Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.

Файлы: 1 файл

DIPLOM Катя.docx

— 2.65 Мб (Скачать файл)

В 1619 году началось строительство  нового города, большего, нежели была Кострома до нашествия отряда поляков Лисовского. Новый город был укреплен рвами  и обнесен деревянной стеной с  двадцатью тремя башнями и  шестью воротами. Внутри города стояли церкви Никольская, Усекновения главы  Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи, Николая и семи отроков  эфесских. Здесь же находились таможенная изба, гостиный двор с 4 амбарами, земская  изба. На торговой площади были ряды 21 названия, имевшие 494 лавки и 248 амбаров.

Со второй половины XVII века в Костроме начинается строительство  каменных храмов на средства богатейшего  городского купечества и горожан. В  городе к этому времени было пять монастырей: Крестовоздвиженский, Вознесенский, Спас-подвязный, Анастасьинский, Богоявленский  и тридцать пять приходских церквей.

В 1650 году в Костроме было уже 2086 дворов. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников  и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев. За границу вывозилось костромское белое мыло, которое, по отзывам иностранных торговых агентов тех лет, "никакая нация не может дать за лучшую цену". Расцветали художественные ремесла и промыслы. По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России. По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях подмосковья, в Рязани и Переславле. Одним их традиционных товаров городской торговли была "олифа костромского варенья", которая покупалась в Оружейную палату у костромского посадского человека Пешки Турбина. Во второй половине XVII века в Костроме появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы для украшения домовых печей и наружных стен церквей. Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветал посад Большие Соли, где жили поколения резчиков по дереву и каменщиков. В волжских селах Красное, Сидоровское, Сунгурово, а также в самой Костроме развивались ювелирные промыслы [Конопатова, 2004; с.61].

Но и во второй половине XVII века развитие Костромы неоднократно прерывалось эпидемиями и пожарами. В 1645 году пожар уничтожил почти  весь город, а начавшаяся вскоре моровая  язва погубила две трети костромского населения. В 1672 году новый грандиозный  пожар выжег почти весь город.

Однако экономическое  развитие города уже нельзя было остановить. На месте сожженного города возникал больший. По статистическим данным 1702 года, Кострома была по количеству населения  пятым городом в России после  Москвы. Развитие и застройка Костромы продолжались в течение всего XVII века - в этот период сформировался  стиль города.

На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как  промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. Здесь  в середине XVIII века была построена первая полотняная фабрика купцов Угличаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П. М. Третьяков. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей. В городе работали восемнадцать кирпичных заводов, колокололитейный завод купца Синцова и основанный около 1781 года изразцовый завод. В конце XVIII века в Костроме открылась первая типография.

Последняя треть XVIII века - время  крупных градостроительных мероприятий, обусловленных появлением губернских учреждений. В Петербурге была создана  комиссия, которая первоначально  занималась планировкой Петербурга и Москвы, затем стала разрабатывать  генеральные планы для всех губернских городов. В работе этого учреждения принимали участие крупнейшие архитекторы  того времени.

Окончательный план Костромы был утвержден в 1781 году. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы. Несколько десятилетий  потребовалось для его осуществления. Дело в том, что грандиозный пожар 1773 года сильно изменил облик города. Сгорели все деревянные постройки  старого и нововго города, девять прихоских церквей. Сохранились  только каменные здания в Ипатьевском  и Богоявленском монастырях, Троицкий собор и церковь Воскресения  на Дебре. По новому генеральному плану  Кремль решено было не восстанавливать, а часть кремлевской территории отвести под бульвары. На этих же землях было построено здание Богоявленского собора с четырехярусной колокольней, завершенной шпилем. Колокольня долгое время служила доминантой при  дальнейшей застройке, господствуя  в силуэте города (разобрана в 1933 году). Автором проекта этих сооружений был Степан Воротилов (1741-1799), талантливый  местный архитектор.

Если в XVII веке костромские  строители приглашались в столицу  и другие города, то теперь в Кострому приезжают архитекторы из Петербурга. Зодчие Н. И. Метлин, П. И. Фурсов, М. М. Праве, получившие образование в петербургской Академии художеств, последовательно формировали облик города.

Имена многих деятелей русской  культуры связаны с этим городом. Кострома - родина основателя первого  в России театра Федора Волкова. Актер  петербургского театра Алексей Яковлев  тоже родился в Костроме и в  молодости служил сидельцем в  лавке в Красных рядах. Сыном  костромской земли был талантливый  мастер портретного жанра первой половины XIX века крепостной помещиков  Корниловых Алексанр Поляков, приглашенный в мастерскую Дау для участия  в создании портретной галереи героев Отечественной войны 1812 года для  Зимнего Дворца в Петербурге. В  городе Луха Костромской губернии в  семье местного иконописца родились братья Григорий и Никандр Чернецовы - замечательные русские пейзажисты. Уроженцем города Кологрива был  художник-акварелист Геннадий Ладыженский, основатель Товарищества южнорусских  художников в Одессе. С костромской  землей связана биография замечательного русского живописца Бориса Кустодиева. В 1900 году в селе Семеновском-Лапотном (ныне село Островское) им написана программная  картина на звание художника "Базар", за котрую ему была присуждена золотая  медаль. В поместье Маурино приезжал Кустодиев делать эскизы и зарисовки  ко многим своим произведениям. Бывая  в Костроме, Кустодиев часто гостил в доме Ивана Рязанского - одного из первых ученых-краеведов, посвятившего всю свою жизнь изучению местного края. Рязанский был близким другом выдающихся деятелей русской культуры, в его доме бывали А. Блок, Н. Рерих, В. Мейерхольд, А. Толстой, А. Чапыгин, А. Ремизов, Ф. Сологуб, С. Чахонин, И. Павлов, В. Бонч-Бруевич.

Неподалеку от Костромы находится  имение Щелыково, принадлежавшее драматургу А. Н. Островскому, с именем которго  связаны многие памятные места города. В Костроме родились В. Плещеев и  П. Катенин. Здесь отбывали ссылку атаман войска Донского М. Платов и генерал А. Ермолов - герой Отечественной войны 1812 года. Родился и жил в Костроме и другой герой войны 1812 года - Николай Мартьямович Сипягин, основатель общества любителей военных наук, военный губернатор Грузии, адъютант князя Багратиона.

Еще в начале XX века на углу Горной улицы и улицы Кооперации стоял дом семейства Вишневских. Ф. Вишневский, в 1822-1825 годах совершивший  кругосветное плавание в составе  русской экспедиции, был участником восстания 1825 года на Сенатской площади.

В глухой деревне Шаблово  Кологривского уезда родился  и жил самобытный русский художник Ефим Честняков. Он был человеком  разностороннего дарования: живописцем, графиком, скульптором и писателем. Его творчество подчинялось тому духовно-нравственному началу, которое  характерно для народного искусства. [Бочков, 1997; с.34-45].

На протяжении всей русской  истории Кострома вносила свой вклад  в сокровищницу художественной жизни  народа и сама стала живой историей русской культуры.

 

1.3. Современное состояние туризма в регионе.

 

В советский период принципиальных изменений вектора развития не произошло, территория оставалась периферийной, ее включили в состав соседних регионов. Только с середины XX в. область существует в современных границах. 13 августа 1944 года Костромская область была выделена как отдельное административное образование.

В состав Костромской области  также входят 24 района, 8 городов  областного подчинения и 4 города районного  подчинения, 8 посёлков городского типа, 3600 сельских населенных пунктов, 274 сельских администрации.

Территория современной  Костромской области на протяжении всей своей истории располагается  на стыке зон влияния Центра, Европейского Севера и Волго-Вятки. Пограничное положение обусловило ярко выраженную асимметрию региона по уровню освоенности и характеру расселения. Более экономически развитый юго-запад области, имеющий много общего в структуре хозяйства с соседними регионам Центра, заметно опережает по большинству социально-экономических показателей “лесной” восток области, который ближе к Волго-Вятке, и северные районы.

По характеру расселения область делится на три контрастные  части. Наиболее заселен юго-запад, в приволжской полосе (Костромской, Красненский, Нерехтский, и тяготеющие к ним Судиславльский и Сусанинский районы) проживает более 60% населения области при средней плотности жителей (без г. Костромы) 20 чел.. на кв. км. Западные глубинные районы области вдоль старого торгового пути на север (Чухломский, Буйский, Солигаличский, Галичский) давно лишились стимулов развития, их население сокращается. Эта зона отличается густой сетью мелких поселений (средний размер— менее 35 чел.), в ней проживает лишь 10% населения области, плотность составляет лишь 7 чел на кв. км. На востоке области плотность минимальна (5 чел. на кв.км), освоение велось преимущественно по речным долинам, а после строительства железной дороги Санкт-Петербург—Вятка в начале ХХ века – вдоль узкоколейных лесовозных дорог, проложенных от магистрали. Многие лесозаготовительные поселки были ликвидированы в 1990-е гг., просуществовав лишь несколько десятилетий.

Доля  городского населения (68%) ниже средней по России, с начале 1990-х гг. она сократилась почти на 3% в связи с административным преобразованием части поселков городского типа в сельские поселения. С конца 1990-х гг. тенденция роста доли городского населения вновь возобладала.

Все города региона, кроме  Костромы, – средне-малые. Их можно  разделить на три группы. Среди  старых городов выделяется группа с  более развитой экономикой (Буй, Галич) и группа местных центров с  небольшой промышленностью или лесозаготовками (Чухлома, Солигалич, Судиславль, Кадый, Кологрив). Новые советские города монопрофильны, они возникли как центры лесной промышленности (Шарья, Мантурово, Нея) или электроэнергетики (Вологореченск).

Благодаря богатым природным  ресурсам, оживлению работы экономики, развитию инфраструктуры, наличию квалифицированных  кадров Костромская область является очень перспективным регионом для  инвестиционного развития.

В 1970- е гг. в области  была построена мощная Костромская  ГРЭС и город энергетиков Волгореченск. Более трети промышленного производства области дает электроэнергетика, ведущее предприятие которой - Костромская ГРЭС - обеспечивает электроэнергией весь Центр и не испытывала резкого спада. Лесная и деревовобрабатывающая отрасль, пережив сильный спад, остается важнейшей отраслью специализации. Машиностроение исторически связано с традиционными для региона лесной и легкой промышленностью, что и привело к существенному спаду производства в 1990-е гг. Доля текстильной промышленности сократилась особенно сильно.

Легкая, прежде всего льняная, промышленность испытала в 1990-х гг. наибольший спад производства. В советский  период эта отрасль также потребляла местный лен, поставлявшийся разбросанными  по всему юго-западу области льнозаводами. Сегодня отечественного сырья не хватает, к тому же оно годится  лишь для производства грубых и технических  тканей,. С середины 1990-х гг. льняная  промышленность работала в основном на давальческом сырье из Западной Европы, Белоруссии, Украины, отправляя  за рубеж некрашеную ткань.

Производство тканей сосредоточено  в Костроме, наиболее крупные предприятия - «Большая костромская льняная мануфактура», «Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина» - сумели найти средства для частичной  модернизации и по-прежнему дают до 20% сильно сократившегося объема производства льняных тканей в России. Внешний инвестор пришел на “Костромскую хлопкопрядильную мануфактуру” (“Кохлома”). Однако многие льнозаводы не работают, что создает проблемы занятости в небольших поселках, где они являются градообразующими предприятиями.

Костромская область исторически  известна своими промыслами. Некоторые  из них, прежде всего ювелирный и  кожевенный, в советский период были преобразованы в артели, а позднее - в промышленные предприятия. Кризис 1990-х гг. не сумела пережить кожевенная промышленность, Галичскому кожевенному заводу (сегодня малое предприятие ОАО «Галичобувь») не помогли никакие реорганизации. А вот ювелирный промысел в Красненском районе, в котором только по данным муниципальной статистики работают около трети всех занятых в экономике, сумел адаптироваться к изменившейся ситуации. Наряду с «Красносельским ювелиром» и «Костромским ювелирным заводом» (эти предприятия созданы в конце 1930-х гг.), в 1990-х гг. в Красненском районе появились еще два малых предприятия. Кроме того, немало мастеров в районе работаю на дому как по лицензии, так и неформально. Это позволяет более гибко реагировать на спрос, хотя и снизило качество выпускаемой продукции. Фирменная филигрань сегодня отошла на второй план, она дорога и не пользуется популярностью, поэтому увеличивается доля ширпотреба в ювелирной продукции [Гончарова, 2008; с.6-11].

В городе более 60 учебных  заведений профессионального образования, в том числе 4 государственных  ВУЗа, Духовная семинария, работают историко-архитектурный  и художественный музеи, драматический  театр и театр кукол, филармония, цирк, библиотеки, творческие объединения  художников, писателей и композиторов.

Огромную роль играет история  жизни династии Романовых в Костромском  регионе. 31 января 2012 года, в Центральном доме журналиста, в Москве, прошла пресс-конференция губернатора Костромской области Игоря Слюняева в рамках презентации Романовского фестиваля.

“Кострома по праву считает  себя душой России и колыбелью  династии Романовых. Как и четыреста  лет назад Россия в поисках  своего пути, но путь этот сложен и тернист. Я долго пытался найти определение  сегодняшнему положению нашей губернии и тому, как живет наше общество. Ответ нашел в воспоминаниях  великого канцлера Александра Горчакова. После поражения в русско-турецкой кампании, обращаясь ко многим династическим  Домам Европы, он сказал: «Россия  сосредотачивается». Эти слова мы услышали совсем недавно в статье нашего современного политического  лидера. То, что происходит с Россией, – это сосредоточение”, – сказал Игорь Слюняев в начале общения  с журналистами.

Наряду с губернатором в пресс-конференции участвовали: управляющий Костромской епархией Русской Православной Церкви Архиепископ Костромской и Галичский Алексий, Президент “Фонда Российской государственности и 400-летия династии Романовых” Мария Валовая, Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. В общей сложности им пришлось ответить на 16 вопросов корреспондентов 23 редакций электронных и более 40 – печатных средств массовой информации федерального и регионального уровня.

Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона