Анализ туристского рынка Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в стране действуют 52 региональные целевые программы развития туризма, утверждены и реализуются 8 региональных концепций развития сферы туризма, в стадии утверждения находятся 17 отраслевых стратегий и концепций.
. Все эти программные документы исходят из того, что подавляющее большинство регионов Российской Федерации обладают всеми необходимыми условиями и предпосылками для формирования и развития туристского сектора региональной экономики, способного стать стимулом для диверсификации экономики российских регионов.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

В Законе об основах туристской деятельности упоминается социальный туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. В России социальный туризм пока не развит.

Виды туризма характеризуются значительным разнообразием. Можно выделить как минимум 12 видов туризма, однако число их может быть значительно больше. Это рекреационный, потребительский, культурно-познавательный, воссоединительный и ностальгический, деловой и профессиональный, лечебно-оздоровительный, спортивный, приключенческий, экологический, религиозный (паломничество) туризм, а также комбинированные туры и прочие виды туризма.

Рекреационный туризм связан с посещением и использованием с целью отдыха и оздоровления природных объектов: морей, рек, озер, лесных массивов, гор и др. В отличие от лечебно-оздоровительного туризма рекреационный туризм не ориентирован на специализированные средства размещения, такие как санатории, профилактории, и не предусматривает лечебные мероприятия.

Потребительский туризм включает в качестве основного компонента программы тура изъятие природных ресурсов. Это могут быть лицензионная охота, рыбалка, сбор дикорастущих пищевых и лекарственных растений.

Культурно-познавательный туризм имеет выраженный экскурсионный компонент. Культурно-познавательные туры позволяют познакомиться с историей, традициями, культурой страны или места посещения, с основными достопримечательностями (например, туры «Классический Париж», «Классический Рим» и др.).

Воссоединительный и ностальгический туризм связан с посещением знакомых и родственников, мест своего рождения, прошлого проживания или места рождения родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей. Ностальгические туры особенно распространились в связи с изменением политической карты, в частности, Европы. Ностальгический туризм типичен также для японцев, обязательно посещающих места захоронения своих предков. Примером ностальгического туризма могут быть специально организованные путешествия для любителей «Битлз», поездки в детство — «По следам героев сказок братьев Гримм», «По следам бременских музыкантов» и др.

Деловой и профессиональный туризм предполагает поездки на конференции, симпозиумы, переговоры, а также на языковые курсы. В отличие от служебной командировки деловые и профессиональные туры, как правило, имеют экскурсионную или оздоровительную программу.

Лечебно-оздоровительный туризм ориентирован на использование природных лечебных ресурсов и физиотерапевтических факторов, применяемых с целью улучшения состояния здоровья. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, климатические особенности, живописные ландшафты, леса, лесопарковые насаждения, альпийские луга, местности, пригодные для кумысолечения, рапа лиманов и озер, акватории морей и внутренних водоемов, другие редкие природные объекты, такие как лечебная нефть, горячий пар и газ, соляные пещеры, используемые для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха.

Лечебные туры предусматривают климато-лечение, бальнео-лечение (минеральными водами), грязелечение, купально-пляжные, прогулочные процедуры и др. Лечебные туры, как правило, узко специализированы. Во время такого тура можно замедлить течение заболевания и даже полностью избавиться от болезни. Прежде всего, это относится к посещению известных клинических центров, специалисты которых практикуют как классические, так и нетрадиционные методы лечения, а также к бальнеологическим и грязевым курортам.

Спортивный туризм может быть пешеходным, водным, горным, в том числе горнолыжным и альпинистским; лыжным, велосипедным, автомобильным, мотоциклетным, подземным (спелео-туризм), парусным, конным и другим.

Деятельность по организации спортивного туризма проявляется в разнообразных формах:

-  организация спортивных походов и путешествий;

-  присвоение званий и разрядов (спортивный квалификационный туризм);

-  проведение спортивных и научных экспедиций;

-  проведение чемпионатов и соревнований;

-  организация спортивных школ по подготовке кадров — тренеров преподавателей и гидов проводников спортивного туризма;

-  организация ярмарок и слетов;

- ведение банков данных о коллективных членах, новинках туристского снаряжения, маршрутах перевалов, описание вершин и других технически сложных препятствий;

- учет и присвоение спортивных, инструкторских и судейских званий;

-  организация детско-юношеского и семейного туризма;

-  организация поездок на спортивные мероприятия.

Спортивные туры подразделяются на две группы:

1)  собственно спортивные, во время которых туристы активно занимаются тем или иным видом спорта;

2)  туры на спортивные соревнования, где туристы выступают в качестве болельщиков.

Приключенческий туризм предполагает получение туристами новых ярких и неожиданных впечатлений, подчас трудно прогнозируемых, но всегда четко проработанных организаторами, в том числе в плане техники безопасности. Программы приключенческого тура могут включать воспроизводимые эффектные исторические события, фрагменты современной культурной жизни, преодоление препятствий, требующих как физического, так и психоэмоционального напряжения. Сегодня это малый, но растущий и достаточно перспективный сегмент туристского рынка. По прогнозам ЮНВТО, в первом десятилетии XXI в. приключенческий туризм будет интенсивно развиваться.

Экологический туризм представляет собой путешествие среди природы (иногда его называют природным туризмом, био-туризмом и др.). Экологический туризм охватывает все стороны жизни, куда входят мир животных, растения, разнообразие жизненных форм, стабильные виды экономики, охрана окружающей среды, природное и культурное наследие, общество и человек. Другими словами, экологический туризм оказывается важным средством устойчивого развития территорий.

К экологическому туризму относится сельский туризм, который предусматривает проживание в домах сельских жителей, агроэкологический туризм, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах. Принципы или признаки экологического туризма основаны на стремлении человечества к достижению устойчивого развития территорий, сохранению биологического и социально-культурного разнообразия.

К основным принципам экологического туризма относятся:

-  посещение хорошо сохранившихся природных территорий;

-  не истощительное, устойчивое использование природных ресурсов;

-  наличие определенных, довольно жестких правил поведения;

-   меньшая, чем при обычных видах туризма, интенсивность использования природных ресурсов;

-  экологическое просвещение туристов, их участие в местных культурных и природо-пользовательских мероприятиях;

-  интеграция экологического туризма в планы регионального развития территорий;

-  участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;

-  экологическое обучение персонала, занятого в сфере экологического туризма.

Основные цели экологического туризма — гармонизация человека с окружающей его природной и социальной средой, экологическое образование и воспитание различных групп населения. Основные задачи экологического туризма — соблюдение в максимально возможной степени строгих экологических норм и ограничений.

Религиозный туризм (паломничество) ориентирован на посещение святых мест, храмов и монастырей, сохраняющих мощи святых, иконы и другие предметы религиозного культа. Религиозные туры характерны для представителей крупных мировых религий и могут выполняться как организованно, так и стихийно. Основные мировые центры религиозного туризма — Мекка, Ватикан, Медина, Лхаса, Иерусалим.

Комбинированные туры включают два или более видов туристской активности населения. Это могут быть лечебно-оздоровительные поездки с экскурсионными программами, рекреационно-экологические туры и многие другие.

К прочим видам туризма относят самые различные виды: пустынный, космический туризм и др.

Пустынный туризм. Во второй половине XX в. туристы начали осваивать ранее непригодные для отдыха уголки земного шара, в том числе пустыни. Рост интереса к отдыху в пустынях был связан с потребностями туристов испытать себя в экстремальных условиях и посетить места первозданной природы.

Нередко в пустынях находятся остатки древних цивилизаций. Некоторые из них, например египетские пирамиды и храмы, уже давно стали популярными среди туристов. Современные поселения людей в пустынях с точки зрения европейца выглядят фантастическими. Одно из них, где дома пещеры строят в ямах, использовал Стивен Спилберг при съемках фильма «Звездные войны».

В пустынях туристам предлагают участие в сафари и охоте. Некоторые страны развивают в пустынях спортивный туризм. В Долине Смерти в США, где температура +52 °С — обычное явление, с 1974 г. проводятся ежегодные кроссы для сверх марафонцев.

Отношение к пустыням как к объекту туризма в различных странах неодинаковое. В одних африканских государствах этому не придают большого значения, в других, наоборот, стараются извлечь из пустынь максимальную прибыль. Так, в Тунисе во второй половине 80х гг. XX в. была принята программа по использованию пустынь в целях туризма. Программа предусматривала развитие туризма в Сахаре для сглаживания сезонных пиков прибытия туристов на побережье. В Австралии песчаный монолит Рок в Национальном парке «Улури» стал одним из туристских символов страны. Известный израильский курорт Эйлат, расположенный в пустыне на берегу Красного моря, предлагает отдыхающим разнообразные лечебно-оздоровительные программы.

В России туризм в пустынях пока не развит, хотя участки пустынь есть в Астраханской области и Калмыкии.

Космический туризм стал реальностью в 2001 г., когда первый космический турист американец Деннис Тито провел неделю на борту международной космической станции, заплатив за свой полет 20 млн. дол. США. Последующие полеты в космос в качестве туристов двух иностранных граждан вызвали ажиотаж среди состоятельных жителей США и Канады. Проведенные опросы показали, что 510 тыс. человек хотели бы заплатить по 100 тыс. дол., чтобы участвовать в орбитальном космическом полете. Примерно 7% опрошенных заявили, что готовы потратить несколько миллионов долларов за право участвовать в космическом путешествии продолжительностью в несколько недель. В опросе участвовали люди, у которых годовой доход на члена семьи составляет не менее 250 тыс. дол. Другие опросы, периодически проводимые американскими средствами массовой информации, показывают, что до трети респондентов готовы заплатить 50 тыс. дол., чтобы побывать в космосе.

Среди прочих видов туризма особо выделяются клубный туризм и игорный отдых. Клубный туризм характеризуется тем, что путешественники сознательно объединяются в группы. Формирование групп происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Игорный отдых как вид туризма получит свое развитие в ближайшие годы, после создания в России четырех игорных зон — на территории Алтайского, Приморского краев. Калининградской области, а также одной зоны на территории Краснодарского края и Ростовской области.

По формам туризм может быть организованным (при содействии турфирм), неорганизованным (самодеятельным, т.е. организуемым туристами самостоятельно) и клубно-санаторным (с преобладанием стационарного отдыха).

Путешествие человека или группы людей по собственному плану называется индивидуальным туризмом, а путешествие в составе группы по плану туристского предприятия называется групповым туризмом.

В российском туристском бизнесе более распространен групповой туризм. Отчасти это связано со сложившимся убеждением о более дешевом групповом туре по сравнению с индивидуальной поездкой. Однако далеко не всегда групповое путешествие оказывается выгоднее индивидуального, особенно учитывая преимущества, которые получает индивидуал перед туристом, отправляющимся в группе. Кроме того, в турфирмы иногда обращаются клиенты с заказами, которые невозможно выполнить в рамках программы групповой поездки.

Отдельные виды туризма и туры можно рассматривать по продолжительности, виду транспорта, способу передвижения, средствам размещения и классу обслуживания, возрастному составу туристов, сезону, типу маршрута, виду трассы и другим признакам.

Перечислим следующие составляющие отдельных видов туризма:

1) продолжительность  тура: однодневный, выходного дня, многодневный;

2)  вид транспорта: авиационный, железнодорожный, автомобильный, велосипедный, морской, речной, гужевой, комбинированный;

3) способ передвижения: пеший, лыжный, транспортный (моторизованный и немоторизованный), конный, комбинированный;

4) средства размещения:

а) коллективные:

—  гостиницы и аналогичные средства размещения: мотели; клубы с проживанием; пансионаты; меблированные комнаты; общежития,

—  специализированные: санатории; профилактории; лагеря труда и отдыха; дома отдыха; туристские приюты, стоянки и др.; туристские, спортивные базы, базы отдыха; дома охотника (рыбака); конгресс центры; общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты); наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега; кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов);

Информация о работе Анализ туристского рынка Нижегородской области