Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.
Здание получилось поистине грандиозным,
достойным в чем-то даже и столичной
архитектуры. Строгий портик с восемью
коринфскими колоннами и
Хозяева мало бывали в своем доме, чаще
здесь появлялись их дети. В 1847 году, во
время большого городского пожара, дом
сильно пострадал. Наследники Борщова
решили не восстанавливать особняк, а
продать его в таком виде. Дом выкупил
купец А.А.Первушин из Александрова, отремонтировал
его и сделал в нем роскошную гостиницу
под громким названием «Лондон». Известно,
что в ней останавливался сам Николай
I, а также его сын, наследник престола
Александр II со своим воспитателем, поэтом
В.А.Жуковским. Бывал здесь и Н.А.Некрасов,
проезжая Кострому.
В 1870 году дом Борщова выкупила городская
казна; вместо гостиницы здесь был размещен
окружной суд.
Сейчас судьба дома Борщова неясна.
Его планировали передать Костр
(Рис.10 Дом генерала С.С. Борщова)
Одним из самых известнейших в Костроме
по праву считается памятник Ивану
Сусанину. Памятник Ивану Сусанину
стоит в Костроме в сквере на площади,
носящей имя героя-крестьянина, признанного спасителя
основателя царской династии Романовых,
Михаила Федоровича. Площадь Сусанина
− центральная в городе, состоящая из
двух частей: большого сквера между Большими
Мучными рядами и Гостиным двором, и широкой
площади, от которой лучами расходятся
городские улицы.
Современный памятник – советских времен,
он был поставлен в 1967 году по проекту
московского скульптора Н.А. Лавинского
и архитекторов Марковского и Бубнова.
Памятник высотой 12 метров представляет
собой классическую для советской скульптуры
монументальную фигуру − сельский староста
Иван Осипович Сусанин в крестьянской
рубахе, лаптях и распахнутом зимнем тулупе,
гордо смотрящий вдаль. На массивном постаменте
выбиты слова: «Ивану Сусанину – патриоту
земли Русской».
Прежде на площади, напротив пожарной части, там, где сейчас пустое место, стоял другой памятник Ивану Сусанину, возведенный по заказу царской семьи скульптором В.И. Демут-Малиновским в 1851 году (см. приложение 1). Памятник был разобран в 1918 году по декрету «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Ничего общего, кроме имени Сусанина, между этими монументами найти невозможно: если нынешний Иван Сусанин стоит прямо и гордо, то прежний воплощал собой идею «Жизни за царя». На высокой колонне (сохранившейся до наших дней) стоял бюст молодого Михаила Романова в царской шапке, а у подножия колонны на коленях стоял крестьянин, отдавший за него жизнь. Спереди на колонне был укреплен барельеф, изображавший казнь Сусанина поляками, а сзади – надпись: «Ивану Сусанину. Благодарное потомство». Конечно, такую скульптуру в советское время снесли в первую очередь. Сейчас планируется ее восстановление, приуроченное к 400-летию Дома Романовых в 2013 году. Что при этом будет с памятником советского периода – пока неизвестно (рис.11).
(Рис.11 Памятник Ивану Сусанину)
Так же нельзя не упомянуть о памятнике Юрию Долгорукому. Памятник основателю города князю Юрию Долгорукому был открыт в Костроме 29 августа 2003 года. Деньги на памятник были собраны и предпринимателями, и простыми жителями города. Выполнил памятник из бронзы известный московский скульптор Владимир Церковников, архитектором монумента стал Г.Л.Морозов, художником − С.И.Кадыбердеев.
Предыстория установки памятника такова: за год до его открытия в Костроме побывал Патриарх Алексий II, который привез сюда капсулу с землей из Киева, где в храме Спаса на Берестове похоронен великий князь. Тогда в Костроме установили камень, обозначив место для нового памятника. Городская молва и журналисты даже утверждают, что камень мироточил.
Однако сейчас на месте камня находится скульптура, изображающая сидящего на широкой красивой резной скамье князя, с мечом в левой руке. Рукоять меча сделана в форме широкого креста и увенчана короной. Правую руку Юрий Долгорукий протягивает вперед, в сторону Торговых рядов и Волги, словно указывая, где дóлжно заложить город. Памятник достаточно велик – 4,5 метров высотой и более 4 тонн весом. И можно сказать, что среди новых памятников выдающимся историческим личностям этот монумент имеет право занять далеко не последнее место (рис.12).
(Рис.12 Памятник Юрию Долгорукому)
Губернские Присутственные места
были построены в 1806-1808 годах по проекту
губернского архитектора
В Костроме долгое время не было определенного
места для административных учреждений.
После городского пожара 1773 года они
размещались в зданиях Богоявле
Здание Присутственных мест выполнено в строго классицистическом стиле. Первоначально вход в здание был оформлен в виде широкой белокаменной лестницы, но при перестройке 1832-1833 годов ее встроили внутрь здания, а вход оформили высоким портиком с четырьмя колоннами ионического ордера. Опоры портика так высоки, что в них сделаны проходы для пешеходов.
В наши дни в здании Присутственных
мест также расположено
Пара обелисков Московской заставы
находится вовсе не на дороге, приводящей
в Кострому со стороны столицы. Московская
застава встречает тех гостей
города, кто прибывает сюда по Волге.
Въезд в город со стороны пристани, оформленный
двумя обелисками с кордегардиями, приобрел
свой парадный вид в 1823 году. Проектировал
его архитектор П.И.Фурсов, построивший
немало зданий в Костроме. Два четырехугольных
обелиска были увенчаны двуглавыми орлами,
и не случайно − в этом году ожидался приезд
императора. Обелиски стоят не отдельно,
а соединяются арочными пролетами с небольшими
зданиями кордегардий. Кордегардии сейчас
перестроены, да и въезд в Кострому со
стороны Волги уже давно не главный, но
обелиски сохранились. В советское время
орлов на них не было, сейчас они снова
стоят на своем месте (рис.13).
(Рис.13 Московская застава)
Здание Драматического театра изначально было построено как жилой дом в начале XIX века, а в 1860-х годах перестроено под театр. По другим источникам, здание было не перестроено, а построено заново на добровольные пожертвования горожан. В пользу первого варианта говорит то, что по чертежам 1855 года это было одноэтажное здание с флигелем, по планировке близкое к перестроенному жилому дому. Впрочем, некоторые источники указывают, что флигель мог быть построен в 1860-х годах как театральная пристройка.
История костромской театральной труппы началась в 1808 году, а открытие нового театра состоялось в 1863 году. Вскоре здание сильно пострадало от пожара (одни источники называют 1865 год, другие – 1873) и было кардинально перестроено, стало двухэтажным. Первый этаж украсила рустовка, второй этаж – пилястры тосканского ордера.
Новая перестройка, полностью изменившая облик театра, была проведена в 1950-х годах, после войны, под руководством архитектора А.Федорова. Здание было надстроено третьим этажом, широким и высоким фронтоном, сделаны другие украшения фасада. Отделка интерьеров также относится к этому времени: заново были украшены зрительный зал, фойе. Расписной плафон в зале сделан художниками Н.Шуваловым и В.Муравьевым.
На сцене Костромского театра выступали в разное время такие великие артисты, как М.Н.Ермолова, М.П.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова, Мариус Петипа.
На берегу Волги, на насыпи, сохранившейся от валов древнего костромского кремля, стоит беседка, напоминающая своим видом и беседки на набережной Ярославля, и просто садовые или парковые беседки в старинных усадьбах. Эту беседку в Костроме называют беседкой Островского, в честь знаменитого драматурга, неоднократно бывавшего в Костроме по дороге в свое костромское имение Щелыково (сейчас там устроен музей-заповедник А.Н.Островского, а сам драматург похоронен неподалеку, в селе Николо-Бережки). Конечно, именно в этой беседке он никогда не бывал, так как она была построена в 1956 году, но примерно на том месте, откуда Островский нередко любовался пейзажем Волги, считая его одним из лучших видов, которые ему доводилось наблюдать.
Не случайно эта беседка видна
в фильме «Жестокий романс», снятом
по пьесе А.Н.Островского «
Сейчас беседка стала одной из главных достопримечательностей города, и, наверное, не только благодаря имени Островского, но и оттого, что из нее действительно открывается великолепный вид на Волгу.
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» расположен в Островском районе Костромской области. Щелыково замечательно как уголок благодатной русской природы и как место, связанное с жизнью и творчеством великого русского драматурга А.Н. Островского.В XVIII веке усадьба принадлежала дворянскому роду Кутузовых, а в 1847 году ее приобрел отец драматурга Н.Ф. Островский.
В мае 1848 года А.Н. Островский впервые посещает Щелыково. «Что за реки, что за горы, что за леса!… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии», - записывает он в своем дневнике. С 1867 г. Александр Николаевич вместе с братом Михаилом становятся владельцами имения, и с тех пор драматург проводит здесь каждое лето.
Сердце заповедника – Дом А.Н. Островского: старинное деревянное здание серого цвета с белыми колоннами, террасами, по северному фасаду имеющее антресольный этаж и два крыльца – парадное и служебное.
На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи драматурга и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома. Анфиладу комнат открывает столовая, служившая местом сбора членов семьи драматурга, а также его многочисленных гостей. Большой обеденный стол-сороконожка, керосиновая лампа-молния, тульский самовар красной меди на поминают о царивших некогда здесь уюте, радушии, гостеприимстве.
Небольшая уютная гостиная
располагала к дружеской
Дом А.Н.Островского производит
удивительное впечатление обжитого
уютного дома. Кажется, дом сохранил
и пронес через многие годы царившую
здесь некогда атмосферу
(Рис.14 Дом А.Н. Островского
в музее-заповеднике «Щелыково»
Так же усадьба является домом Снегурочки известная пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», написана им в Щелыково. Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, познает любовь: любят и ее, и влюбляется она. Но волшебная сказка оказывается драмой — Снегурочка погибает во время празднования дня Ярила — бога Солнца.
Кострома четырежды родина Снегурочки:
– первое рождение – возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу;
– второе рождение Снегурочки – в весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской земле;
– третье рождение – съёмки
фильма «Снегурочка» режиссером Павлом
Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке
на территории Костромы.
– четвёртое – воплощение образа в живом
человеке, играющем роль Снегурочки, путешествующей
с Российским Дедом Морозом по России.
Программа «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки» разработана по заказу Администрации города Костромы в 2004 году.
Ежегодно Костромская Снегурочка участвует в новогоднем путешествии Деда Мороза по российским городам. С 2005 года проводится открытый конкурс «Русская краса – Костромская Снегурочка» (рис.15).
(Рис.15 Терем Снегурочки)
Есть в городе Костроме на улице
Терешковой необычный музей льна
и бересты. Здесь в единое, гармоничное
целое соединены, казалось бы, несовместимые
вещи - лён и береста. Именно такой
музей - льна и бересты построила
и создала уроженка города Костромы
Забавина Наталья Павловна в 2005 году.
С тех пор музей занял
Экскурсия по музею начинается с зала льна, где, слушая завораживающую речь экскурсовода, посетители увидят своими глазами процесс превращения льняной соломы в крестьянские рубахи. Весело кружится веретено, и льняную ниточку тянут из кудели в умелые руки мастерицы. Не обделено вниманием и фабричное производство льняных изделий - в экспозициях выставлены образцы, как начала прошлого века, так и современные.
Персонажи русских сказок, выполненные в технике плетения из бересты, в первую очередь привлекают внимания посетителей в следующем зале музея. Рассказ экскурсовода начинается с описания традиций изготовления старинных берестяных изделий - поршней, лопатошников, пестерей, лукошек, собранных в этнографических экспедициях по Костромской области.
Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона