Анализ деятельности гостиничного предприятия на примере гостиницы "Советская"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы : поиск путей повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия путем инноваций. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассматриваются теоретические вопросы повышения конкуренции гостиничных предприятий;
анализируется деятельность отеля по предоставлению услуг;
вырабатываются инновационные предложения по повышению конкурентоспособности гостиничного предприятия путем совершенствования услуг;
оценивается экономическая эффективность предложенных мероприятий.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты совершенствования деятельности в гостиничном бизнесе
1.1 Инновации в системе управления гостиничным предприятием
1.2 Характеристика составляющих конкурентоспособности
1.3 Формирование конкурентоспособности
1.4 Европейские гостиничные стандарты в российской практике как факторы конкурентного преимущества
Глава 2. Анализ деятельности гостиничного предприятия на примере гостиницы «Советская»
2.1. Общая характеристика гостиницы
2.1.1 Организационная структура
2.1.2 Характеристика номерного фонда
2.1.3 Финансовое положение предприятия
2.4 Анализ целевого сегмента гостиницы «Советская»

Файлы: 1 файл

37905.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Неудовлетворительная работа разработчиков  нововведения и специалистов, организующих процесс его внедрения.

Решение о внедрении нововведения в значительной степени зависит  от свойств самой организации. Те из них, кто чаще и быстрее осваивают новые методы и формы управления, - более восприимчивы к нововведениям, обладают большим инновационным потенциалом.

Помимо инновационного потенциала, в качестве факторов, влияющих на успех  нововведения, выделяют наличие источника  творческих идей (без творчества не может быть нововведения); эффективную систему отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами и контроль; соответствие целям организации; индивидуальную и коллективную ответственность; ориентацию на рынок, а также качество персонала. Существуют общие факторы, влияющие на инновационную деятельность, но отдельно выделяют и мотивационные факторы, влияющие на нововведения ( таблица 2 и 3)8

Таблица 2

Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности

Группа факторов

Факторы, препятствующие деятельности

Факторы, способствующие деятельности

Технико-экономические 

Недостаток средств для финансирования рискованных проектов; слабость материально- и научно- технической базы; отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов существующего производства

Наличие резерва финансовых и материально-технических  средств; наличие необходимой хозяйственной, материальной и научно-технической  инфраструктуры; поощрение за инновационную  деятельность

Юридические

Ограничения со стороны законодательства

Законодательные меры (льготы), поощряющие инновационную деятельность

Организационно-управленческие

Устоявшиеся организационные структуры; излишняя централизация и консервативность управления; иерархические принципы построения организаций; преобладание вертикальных потоков информации; индикативность планирования; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых действий; жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов

Гибкость организационных структур; демократичный стиль управления; преобладание горизонтальных потоков  информации; допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование межорганизационных, взаимоцелевых, проблемных групп

Социально- психологические 

Сопротивление изменениям, которые  могут вызывать такие последствия, как изменение статуса, необходимость  поиска новой работы перестройка  устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности; опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне ("синдром чужого изобретения")

Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, творческого труда


 

Таблица 3

Мотивационные факторы, влияющие на нововведения9

 

Факторы, способствующие нововведению

Факторы, препятствующие нововведению

1. Личные интересы  работников 

1. Личные интересы  работников 

Увеличение заработной платы в результате нововведения; Расширение прав; Сокращение обязанностей; Улучшение положения и позиций (в организации и вне её); Улучшение шансов на будущее (в организации и вне её); Улучшение возможностей для самоутверждения; Полное использование знаний и возможностей; Хорошая информированность (в организации и вне её); Повышение престижа (в организации и вне её); Расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)

Уменьшение заработной платы в результате нововведения; Сокращение прав; Расширение обязанностей; Ухудшение положения и позиций (в организации и вне её); Ухудшение шансов на будущее (в организации и вне её); Ухудшение возможностей для самоутверждения; Неполное использование знаний и возможностей; Плохая информированность (в организации и вне её); Сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)

2. Отношения  с другими работниками 

2. Отношения с другими работниками

Улучшение отношений  с руководством в результате нововведения; Улучшение отношений с подчиненными; Улучшение отношений с сотрудниками; Соответствие нововведения сложившимся  коллективным нормам, традициям, целям, ценностям 

Ухудшение отношений с руководством в результате нововведения; Ухудшение отношений с подчиненными; Ухудшение отношений с сотрудниками; Несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам ценностям

3. Характер  и содержание труда 

3. Характер и содержание труда

Более интересная работа в результате нововведения; Более  удобный режим работы в результате нововведения

Менее интересная работа в результате нововведения; Менее  удобный режим работы в результате нововведения


 

Однако решающим фактором эффективного внедрения инновации является персонал организации и его отношение к ней. Поэтому задача руководителей при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения в осуществление нововведения.

Выделяют шесть форм отношения работников к нововведениям:10

  • принятие нововведения и активное участие в его реализации;
  • пассивное принятие нововведения;
  • пассивное неприятие нововведения;    
  • активное неприятие нововведения, выступления против;
  • активное неприятие, связанное с оказанием противодействия нововведению;
  • крайние формы непринятия нововведения (игнорирование и саботаж внедрения нововведения)11.

Эти позиции формируются  на основе психологических барьеров, которые необходимо учитывать при  внедрении инновации. Необходимо учитывать, что сопротивление персонала  нововведениям обусловлено тремя основными причинами: неопределенность, ощущение потерь и убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут. Поэтому в инновационном процессе необходима максимальная поддержка персонала со стороны руководства и обеспечение его как можно более полной информацией о предстоящих изменениях. Также, необходимо учитывать факторы, влияющие на инновационную деятельность персонала:

Факторы инновационной деятельности персонала12 :
  1. К поддерживающим факторам относятся:
    • предоставление необходимой свободы при разработке нововведения, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего менеджмента предприятия;
    • проведение систематических дискуссий и свободного, поощряемого обмена идей;
    • поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, внешними научными организациями, вузами;
    • углубленное взаимопонимание в среде персонала предприятия.
  2. Усиливающими факторами считаются:
    • развитие и поддержка менеджментом стремление работников к постоянному повышению квалификации;
    • возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
    • преодоление барьеров и «размывание границ» между функциональными обязанностями;
    • систематическое проведение совещаний рабочих групп;
    • постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям.
  3. Блокирующими инновационную деятельность факторами служат:
    • недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу идеям;
    • необходимость множества согласований по новым идеям;
    • вмешательство других подразделений в оценку новаторских предложений;
    • мелочная опека и контроль шагов новатора;
    • кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
    • возникновение у вышестоящих менеджеров синдрома «всезнающих экспертов».

Необходимо отметить и тот факт, что сопротивление переменам направлено пропорционально силе ломки культуры и структуры власти, проходящей из-за перемен. Следовательно, инновации необходимо внедрять поэтапно, т.к. организация и ее работники могут выдержать лишь ограниченное число изменений в единицу времени.

Главным вопросом управления работой по развитию является равновесие между изменениями и стабильностью. Основным в управлении развитием представляется умение видеть состояние целей деятельности организации в динамике. Цель - это направление, а не пункт назначения, поэтому достижение цели предполагает постоянную готовность к изменениям и реагирование на необходимость внутренних и внешних изменений. К изменениям нужно привыкнуть.

Рассматривая систему  управления персоналом как инновацию, можно сделать вывод о том, что она обладает особенностями, присущими всякому нововведению вообще. Во-первых, изменения в системе управления персоналом нацелены на решение определенных проблем, в соответствии со стратегией развития организации. Во-вторых, невозможно заранее определить точный результат, к которому они могут привести. В-третьих, изменения системы управления персоналом могут вызвать конфликтные ситуации, связанные с сопротивлением работников, непринятием ими нововведений. И, наконец, изменения системы управления персоналом дают мультипликационный эффект, т.е. вызывают ответные изменения в остальных подсистемах организации, благодаря тому, что они касаются главной оставляющей организации – ее сотрудников13.

Таким образом, система  управления персоналом в процессе своего развития проходит все стадии, составляющие инновационный процесс. И хотя не существует унифицированных форм построения системы управления персоналом, и каждая система в отдельно взятой организации уникальна, можно выделить общие стадии и особенности системы управления персоналом как инновации.

1.2 Характеристика составляющих  конкурентоспособности

 

Несмотря на все трудности  переходного времени, сфера услуг  постепенно осваивает механизм рыночных отношений. Существенным, с весьма показательной  рыночной тенденцией, является вхождение  в конкурентную среду. Мировой опыт показывает, что в условиях конкуренции ни одна организация не может эффективно работать без ее глубокого понимания.14

Конкуренция — один из главных  элементов рыночного механизма. Режим здоровой конкуренции — необходимое условие рыночных отношений. Это важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и качества услуг, удовлетворения запросов потребителей, снижения издержек и стабилизации цен. По своему экономическому содержанию конкуренция — объективно обусловленная форма рыночного поведения хозяйствующих субъектов, состоящая в их соперничестве. Она проявляется в состязательности участников рыночных отношений, их стремлении опередить друг друга в борьбе за прибыль, рост капитала, долю рынка, высокую заработную плату. К ней причастны предприниматели, рабочие, специалисты, продавцы и потребители.

В рыночной системе конкуренция  выступает как двигатель экономики  и как средство против застоя. Это  главный механизм, побуждающий к непрерывному совершенствованию производства. Угроза разорения и банкротства, в случае поражения в конкурентной борьбе, заставляет субъектов рынка проявлять предприимчивость, вести разносторонний поиск резервов. На рынке важна конкурентная позиция.

Сложно наблюдать за всеми реальными и потенциальными конкурентами, поэтому полезно выделять стратегические группы. Стратегическая группа — это группа фирм в отрасли, которые являются прямыми конкурентами или используют схожие стратегии деятельности на рынке. Стратегические группы могут иметь ограничивающие барьеры входа на рынок, типа лицензий, а также в выборе новых технологий, подготовке специализированной рабочей силы, развитии филиальной сети, в работе с клиентурой.

Идея стратегических групп помогает сделать проблемы конкуренции более управляемыми. Например, в сфере перевозок людей и грузов учет деятельности стратегических групп позволяет определить их возможности по типам используемых транспортных средств: авиаперевозки, железнодорожный транспорт, авиатранспорт, речной транспорт. На основе этого удается находить более эффективные конкурентные решения.

Для производителя услуг на каждом рынке и по каждому виду услуг  может потребоваться своя позиция. Исследование рынка помогает избежать ошибок и выбрать нужную позицию.15

Обычно основными этапами определения позиции являются:

а) выяснение услуг, которые нужно  предложить;

б) анализ отличия этих услуг от иных (это может быть уровень подготовки персонала, система оплаты, методы обслуживания, состав клиентов, стимулирующие мероприятия, дополнительные гарантии);

в) четкая констатация привлекательности  рассматриваемых услуг;

г) изучение состояния конкуренции  на рынке и позиции, занимаемой предприятием сервиса, предлагающего услуги;

д) подведение итога позиционирования.

Позицию предприятия на рынке определяют многие факторы: характеристики услуг, квалификация персонала, местоположение и размер предприятия, целевая группа клиентов. Их разграничивают на внешние и внутренние. В таком виде они используются для определения конкурентных преимуществ (рис. 1).

При оказании услуг важно увязывать  и нацеливать конкурентную позицию на обретение конкурентных преимуществ. Они заключены в наличии сильных сторон конкурентной позиции по отдельным услугам или по совокупности услуг.

Информация о работе Анализ деятельности гостиничного предприятия на примере гостиницы "Советская"