Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.
Церковь стоит на правом берегу Волги, напротив Ипатьевского монастыря, и хорошо видна с реки. Церковь пятиглавая, а рядом с ней поставлена шатровая колокольня, связанная с основным объемом широкой трапезной. Главки храма – небольшие, тесно поставленные, зато шатер колокольни – очень массивный, широкий, с тройными колонками, разделяющими арки в ярусе звона. Храм был богато украшен полихромными изразцами, каменной резьбой, а в 1887 году его фасады были заново расписаны узором «в шашечку», возможно, костромскими мастерами под руководством Василия Козмина. Также в конце XIX века церковь была обнесена новой кирпичной оградой.
Церковь Спаса Всемилостивого в Рядах была построена на торговой площади в 1766 году, еще до возведения нынешнего грандиозного комплекса Торговых рядов. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, упомянутая в документах под 1628 годом. Нынешний храм был построен на средства костромского купца Стефана Семёновича Белова. Первоначально новый каменный храм был освящен в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, но, видимо, по старой памяти костромичи продолжили называть ее Спасской. При строительстве новых Торговых рядов часть трапезной оказалась встроена в них, отчего в плане храм не совсем обычной формы. С севера к основному объему примыкает придел Покрова Богородицы (построен в 1803-1808 годах). Облик церкви достаточно обычен для своего времени – стройный четверик с ложными закомарами венчает высокое пятиглавие; окна обрамлены красивыми и довольно простыми наличниками − следы любимого в XVII веке узорочья.
С северо-запада от храма, во время возведения комплекса Гостиного двора, по проекту архитектора Степана Андреевича Воротилова в начале XIX века возводится колокольня в стиле классицизм, но с некоторыми сохранившимися чертами позднего барокко. Колокольня получилась четырехъярусной, причем один ярус был частью здания рядов, и в нем была сделана широкая проездная арка.
В советское время с 1929 года храм был закрыт, и в нем расположился антирелигиозный музей. Этого новым хозяевам показалось мало, и в 1931 году колокольня была разобрана до первого яруса, а с церкви снесены все купола. Тогда же вместо музея в здании церкви устроили склад (как будто в складских помещениях Торговых рядов было мало места). Только в 1970-х годах церковь Спаса в Рядах поставили в список объектов, нуждающихся в реставрации, и передали Костромскому историко-архитектурному музею. В 1974-1976 годах по проекту архитекторов Л.С. Васильева и В.С. Шапошникова колокольня была полностью восстановлена, а на храме снова поставлены главы с куполами, правда, без крестов.
До 2007 года церковь принадлежала музею, хотя уже в 1992 году на главах вновь установили золотые кресты, а на колокольню вернулись колокола. Сейчас церковь передана верующим, в ней ведутся службы (рис.6).
(Рис.6 Церковь Спаса Всемилостивого в Рядах)
Кострома славится не только своими
храмами, но и другими архитектурными
историческими
Одной из главных достопримечательностей Костромы считаются её Торговые ряды (рис.7). Такого комплекса Торговых рядов, как в Костроме, пожалуй, не отыскать ни в одном другом российском городе. Во многих городах в XVIII-XIX веках сооружались Торговые ряды − в Угличе, в Ярославле, в Твери, − но почти везде от них остались лишь один-два корпуса, доживающих свой век в роли современного торгового центра. В Костроме же огромная площадь, занятая зданиями с длинными арочными галереями и магазинами, осталась почти в том же виде, в котором была прежде, когда магазины назывались лавками, а бизнесмены – торговцами или купцами.
Торговля шла здесь, в центре большого торгового города на Волге, издревле. В XVII веке широкую площадь занимали деревянные лавки и склады. Все это в одночасье было уничтожено большим пожаром в 1773 году, наряду со многими другими постройками. Нынешний ансамбль Торговых рядов сложился в ходе генеральной реконструкции центральной Костромы после пожара. Работы по перестройке и перепланировке улиц начались в 1775 году и продолжались в начале XIX века. Часть же Торговых рядов достраивалась и перестраивалась позднее. Над проектами Торговых рядов работали архитекторы С.А. Воротилов, В.П. Стасов, П.И.Фурсов, К.Клер, Н.И. Метлин.
В самом центре Костромы, обрамляя
собой две смежных площади
– Сусанина и Советскую, − от
которых лучами расходятся улицы, стоят
протяженные колоннады
Большие Мучные ряды – старейшие
на площади. Они были построены в
1791 году по проекту губернского
После Больших Мучных рядов в 1800 году на той же стороне площади начали строиться Красные ряды, или Гостиный двор. В плане Гостиный двор, как и Мучные ряды, представляет собой замкнутое каре с большим внутренним двором и скругленными углами. Такие углы – характерная черта построек XVIII века, в провинции сохранившаяся до середины XIX века. Это делалось для большего удобства проезда колясок и карет на поворотах. В здание Гостиного двора со стороны Молочных рядов оказалась встроена церковь Спаса в Рядах, возведенная в 1766 году и уцелевшая в пожаре. Колокольня для нее, по проекту Воротилова, была поставлена прямо на линии рядов. На фоне своей пышной классицистической колокольни с парными колоннами и высоким шпилем небольшая пятиглавая Спасская церковь даже теряется. Внутри Мучных рядов в 1820-1830-х годах по проекту архитектора Петра Ивановича Фурсова были возведены небольшие Мелочные ряды, в которых велась торговля «мелочным товаром» − галантереей. Невысокие ряды заполняют собой большой пустой внутренний двор и очень органично вписываются в комплекс.
На
рубеже XVIII и XIX веков вокруг основных
двух зданий Торговых рядов, ближе к
Волге, были выстроены несколько
типовых корпусов: Пряничные ряды,
Хлебные ряды Квасные ряды, Рыбные,
Мясные и Шорные ряды. В Пряничных
рядах располагались две
Линию Гостиного двора по Советской площади
продолжают Масляные ряды, построенные
в 1808 году. Это длинное одноэтажное здание,
разделенное пополам двухэтажной центральной
частью.
Одна из позднейших построек –
Овощные, или Табачные ряды, построенные
в 1819-1824 годах по проекту знаменитого
архитектора Василия Петровича
Стасова. Это одноэтажное здание
с колоннадой дорического ордера.
В стену рядов вошли остатки
часовни Успенского собора.
Довольно позднее и здание Малых Мучных
и Дегтярных рядов вдоль улицы Молочная
гора, спускающейся к Волге. Малые Мучные
ряды построены в 1840-х годах, а чуть ниже
стоят белые обелиски Московской заставы,
поставленные здесь в 1823 году, когда ожидался
приезд царя.
Торговые ряды в Костроме – как волшебный
сундучок из сказки. Со стороны, снаружи
они кажутся не такими уж большими, как
о том говорят. Но когда входишь в широкую
арку Гостиного двора, оказываешься в
совершенно ином мире − старинного торгового
города. Такому впечатлению не мешают
даже современные рекламные плакаты в
стеклах лавок (то есть магазинов) и автомобили.
Идешь дальше – а ряды все не кончаются,
открываются все новые и новые. А в глубине
рядов, дальше от центральной улицы, это
ощущение старины еще усиливается. И над
рядами поднимается отреставрированная
пышная колокольня (как раз в духе купечества)
церкви Спаса в Рядах, откуда время от
времени слышны колокольные звоны. Так
и кажется, что вот сейчас по галерее пройдется
какая-нибудь барышня в старинном наряде,
из-за угла вытянет телегу понурая лошадь,
а в лавке окажется не привычная стеклянная
витрина и касса, а деревянный широкий
прилавок с приказчиком за ним. «Чего изволите-с?»…
Видимо, за много лет это место так «пропиталось»
духом волжской купеческой жизни, что
его не смогла выветрить ни социалистическая
экономика, ни современный бизнес [Гончарова,2008;
с.46-49].
(Рис.7 Торговые ряды)
Другим важным архитектурным сооружением является пожарная каланча. Она была построена в 1823-1827 годах по проекту костромского губернского архитектора П.И.Фурсова, создавшего в городе немало выдающихся зданий, в том числе часть комплекса Торговых рядов. Пожарная часть была расположена, как это традиционно делалось в российских городах, в самом центре, на главной площади. И не зря – действительно, часть выглядит внушительно и в то же время красиво, она очень органично вписалась в комплекс центральной площади. Сооружение пожарной каланчи было предложено костромским губернатором К.И.Баумгартеном, издавшим такое предписание: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев».
Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона сейчас снова помещен двуглавый орел, которого в советское время, конечно, оттуда убрали. Декор здания был выполнен по эскизам Фурсова ярославскими мастерами Повирзневым и Бобаниным. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые хорошей пожарной части губернского города: жилые помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. И, конечно, венчала все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны ее детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый «фонарь» с обходным балконом.
Приезжавший в Кострому в 1834 году император Николай I был восхищен здешней каланчой и выразил это восхищение во всеуслышание, после чего костромская пожарная часть стала почитаться лучшей в провинции.
В 1860-х годах к части были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.
Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжала размещаться городская пожарная служба. В 1990-х годах в здании устроили ведомственную выставку, посвященную истории пожарной службы в России. А с 2005 года все здание передали Костромскому музею.
В наши дни здание пожарной части стало одним из главных символов Костромы. Неудивительно − после сноса Успенского собора с высокой колокольней каланча пожарной части стала самой высокой доминантой центра города (рис.8).
(Рис.8 Пожарная каланча)
Небольшое здание, стоящее на площади Сусанина справа от пожарной части, − здание бывшей гауптвахты, построенное в 1824-1825 годах на месте прежней деревянной. Несмотря на весьма прозаическое назначение, выстроена она была губернским архитектором П.И.Фурсовым в стиле ампир и по виду совсем не похожа на место для заключения провинившихся. Впрочем, ее «постояльцами» были не простые люди, а армейские офицеры, дворяне, так что некоторая торжественность в облике здания гауптвахты должна была присутствовать.
Невысокая, в особенности по сравнению
с соседней пожарной каланчой, гауптвахта
богато украшена; в ее лепном декоре
присутствуют главным образом символические
военные мотивы, связанные с победой
в войне 1812 года: доспехи, щиты, а
также маскароны в виде львиных
морд, собаки и раки. Выходящий на
площадь фасад замечателен
Фасад гауптвахты выходит прямо на площадь, а по бокам, со стороны улиц, она обнесена деревянной оградой, покрашенной под чугунное литье. Эта ограда погибла в городском пожаре 1847 года, а ее точная копия (исключая двуглавых орлов) была заново выполнена реставраторами в 1934 году по сохранившимся рисункам и чертежам.
Утверждается, что в здании гауптвахты некоторое время сидели арестованные декабристы; после них сюда попадали и народовольцы, и поляки-повстанцы. В советское время, конечно, в такое слабоохраняемое здание никаких арестантов уже не сажали. Поначалу гауптвахту передали музею, потом сюда въехала библиотека, а позднее – и вовсе ЗАГС. С 1996 года в здании гауптвахты располагались экспозиции Литературного музея, рассказывавшие об Ипатьевской летописи, о костромских писателях, о военной литературе. В 2005 году, когда здание передали Костромскому музею-заповеднику, было решено литературный музей перенести в другое помещение, а здесь открыть военно-исторический отдел музея, логически более подходящий для этого места. Так и было сделано, и теперь в бывшем здании гауптвахты можно увидеть экспозиции, посвященные военным событиям и героям с XII века по наше время (рис.9).
(Рис.9 Гауптвахта)
На центральной площади в
Костроме стоит огромный величественный
особняк в стиле классицизм, больше
похожий на настоящий дворец. Это
дом генерала С.С.Борщова, построенный
в 1830-х годах (по другим источникам,
в 1824 году), вероятно, по проекту губернского
архитектора Фурсова или Н.И. Метлина.
Дом замечательно вписывается в общую
панораму площади и гармонирует со зданиями пожарной части и Присутственных мест.
Генерал-лейтенант Сергей Семенович Борщов
родился в 1754 (по другим источникам – в
1745), умер в 1837 году. Он принадлежал к старинному
дворянскому роду, фамилия Борщовых упоминается
в списках дворян, служивших при царском
дворе в XVII-XVIII веках. Родоначальник Борщовых,
Иван Иванович, упоминается в списках
гостей на свадьбе дочери великого князя
Ивана III. Начав военную службу рядовым
в гвардии, в возрасте 16 лет, Сергей Семенович
дослужился до звания генерал-лейтенанта,
а в 1805 году стал сенатором. Некоторые
источники утверждают, что С.С.Борщов принимал
участие в Отечественной войне 1812 года.
По собственному прошению был уволен в
отставку в 1817 году. Возможно, как раз отставка
и повлияла на решение построить себе
в Костроме новый жилой дом. Прежде на
этом месте стоял более старый, деревянный
особняк Борщовых; в 1819 году выстроили
каменный флигель, а затем заново выстроили
весь дом.
Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона