Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:50, курсовая работа
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ………………………………………..…………5
Правовое регулирование воздушных перевозок…………………………..……4
Понятие и система транспортных обязательств…………………….…………. 7
Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств………….... 10
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ………………………………………………...…...…. 12
Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза……………… 13
Перевозочные документы и сроки доставки груза……………………………16
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА…………………………………………………..……... 24
Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза……………………………………24
Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза………………………………….…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36
В ст. 121 ВК РФ содержится абстрактное
правило, согласно которому грузоотправитель
несет ответственность за вред, причиненный
перевозчиком или лицом, перед которым
перевозчик несет ответственность,
вследствие неправильности или неполноты
сведений, предоставленных
Обращает на себя внимание тот факт, что ВК РФ вслед за ГК РФ устанавливает ответственность перевозчика за несохранность багажа, в то время как самостоятельный договор перевозки багажа специально транспортным законодательством не предусмотрен. Особенность его состоит в том, что стороной по договору перевозки багажа является пассажир, но ответственность воздушного перевозчика за несохранность багажа приравнивается к его ответственности за несохранность груза.
При сравнении норм ГК РФ и ВК РФ обнаруживается некоторое терминологическое разночтение, которое на первый взгляд может не вызвать никакого подозрения. Так, по ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность, а п. 2 ст. 118 ВК РФ говорит об ответственности перевозчика за сохранность.
Правомерно возникает вопрос, что есть сохранность и можно ли за нее отвечать? Так как основанием юридической ответственности является правонарушение, а одно из его необходимых условий – причинение вреда, то все сводится к сопоставлению понятия вред и сохранность. Под сохранностью следует понимать «сохранение в полной целости, отсутствие повреждений». Понятия «сохранность» и «вред» являются противоположными по смыслу. Следовательно, можно сделать вывод о том, что законодатель все же имел в виду привлечение перевозчика к ответственности за несохранность, но запутался и, установил ответственность за сохранность.
Говоря об ответственности
за несохранность, не лишним было бы раскрыть
само понятие «несохранность». Понятие
«несохранность» груза (багажа) в
качестве условия ответственности
перевозчика введено в
Как пишет В. Т. Смирнов, «понятие
«утрата груза» в транспортном законодательстве
и практике его применения имеет
особое, специальное содержание –
невозможность для перевозчика
выдать груз его получателю в установленный
срок. Утрата может выражаться в
двух формах: полная и частичная. Частичная
утрата груза именуется недостачей.
Порча груза означает несоответствие
качества прибывшего в пункт назначения
груза его первоначальному
Порча и повреждение груза,
по общему правилу, вызывают снижение
эффективности использования
ВК РФ, в отличие от ГК РФ, вообще не делает никакого различия в установлении размера правовых последствий перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире.
Так, согласно п. 1 ст. 119 ВК РФ,
за несохранность багажа, груза, а
также вещей, находящихся при
пассажире, перевозчик несет ответственность
в следующих размерах: 1) за несохранность
багажа или груза, принятых к воздушной
перевозке с объявлением
Надо признать, что законодатель
несколько усовершенствовал нормы,
регламентирующие размер ответственности
перевозчика. Так, к примеру, согласно
п. 4.1.3. Правил № 19, пассажир обязан сам
заботиться о сохранности вещей,
перевозимых в салоне воздушного
судна. П. 8.4.1. Правил № 19 предусматривал
ответственность перевозчика за
сохранность вещей, не сданных в
багаж и находящихся при
К тому же ранее, п. 5.7.1. Правил № 19 предоставлял возможность отправителю сдавать груз для перевозки с объявленной ценностью. Только сразу же декларировалось правило в корне уничтожившее эту разумную норму, а именно то, что сумма объявленной ценности груза не должна превышать его действительной стоимости.
Воздушный кодекс не предусматривает
перевозку вещей, находящихся при
пассажире с объявлением
К тому же возникает правомерный вопрос, почему воздушный перевозчик должен нести ответственность за недостачу, повреждение или порчу багажа, груза или вещей, находящихся при пассажире в размере их стоимости, если они хоть и отличаются от своего первоначального состояния, но сохранились в натуре. Гражданский кодекс РФ решает этот вопрос более грамотно, устанавливая дифференцированный размер ответственности как за утрату и недостачу, так и за повреждение (порчу) (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
В. Т. Смирнов рекомендовал
следующим образом подходить
к размеру ответственности: «При
частичной утрате, порче или повреждении
груза для решения вопроса
об объеме ответственности перевозчика
нужно учитывать характер груза
и характер повреждения. Повреждения
и частичная утрата могут касаться
груза: а) состоящего из отдельных предметов,
составляющих самостоятельные объекты,
б) сложного груза, для которого утраченная
или поврежденная часть составляют
элементы единого сложного механизма
(агрегата), и в) груза, представляющего
однородную массу (руда, уголь, лес и
т.д.). В первом случае, поскольку
каждая часть груза может иметь
самостоятельную оценку, возмещается
стоимость соответствующей
Не лишним было бы ввести
в ВК РФ правило, согласно которому
при утрате груза (полной или частичной),
а также в случаях его порчи
или повреждения, по своим последствиям
приравниваемых к утрате, наряду с
возмещением ущерба в указанных
пределах, обязать воздушного перевозчика
возвращать провозную плату, полученную
от грузоотправителя по договору, если
она не входит в цену утраченного
или недостающего груза. Поскольку
ответственность перевозчика и
так ограничена, то это правило
позволило бы более полно восстанавливать
имущественное положение
При перевозке без объявления ценности, ситуация осложняется тем, что грузоотправитель должен будет представить доказательства стоимости утраченного груза (багажа), а в противном случае довольствоваться возмещением в размере двух МРОТ за килограмм веса багажа или груза. Нужно отметить, что аналогичное правило уже давно известно гражданскому законодательству (например, п. 3 ст. 796 ГК РФ; п. 8.3.5. Правил № 19). П. 8.3.5. Правил № 19 гласят, что при утрате или недостаче багажа, перевозка которого оплачена, перевозчик наряду с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку, взысканную за утраченный багаж. Поскольку ВК РФ прямо не запрещает, то данный пункт Правил № 19 подлежит применению субсидиарно. Думается, эта норма должна быть закреплена в самом ВК РФ, что придало бы дополнительные гарантии контрагентам воздушного перевозчика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.
Впервые в истории России транспортные уставы и кодексы стали приниматься, как следует из толкования п. 2 ст. 784 ГК РФ, в форме федеральных законов, что в целом подчеркивает большую социальную значимость транспорта, в том числе воздушного. С 1 апреля 1997 года вступил в силу уже пятый по счету – новый Воздушный кодекс РФ. По своему характеру это комплексный нормативный акт, где сочетаются нормы как частного, так и публичного права.
Каждый договор воздушной
перевозки и его условия
Сам процесс перевозки груза воздушным транспортом часто не вызывает какие-либо трудности на практике. Самыми проблемными вопросами являются вопросы ответственности по этому договору.
Вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки можно разбить на следующие две группы: а) ответственность воздушного перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза или багажа принятого к перевозке; б) ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки.
Согласно п. 8.5.4. Правил № 19, перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие: действия или упущения отправителя или получателя; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого груза; сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке и хранении; обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя; непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными лицами отправителя или получателя, которые сопровождали груз; естественной убыли груза в пределах установленных норм при перевозке.
П. 8.5.5. Правил № 19, освобождает перевозчика от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.
Думается, что приведенные пункты Правил № 19 частично утратили свою юридическую силу, поскольку прямо противоречат ГК РФ.
По ранее действующему воздушному законодательству предел ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза наступал через 10 дней с момента, когда груз должен был быть в пункте назначения, а за просрочку в доставке багажа – через 3 дня по истечении срока доставки. Теперь же, поскольку все регулируется рыночными механизмами, не представляется возможным вывести общее правило, через какой период времени наступает предел ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, багажа или пассажира. Этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного в
целях унификации правовой регламентации
перевозок грузов воздушным транспортом
можно порекомендовать