, по общему правилу несет ответственность на началах риска, если иное не предусмотрено законом или договором, поскольку отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства даже при отсутствии его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Пределом его ответственности является непреодолимая сила, то есть предприниматель освобождается от ответственности, если при данных условиях имели место чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Перевозчик несет
Из вышеприведенного правила
нетрудно усмотреть, что ответственность
перевозчика строится на началах
вины, поскольку согласно п. 1 ст. 401 ГК
РФ лицо признается невиновным, если при
той степени заботливости и осмотрительности,
какая от него требовалась по характеру
обязательства и условиям оборота,
оно приняло все меры для надлежащего
исполнения обязательства. Следовательно,
общим условием ответственности
перевозчика за утрату, недостачу
или повреждение груза является
вина, которая презюмируется. В этом
проявляется отклонение от общих
правил ответственности лица, осуществляющего
предпринимательскую
Здесь же, в статье 118 ВК РФ
в п. 3 сказано, что перевозчик несет
ответственность за утрату, недостачу
или повреждение (порчу) багажа или
груза, если не докажет, что они не
явились результатом
Согласно п. 8.5.4. Правил № 19, перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие: действия или упущения отправителя или получателя; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого груза; сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке и хранении; обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя; непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными лицами отправителя или получателя, которые сопровождали груз; естественной убыли груза в пределах установленных норм при перевозке.
П. 8.5.5. Правил № 19, освобождает перевозчика от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.
Думается, что приведенные пункты Правил № 19 частично утратили свою юридическую силу, поскольку прямо противоречат ст. 796 ГК РФ и ст. 118 ВК РФ, где сказано, что перевозчик отвечает за несохранность груза с момента принятия груза к перевозке и до передачи их грузополучателю. Поэтому, уже с 1 марта 1996 года (со дня введения в действие 2 части ГК РФ) отпадают все статьи, дающие основания освобождения перевозчика от ответственности в связи с тем, что груз сопровождался экспедитором, либо проводником, или в связи с тем, что была неисправна пломба.