Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа
На сегодняшний день в стране действуют 52 региональные целевые программы развития туризма, утверждены и реализуются 8 региональных концепций развития сферы туризма, в стадии утверждения находятся 17 отраслевых стратегий и концепций.
. Все эти программные документы исходят из того, что подавляющее большинство регионов Российской Федерации обладают всеми необходимыми условиями и предпосылками для формирования и развития туристского сектора региональной экономики, способного стать стимулом для диверсификации экономики российских регионов.
Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и другие), наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.
В Нижегородской области насчитывается 1229 учреждений культурно-досугового типа; в Нижнем Новгороде: 13 театров, филармония, десятки концертных залов, 14 кинотеатров, десятки парков культуры, 965 предприятий общественного питания, боулинг-центры и многое другое, что создает благоприятные условия для организации досуга пребывающих туристов.
Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий, в том числе 17 заказников, 1 заповедника, 1 природного парка, более 8000 рек (от ручейков до крупнейших транспортных артерий Восточной Европы - р.Волги и р.Оки), 2700 озер и прудов создают условия для развития экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.
Основные действующие туристские маршруты по Нижегородской области:
Южное кольцо области:
Нижний Новгород - Арзамас - Дивеево - Большое Болдино - Нижний Новгород;
Нижний Новгород - Богородск - Павлово - Вача - Казаково - Выкса - Нижний Новгород.
Северное кольцо области:
Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Семенов - Светлояр - Нижний Новгород;
Нижний Новгород - Балахна - Чкаловск - Нижний Новгород.
Основными проблемами эффективной реализации потенциала имеющихся туристских ресурсов являются:
- неудовлетворительное
состояние большинства
- отсутствие
доступа к археологическим
- неудовлетворительное
состояние дорожно-
- недостаточный
уровень квалификации
Инфраструктура размещения
В соответствии с перечнем основных требований Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) к объектам гостиничной инфраструктуры городов-организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года для проведения группового матча г.Нижний Новгород должен обеспечить минимум 7760 гостиничных номеров, в том числе:
- 150 номеров в гостиницах категории «5 звезд» (2 гостиницы);
- 860 номеров в гостиницах категории «4-5 звезд» (8 гостиниц);
- 750 номеров в гостиницах категории «3+ - 4 звезд» (8 гостиниц);
- 6000 номеров в гостиницах категории «две звезды+» (30 гостиниц).
В настоящее время в г.Нижнем Новгороде и 100 км. зон вокруг имеется 5579 номеров, реализуются 28 инвестиционных проектов по созданию гостиниц еще на 3000 номеров.
Для обновления действующей инфраструктуры размещения также актуальны меры государственной поддержки.
В целях снижения сроков окупаемости проектов, стимулирования инвестиций в сектор туриндустрии и снижения себестоимости нижегородского турпродукта планируется дальнейшее предоставление государственной поддержки в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов туристской деятельности.
В рамках реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» запланированы средства на поддержку проектов создания туристского кластера в Нижегородской области. Указанное мероприятие также окажет позитивное влияние на развитие туристской инфраструктуры Нижегородской области.
Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 8-З «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» устанавливает виды и формы государственной финансовой поддержки развития туризма в Нижегородской области.
2.2. Анализ состояния туристской индустрии в Нижегородской области
и динамики показателей ее функционирования
За период с 2009 года по 2012 год на нижегородском рынке туристских услуг наметились отчетливые положительные тенденции роста объема туристских услуг.
Таблица 2.1
Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими организациями, осуществляющими турагентскую и туроператорскую деятельность за период с 2009 года по 2012 год, млн. руб.
Вид услуг |
Годы | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Туристские услуги, млн.рублей |
2120,3 |
2620,1 |
2731,8 |
3866,2 | |
В % к предыдущему году |
110,5 |
123,6 |
104,3 |
141,5 |
Реализация областных целевых программ развития туризма способствовала увеличению объема туристских услуг, в том числе за счет роста туристского потока: в период с 2009 года по 2012 год турпоток в Нижегородскую область увеличился с 560 677 до 833 206 человека (на 48,6%).
Развитие лечебно-рекреационного туризма также отмечено тенденцией роста. Объем санаторно-оздоровительных услуг в период с 2009 года по 2012 год в Нижегородской области вырос на 25,2%. Дальнейшее развитие санаторно-курортной сферы и формирование конкурентоспособного турпродукта лечебно-рекреационного характера зависит от государственной поддержки отрасли. Введение налоговых льгот и льгот по оплате обязательных платежей (коммунальных, оплата энергоносителей и др.) для учреждений санаторно-курортной сферы будет способствовать развитию их материальной базы и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта в данном сегменте.
Таблица 2.2
Объем санаторно-оздоровительных услуг, оказанных специализированными средствами размещения Нижегородской области за период с 2009 года по 2012 год
Вид услуг |
Годы | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Санаторно-оздоровительные услуги, млн. руб. |
1060,9 |
1142,4 |
1321,3 |
1327,7 |
В % к предыдущему году |
100,9 |
107,7 |
115,7 |
100,5 |
Если количественные показатели в целом характеризуют положительную тенденцию развития отрасли «туризм» в Нижегородской области, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки на развитие туристской инфраструктуры области.
Анализ проблем, препятствующих развитию ВВТ
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области, являются следующие:
- недостаточность
маркетинговых мероприятий по
продвижению нижегородского
- низкая конкурентоспособность нижегородского турпродукта по цене и качеству;
- недостаточное
количество средств размещения
туристского класса с
- неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
- неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия;
- значительный
моральный и физический износ
существующей материальной
- дефицит
- отсутствие
системы статистического учета,
что не позволяет оценить
- ухудшение общественной безопасности и экологической обстановки в стране;
- недостаточный
уровень развития сферы
Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов «Золотого кольца», так и регионов Приволжского федерального округа. Для увеличения въездного туристского потока необходимо конкурировать на мировом рынке и вести активную рекламную кампанию на международном рынке наряду с ведущими туристскими странами мира.
Развитие внутреннего и въездного туризма на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль «туризм» носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и другие сферы. Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии необходимо решение проблемы программным методом.
Конечной целью реализации подпрограмм развития туризма будет увеличение турпотока к 2020 году в объеме, не менее 1,5 млн.человек.
Актуальность разработки и принятия Подпрограммы Туризм обусловлена необходимостью продолжения комплекса мероприятий по формированию в Нижегородской области (далее – область, регион) конкурентоспособной туристской индустрии, а также достижения целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года отрасль «туризм» является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона: туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области.
Подпрограмма Туризм разработана в соответствии с ориентирами федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, и является базовым документом подготовки туристской инфраструктуры региона (в первую очередь гостиничного сектора и сферы общественного питания) к проведению в г.Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.
В целях эффективного использования туристского потенциала региона Правительством Нижегородской области проводится системная государственная политика по формированию современной конкурентоспособной туристской индустрии на основе программно-целевого метода.
Благодаря реализации целевых программ развития туризма объем услуг отрасли в период с 2009 года по 2012 год вырос с 4538,7 до 7420,8 млн. руб., т.е. в 1,6 раза. По итогам 2012 года туристский поток в Нижегородскую область составил 833,2 тыс. человек, что больше показателя 2011 года на 21,8%. Объем услуг по отрасли «туризм» вырос на 29,3% и оценивается на уровне 7 млрд. 420 млн. руб.
По данным Росстата в 2012 году Нижегородскую область посетили 747,5 тыс. российских (120,3% к 2011 году) и 85,7 тыс. иностранных туристов (137,7% к уровню 2011 года).
В 2012 году с целью предоставления туристам и жителям города Нижнего Новгорода и Нижегородской области максимально полной и достоверной информации о туристских ресурсах и туристской индустрии области было создано ГБУ Нижегородской области «Нижегородский туристско-информационный центр».
В целях увеличения доли области на рынке ВВТ в Российской Федерации и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области разработана Подпрограмма Туризм.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию туристского рынка Нижегородской области
Целью Подпрограммы Туризм является формирование конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Нижегородской области.
Задачами Подпрограммы являются:
- создание благоприятных
условий для развития
- увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Нижегородской области;
- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии и внедрение кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки инвесторов, сельского и социального туризма;
Информация о работе Анализ туристского рынка Нижегородской области