Анализ туристского рынка Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в стране действуют 52 региональные целевые программы развития туризма, утверждены и реализуются 8 региональных концепций развития сферы туризма, в стадии утверждения находятся 17 отраслевых стратегий и концепций.
. Все эти программные документы исходят из того, что подавляющее большинство регионов Российской Федерации обладают всеми необходимыми условиями и предпосылками для формирования и развития туристского сектора региональной экономики, способного стать стимулом для диверсификации экономики российских регионов.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и другие), наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.

В Нижегородской области насчитывается 1229 учреждений культурно-досугового типа; в Нижнем Новгороде: 13 театров, филармония, десятки концертных залов, 14 кинотеатров, десятки парков культуры, 965 предприятий общественного питания, боулинг-центры и многое другое, что создает благоприятные условия для организации досуга пребывающих туристов.

Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий, в том числе 17 заказников, 1 заповедника, 1 природного парка, более 8000 рек (от ручейков до крупнейших транспортных артерий Восточной Европы - р.Волги и р.Оки), 2700 озер и прудов создают условия для развития экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.

Основные действующие туристские маршруты по Нижегородской области:

Южное кольцо области:

Нижний Новгород - Арзамас - Дивеево - Большое Болдино - Нижний Новгород;

Нижний Новгород - Богородск - Павлово - Вача - Казаково - Выкса - Нижний Новгород.

Северное кольцо области:

Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Семенов - Светлояр - Нижний Новгород;

Нижний Новгород - Балахна - Чкаловск - Нижний Новгород.

Основными проблемами эффективной реализации потенциала имеющихся туристских ресурсов являются:

- неудовлетворительное  состояние большинства памятников  архитектуры;

- отсутствие  доступа к археологическим объектам;

- неудовлетворительное  состояние дорожно-транспортной  инфраструктуры (подъездных путей, стоянок, смотровых площадок), системы  обеспечения безопасности, отсутствие указателей на маршрутах;

- недостаточный  уровень квалификации персонала  принимающих центров, в том числе  знания иностранных языков.

Инфраструктура размещения

В соответствии с перечнем основных требований Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) к объектам гостиничной инфраструктуры городов-организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года для проведения группового матча г.Нижний Новгород должен обеспечить минимум 7760 гостиничных номеров, в том числе:

- 150 номеров в гостиницах категории «5 звезд» (2 гостиницы);

- 860 номеров в  гостиницах категории «4-5 звезд» (8 гостиниц);

- 750 номеров в  гостиницах категории «3+ - 4 звезд» (8 гостиниц);

- 6000 номеров в  гостиницах категории «две звезды+» (30 гостиниц).

В настоящее время в г.Нижнем Новгороде и 100 км. зон вокруг имеется  5579 номеров, реализуются  28 инвестиционных  проектов по созданию гостиниц еще на  3000 номеров.

Для обновления действующей инфраструктуры размещения также актуальны меры государственной поддержки.

В целях снижения сроков окупаемости проектов, стимулирования инвестиций в сектор туриндустрии и снижения себестоимости нижегородского турпродукта планируется дальнейшее предоставление государственной поддержки в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов туристской деятельности.

В рамках реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» запланированы средства на поддержку проектов создания туристского кластера в Нижегородской области. Указанное мероприятие также окажет позитивное влияние на развитие туристской инфраструктуры Нижегородской области.

Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 8-З «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» устанавливает виды и формы государственной финансовой поддержки развития туризма в Нижегородской области.

 

2.2. Анализ состояния туристской индустрии в Нижегородской области

и динамики показателей ее функционирования

За период с 2009 года по 2012 год на нижегородском рынке туристских услуг наметились отчетливые положительные тенденции роста объема туристских услуг.

Таблица 2.1

Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими организациями, осуществляющими турагентскую и туроператорскую деятельность за период с 2009 года по 2012 год, млн. руб.

Вид услуг

Годы

2009

2010

2011

2012

Туристские услуги, млн.рублей

2120,3

2620,1

2731,8

3866,2

В % к предыдущему году

110,5

123,6

104,3

141,5


 

Реализация областных целевых программ развития туризма способствовала увеличению объема туристских услуг, в том числе за счет роста туристского потока: в период с 2009 года по 2012 год турпоток в Нижегородскую область увеличился с 560 677 до 833 206 человека (на 48,6%).

Развитие лечебно-рекреационного туризма также отмечено тенденцией роста. Объем санаторно-оздоровительных услуг в период с 2009 года по 2012 год в Нижегородской области вырос на 25,2%. Дальнейшее развитие санаторно-курортной сферы и формирование конкурентоспособного турпродукта лечебно-рекреационного характера зависит от государственной поддержки отрасли. Введение налоговых льгот и льгот по оплате обязательных платежей (коммунальных, оплата энергоносителей и др.) для учреждений санаторно-курортной сферы будет способствовать развитию их материальной базы и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта в данном сегменте.

Таблица 2.2

Объем санаторно-оздоровительных услуг, оказанных специализированными средствами размещения Нижегородской области за период с 2009 года по 2012 год

Вид услуг

Годы

2009

2010

2011

2012

Санаторно-оздоровительные услуги, млн. руб.

1060,9

1142,4

1321,3

1327,7

В % к предыдущему году

100,9

107,7

115,7

100,5


Если количественные показатели в целом характеризуют положительную тенденцию развития отрасли «туризм» в Нижегородской области, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки на развитие туристской инфраструктуры области.

Анализ проблем, препятствующих развитию ВВТ

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области, являются следующие:

- недостаточность  маркетинговых мероприятий по  продвижению нижегородского турпродукта  на российский и международный  туристские рынки; незначительное  количество рекламно-информационных  материалов и информации в  СМИ о туристском потенциале  области, недостаточное для формирования туристского имиджа Нижегородской области;

- низкая конкурентоспособность  нижегородского турпродукта по  цене и качеству;

- недостаточное  количество средств размещения  туристского класса с современным  уровнем комфорта;

- неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;

- неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия;

- значительный  моральный и физический износ  существующей материальной базы  коллективных средств размещения;

- дефицит высококвалифицированных  управленческих кадров и обслуживающего  персонала (средства размещения и предприятия общественного питания);

- отсутствие  системы статистического учета, что не позволяет оценить динамику  отрасли области в целом и  четко просчитать бюджетную эффективность  государственной поддержки развития  ВВТ;

- ухудшение общественной безопасности и экологической обстановки в стране;

- недостаточный  уровень развития сферы дополнительных  услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов  со знанием иностранных языков, гидов-проводников и других).

Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов «Золотого кольца», так и регионов Приволжского федерального округа. Для увеличения въездного туристского потока необходимо конкурировать на мировом рынке и вести активную рекламную кампанию на международном рынке наряду с ведущими туристскими странами мира.

Развитие внутреннего и въездного туризма на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль «туризм» носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и другие сферы. Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии необходимо решение проблемы программным методом.

Конечной целью реализации подпрограмм развития туризма будет увеличение турпотока к  2020 году в объеме,  не менее 1,5 млн.человек.

Актуальность разработки и принятия Подпрограммы Туризм обусловлена необходимостью продолжения комплекса мероприятий по формированию в Нижегородской области (далее – область, регион) конкурентоспособной туристской индустрии, а также достижения целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года отрасль «туризм» является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона: туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области.

Подпрограмма Туризм разработана в соответствии с ориентирами федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, и является базовым документом подготовки туристской инфраструктуры региона (в первую очередь гостиничного сектора и сферы общественного питания) к проведению в г.Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.

В целях эффективного использования туристского потенциала региона Правительством Нижегородской области проводится системная государственная политика по формированию современной конкурентоспособной туристской индустрии на основе программно-целевого метода.

Благодаря реализации целевых программ развития туризма объем услуг отрасли в период с  2009 года по 2012 год вырос с 4538,7 до 7420,8 млн. руб., т.е. в 1,6 раза. По итогам 2012 года туристский поток в Нижегородскую область составил 833,2 тыс. человек, что больше показателя 2011 года на 21,8%. Объем услуг по отрасли «туризм» вырос на 29,3% и оценивается на уровне 7 млрд. 420 млн. руб.

По данным Росстата в 2012 году Нижегородскую область посетили 747,5 тыс. российских (120,3% к 2011 году) и 85,7 тыс. иностранных туристов (137,7% к уровню 2011 года).

В 2012 году с целью предоставления туристам и жителям города Нижнего Новгорода и Нижегородской области максимально полной и достоверной информации о туристских ресурсах и туристской индустрии области было создано ГБУ Нижегородской области «Нижегородский туристско-информационный центр».

В целях увеличения доли области на рынке ВВТ в Российской Федерации и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области разработана Подпрограмма Туризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию туристского рынка Нижегородской области

Целью Подпрограммы Туризм является формирование конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Нижегородской области.

Задачами Подпрограммы являются:

- создание благоприятных  условий для развития туристской  отрасли Нижегородской области;

- увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Нижегородской области;

- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии и внедрение кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки инвесторов, сельского и социального туризма;

Информация о работе Анализ туристского рынка Нижегородской области