Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.
Туристские бренды Костромской
области, перспектива расширения географии
участников, а также мест проведения
мероприятий фестиваля, возможность
включения некоторых
Завершая встречу, губернатор
Костромской области Игорь
В продолжение презентации Романовского фестиваля в Центральном Доме журналиста гостям были представлены основные туристские бренды Костромской области. Состоялись выставка-продажа ювелирных и льняных изделий и сувенирной продукции, дегустация костромского мёда, медовухи и сыров.
В фойе и холлах Центрального
дома журналиста была развернута экспозиция
картин костромичей – заслуженных
художников Российской Федерации, лауреатов
премии Центрального федерального округа,
членов-корреспондентов
Большой интерес участников
презентации также вызвала
Регистрация бренда "Сказочная Кострома - родина Снегурочки" не только официально подтвердила красивую сказку о родине этого любимого с детства персонажа, но и стала стартом для развития популярного туристического направления. Теперь в Костроме, кроме достопримечательностей, можно посетить сказочный Терем Снегурочки, "Музей льна и бересты", парк Берендеевка, усадьбу в Щелыково, принадлежащую знаменитому драматургу А.Н. Островскому - автору сказки "Снегурочка".
С каждым годом все больше внимания уделяется на сохранение и государственную охрану объектов культурного наследия, что благоприятно сказывается на развитии туризма в области.
Глава II. Анализ туристического потенциала Костромского региона.
2.1. Туристический потенциал региона и перспективы его развития.
Административный, культурный и промышленный центр области - город Кострома. Город Кострома представляет собой своеобразный и уникальный памятник русского градостроительства XVI—XIX веков с ценными памятниками архитектуры и истории, один из русских городов, сохранивших, в целом, неповторимый и своеобразный архитектурный облик. Кострома основана князем Юрием Долгоруким в 1152 году. В 2002 году город отметил свое 850-летие. Кстати, ученые считают, что слово "кострома" произошло от "костр", что означает "любое укрепленное место, крепость". По другой версии, название города – это древнее языческое славянское слово, которое означает праздник, проводимый летом во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы. В Ипатьевском монастыре Костромы в XVII веке произошли события, имевшие общероссийское значение. Здесь в марте 1613 года принял Московское посольство и был призван на царство юный царь Михаил Романов. С тех пор в истории Российского государства Кострома занимает особое место как колыбель Дома Романовых. На Костромской земле совершил свой подвиг патриот земли русской - Иван Осипович Сусанин [Кудряшов, 2004; с.75].
Одними из лучших образцов русского провинциального классицизма конца XVIII - начала XIX веков считается административно-торговый архитектурный комплекс центра города. В старой части Костромы сохранилась исторически сложившаяся планировочная структура - лучевая сетка улиц, соответствующая генеральному плану города, утвержденному императрицей Екатериной II в 1781 году с раскрытием центра города к реке Волге.
С Костромской областью связано творчество великого русского драматурга А.Н.Островского. Большой популярностью среди туристов пользуется его усадьба - музей-заповедник "Щелыково" ("родина" Снегурочки).
Театры и концертно-зрелищные
учреждения: один из старейших в
России Костромской
государственный драматический театр
имени А. Н. Островского (с 1808), Костромс
Основные музейные учреждения
Костромы: историко-
Наибольший интерес
На улицах и площадях Костромы
установлены памятники, посвященные
личностям и историческим событиям,
среди которых: памятники Ивану
Сусанину на Сусанинской площади, Юрию Долгорукому на Советской (Воскресенской)
площади, В. И. Ленину на территории бывшего Костромского
кремля, А. А. Зиновьеву в сквере КГУ имени
Н. А. Некрасова, св. Феодору
Стратилату в Богоявленско-
Туризм рассматривается
как важнейшее направление
Число туристов и экскурсантов, ежегодно посещающих город, не превышает 400 тыс. человек. Инфраструктура гостеприимства, в целом, развита недостаточно. Большинство туристов посещает город в рамках дневной экскурсии.
На конец 2010 года в городе
насчитывалось 15 гостиниц, среди которых:
гостиничные комплексы «Волга»
и «Снегурочка», гостиницы «Бизнес-отель»,
«Азимут Кострома», «Золотое кольцо»,
«Аристократ», «ShelestoFF», «Премьер», «Уют»,
гостинично-оздоровительный
Местные и областные власти развивают ряд туристических брендов, таких как "Кострома — жемчужина «Золотого Кольца», «Кострома Богохранимая», «Кострома — сырная столица Центральной России», «Кострома — льняная столица России», «Кострома и Берендеево царство — родина Снегурочки» и другие.
14 июля 2010 г. была представлена разработанная
по инициативе И. Н. Слюняева комплексная
программа повышения туристической и
инвестиционной привлекательности г.
Костромы и Костромской области «Кострома —
душа России». Долгосрочная программа
предусматривает создание в Костроме
Национального центра «Истории, культуры
и духовности» на основе принципов государственно-
Первый этап программы
предусматривает модернизацию (и
строительство) культурно-исторических
объектов, реконструкцию храмов и
монастырей, модернизацию жилищно-коммунальной
и транспортной инфраструктуры (в
том числе строительство
В результате реализации программы к 2013 году туристический поток в Костромскую область вырастет более, чем в 2 раза и составит 2 млн человек в год. Второй этап программы включает активное развитие туристического и сопутствующих бизнесов (гостиницы, рестораны, банковская инфраструктура, речной туризм, рекреационные объекты и т. д.). По мнению, авторов программы создание такого центра в Костроме даст импульс развитию самой территории, откроет новые возможности для привлечения туристических потоков. Вырастет деловая активность населения, получит стимул к развитию малый бизнес, повысится инвестиционная привлекательность региона, - все это приведет к значительному росту валового регионального продукта и увеличению объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Кострома по праву может гордиться памятниками, возраст которых насчитывает несколько сот лет. Эти достопримечательности привлекает сюда немало любителей путешествий и культурного туризма. И сегодня данные объекты включены в большинство туристических маршрутов, одним из таких маршрутов является маршрут «Золотое кольцо России».
2.2. Объекты показа Костромского региона.
Основные
Одним из главных исторических памятников Костромы является Ипатьевский монастырь. Лучшее украшение города, его, можно сказать, «визитная карточка», по которой Кострому невозможно не узнать всегда и везде − это Ипатьевский монастырь. Он был основан в 1330-х годах на впадении в Волгу реки Костромы. С основанием монастыря, как водится, связана легенда, согласно которой на том месте, где теперь сверкают золотые купола собора и высятся островерхие башни ограды, остановился на пути из Золотой Орды в Москву знатный татарский мурза по имени Чет. Чет направлялся на службу к Ивану Калите, но по дороге тяжело заболел и остановился здесь, ввиду города Костромы. Ночью ему было видение − Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богородица сказала Чету, что тот выздоровеет, приняв христианство. Чет крестился в христианскую веру и на месте, где ему было видение, основал монастырь, посвятив его великомученику Ипатию епископу Гангрскому (жил в IV веке н.э. в городе Гангры в Малой Азии и в 326 году был убит последователями арианского еретического учения; после смерти его мощи стали чудотворными). От мурзы Чета ведется родословная одних из самых знатных и знаменитых боярских родов на Руси – Годуновых. Они и покровительствовали монастырю на протяжении столетий, здесь же была устроена фамильная усыпальница Годуновых.
Есть и вторая версия возникновения Ипатьевского монастыря. По ней, основателем монастыря был младший брат Александра Невского, Василий Ярославич Квашня, великий князь Владимирский. Князь Василий предпочитал жить не в своей столице, а в Костроме (он же поставил первую деревянную церковь Воскресения на Дебре). Он же в 1275 году предположительно основал за рекой Костромой монастырь как крепость, которая могла бы защитить в случае нападения город с северной стороны.
Долгое время монастырь жил тихой и скромной жизнью. В летописи под 1435 годом он упоминается как место заключения мира между московским князем Василием Темным и Галицким князем Владимиром Косым. Это первое упоминание обители в сохранившихся до наших дней летописных источниках, но очевидно, что к моменту, названному в летописи, монастырь уже существовал не первый год и имел определенный вес, − недаром он был выбран для такого важного события, как примирение враждующих князей.
Расцвет обители приходится
на XVI век. В это время костромской
род бояр Годуновых набирает большую
силу, становится одним из богатейших
на Руси, и для упрочения своего
положения Годуновы начинают благоустраивать
Ипатьевский монастырь как
Монастырь, бывший прежде деревянным,
при Годуновых активно
В Смутное время, в мае 1609 года, Ипатьевский монастырь был захвачен отрядом польских войск под предводительством воеводы Вельяминова. Войска ополченцев осадили монастырь, чтобы взять поляков измором; вокруг монастыря был выкопан широкий ров. Наконец в ночь с 24 на 25 сентября 1609 года служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин подвели под стену монастыря подкоп и взорвали ее при помощи бочки пороха. Оба героя при этом погибли, но монастырь был взят. Это сильно облегчило задачу костромского ополчения, которое теперь, не имея за спиной запершегося в монастыре врага, могло спокойно идти на помощь остальным войскам.
В Ипатьевском монастыре скрывался от поляков избранный на царство молодой князь Михаил Романов с матерью (по другим источникам, Романов еще не был избран на царство). До этого они жили в своей вотчине в селе Домнино, откуда им пришлось бежать после того, как в костромских лесах появился отряд поляков, намеревавшийся захватить Михаила Федоровича. Благодаря подвигу Ивана Сусанина поляки не дошли до Домнина, но стало ясно, что новоизбранному царю безопаснее находиться под защитой прочных монастырских стен. О подвиге крестьянина Михаил Романов узнал только спустя несколько лет после окончания войны, в 1619 году. Прах Ивана Сусанина по повелению царя был перенесен в Ипатьевский монастырь, а его потомки пожалованы землями. В середине XIX века в Костроме был поставлен памятник герою-крестьянину.
Под покровительством царской семьи Ипатьевский монастырь, прозванный «колыбелью Дома Романовых», по-настоящему расцвел. Были восстановлены разрушенные войной стены, выстроены новые здания и храмы.
Построенный Годуновыми в 1590 году Троицкий собор рухнул от взрыва пороха, хранившегося в подвалах под собором. Это произошло в 1649 году, а в 1650 году уже началось строительство нового храма. По распоряжению Алексея Михайловича, он должен был быть выстроен по образцу Успенского собора в Ярославле. Мощный крестово-купольный объем собора очень высок, окружен двухъярусной галереей, на второй этаж которой ведет крыльцо в один пролет, с островерхим шатром. Собор венчают пять глав на узорчатых световых барабанах. В подклете собора в 2001 году была обнаружена усыпальница, и исследователи полагают, что это может быть фамильный склеп Годуновых, который в течение 200 лет не могли отыскать археологи.
Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона