Анализ туризма как фактора развития межкультурной коммуникации народов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:59, дипломная работа
Описание работы
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: раскрыта сущность межкультурных коммуникаций; проанализированы особенности современной социокультурной ситуации; раскрыто влияние туризма на развитие межкультурной коммуникации. Таким образом, объектом данного исследования является межкультурная коммуникация, предметом – туризм как фактор развития межкультурной коммуникации.
Содержание работы
Введение. 2 1 Теоретические основы исследования межкультурных коммуникаций. 8 1.1 Понятие межкультурных коммуникаций и их основные социальные функции 8 1.2 Социокультурная ситуация и ее воздействие на межкультурную коммуникацию в обществе. 25 2 Туризм и межкультурные коммуникации – характер взаимодействия. 36 2.1 Влияние туризма на развитие вербального и невербального общения. 36 2.2 Приоритетное направление воздействия различных видов туризма на развитие межкультурной коммуникации различных народов. 48 2.3 Тур и его влияние на традиции и обычаи народа. 54 Заключение. 88 Список использованной литературы.. 93
Таким образом, межкультурная коммуникация
базируется на системе лингвистических
и экстралингвистических знаний, а также
умений и навыков, служащих формированию
способности и готовности успешно устанавливать,
строить, развивать и совершенствовать
взаимоотношения с представителями иной,
отличной от своей, лингвокультурной среды.
Цель обучения межкультурной коммуникации
– достижение адекватности и эффективности
общения, т.е. достижение коммуникативных
целей. Лингвокультурные различия могут
привести и при отсутствии специальной
подготовки зачастую приводят к неудачам
в межкультурной коммуникации.
Обучение в системе формального образования
должно быть направлено на развитие у
будущих специалистов в сфере туризма
черт мультикультурной личности: этнокультурной
восприимчивости, толерантности, эмпатии,
пониманию и уважению к проявлениям иной
культуры, позволяющим успешно контактировать
с представителями любой культуры, отличающейся
от собственной, разрешать неизбежные
в межкультурном общении этнолингвокультурные
конфликты. В процессе обучения вырабатывается
коммуникативная техника выявления потребностей
инокультурного клиента, воздействия
на его мотивации, техника презентации
турпродукта при прямом и непрямом контакте,
техника продаж, коммуникативная культура
и этика рецептивных туроператоров, турагентов
и других специалистов.
Обучение межкультурной коммуникации
включает определенную систему знаний,
умений и навыков, а также психологических
мотивационных установок, овладение которыми
осуществляется через обучение, воспитание
и практику. Как отмечают специалисты
по межкультурной коммуникации, одной
лишь информации об инокультурной и иноязычной
среде недостаточно для успешного общения
и сотрудничества.
Важно отметить, что теория межкультурной
коммуникации строится на базе теоретических
основ лингвистики, теории коммуникации,
теории речевых актов, семиотики, психологии,
социологии, культурологии, культурной
антропологии, сравнительной культурологии,
компаративистики, конфликтологии, риторики,
а также таких пограничных наук, как социолингвистика,
психолингвистика, лингвоэтика, лингвоэстетика,
лингвофольклористика, лингвостилистика,
аксиологическая лингвистика и других.
Растущий интерес и внимание к культурному
туризму в последнее время, как никогда,
актуализируют проблему межкультурной
коммуникации, пронизывающей все сферы
жизни рецептивного сообщества. Прежде
всего, требуется просвещение принимающего
сообщества (через СМИ, образование, науку,
средства культуры), направленное на формирование
уважения, терпимости и духа гостеприимства
по отношению к туристам иных культур.
Таким образом, формирование установок
на межкультурную коммуникацию необходимо,
во-первых, в самом сообществе (готовность
и способность принимающего сообщества
к межкультурным контактам, включая государственные
институты и службы, СМИ, бизнес-сообщества,
население принимающей страны в целом),
во-вторых, в туристской отрасли (адаптация
программ и маршрутов под национальные
лингвокультурные целевые рынки, их информационное
обеспечение и сопровождение, межкультурный
тренинг персонала), в-третьих, в туристском
профессиональном образовании (межкультурная
коммуникация должна стать основополагающим
принципом построения системы и формирования
содержания профессионального образования
в туризме).
По мнению исследователей межкультурной
коммуникации, для эффективного межкультурного
общения необходимо, чтобы коммуниканты
владели общей когнитивной базой, свойственной
тому или иному лингвокультурному сообществу,
т.е. определенной совокупностью знаний
и представлений. В основе когнитивной
базы лежат так называемые прецедентные
феномены, отражающие специфику национального
характера, этнического и языкового сознания.
Прецедентные феномены представляют собой
специфические знаки, символы или сигналы
определенных культурно-исторических
фактов, характеризующие ценностную базу
лингвокультурного сообщества.
Так, исследователь Ю.В. Курбакова отмечает,
что «комплекс прецедентных феноменов
фиксирует и закрепляет ценностные установки
всего лингвокультурного сообщества,
регулирующие деятельность его членов,
в том числе и вербальную[41]».
Прецедентные феномены, возникая в тексте
или речи, вызывают у реципиента определенные
национально-специфические ассоциации,
являющиеся общими для всех или большинства
членов данного лингвокультурного сообщества.
По утверждению исследователя К. Касьяновой,
в основе этнического характера лежит
набор предметов или идей, которые в сознании
каждого носителя определенной культуры
связаны с интенсивно окрашенной гаммой
чувств или эмоций. Возникновение в сознании
любого из этих предметов или идей приводит
в движение всю связанную с ним или с ней
гамму чувств, что, в свою очередь, является
импульсом к типичному для данной культуры
действию[42]. Ценностная ориентация лингвокультурного
сообщества, определяющая ценностную
структуру отдельной личности, отражается
в системе прецедентных феноменов данного
сообщества и задается этой системой.
За любым прецедентным феноменом стоит
определенный факт в широком смысле (субъект,
предмет, явление), нечто существовавшее
или существующее в лингвокультурном
сообществе, который оказывается маркированным
для его членов. Маркированность может
быть разной оценочности (положительной,
отрицательной или нейтральной) и разного
уровня сложности - от простой узнаваемости
до высшей степени эталонности. Узнаваемость
провоцирует сравнения и сопоставления,
рождает чувства адекватности, доверительности,
комфортности, и в конечном итоге, обеспечивает
ожидаемый эффект межкультурной коммуникации
между хозяевами (представителями рецептивного
лингвокультурного сообщества) и гостями
(представителями инициативного лингвокультурного
сообщества).
Исследователи подразделяют прецедентные
феномены лингвокультурного сообщества
на: 1) прецедентные имена, 2) прецедентные
высказывания, 3) прецедентные тексты,
4) прецедентные ситуации[43].
Кроме того, прецедентные феномены могут
подразделяться на социумно-прецедентные,
национально-прецедентные и универсально-прецедентные.
Если реципиенту информации доступно
лишь буквальное восприятие текста, содержащего
ссылки на прецедентные феномены принимающего
лингвокультурного сообщества, то он обречен
на непонимание или неадекватное понимание
информации. Это связано с тем, что смысл
любого прецедентного высказывания в
межкультурном общении не в его буквальном
лексическом значении, а в прагматическом
наполнении и посыле.
Из вышесказанного можно сделать вывод
о том, что знание и оперирование прецедентными
феноменами рецептивного и инициативного
сообществ как инструментами кодирования
и декодирования скрытого культурного
смысла важнейший компонент профессиональной
туристской деятельности в контексте
межкультурной коммуникации.
При разработке контента информационных
и рекламных материалов, текстов экскурсий
и путевой информации специалисты должны
учитывать и делать акцент на прецедентные
феномены целевого лингвокультурного
сегмента рынка потребителей, избегая
ссылки на прецедентные феномены своего,
незнакомого или малознакомого иностранным
туристам, лингвокультурного сообщества,
так как это может вызвать целый ряд не
всегда полностью прогнозируемых и нежелательных
реакций от простого непонимания, досады,
дискомфорта, раздражения, скуки до ложного
понимания, подозрения в существовании
подтекста, заниженной самооценке из-за
неудач в понимании, культурного шока,
культурного стресса, а значит неудачу
в межкультурной коммуникации. Это в свою
очередь будет означать несоответствие
качества продукта уровню ожиданий и потребностей
туристов. На практике это означает, что
материалы экскурсий по одним и тем же
маршрутам для внутренних и иностранных
туристов будут кардинальным образом
различаться. То же относится и к формированию
контента рекламных статей и объявлений,
страниц Интернет-сайтов и материалов
выставочных экспозиций, ориентированных
на потребителей разных лингвокультур.
Туристская социокультурная анимация
в полной мере зависит от возможности
реципиента декодировать как вербальную,
так и невербальную информацию, так как
развлекательно-смеховые произведения
в большей степени строятся на прецедентных
феноменах. Следовательно, специалисты
анимационной деятельности должны формировать
контент анимационных мероприятий или
на базе универсально-прецедентных феноменов,
или ориентируясь на прецедентные феномены
лингвокультурного сообщества туристов.
Опора на прецедентные феномены культуры
иностранных туристов при организации
маркетинговых коммуникаций, включая
рекламную и выставочную деятельность,
приема и обслуживания туристов, в т.ч.
экскурсионных услуг, обеспечивает адекватность
воздействия на национальное сознание,
а значит и эффективность межкультурной
коммуникации, и в конечном итоге, наивысшую
степень удовлетворения ожиданий и запросов
потребителей культурного турпродукта
во время путешествия, способствуя пониманию
культурных обычаев и традиций разных
стран и народов в условиях глобализирующегося
мира.
Страны, имеющие в избытке туристские
ресурсы, специализируются на международном
туризме и экспортируют подобные услуги.
Например, курорты Испании, Греции, Туниса
и Марокко привлекают большой поток туристов
благоприятным климатом и превосходными
морскими пляжами.
Однако специализация международного
туризма не означает, что туристские страны
являются исключительно рецепторами.
Они могут быть и туристообразующими,
и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее
они становятся генераторами. Многие индустриальные
страны, такие, как Великобритания, Германия,
США, Франция, Италия, Япония, Канада, являются
и генераторами, и рецепторами туризма.
Таким образом, соотношение факторов
- это средства, доступные для обеспечения
производства услуг международного туризма
страны. Относительное наличие этих факторов
имеет решающее влияние на определение
позиции страны в международном туризме.
Здесь выделяют три основные группы факторов,
которые тесно взаимодействуют с главными
факторами функционирования всей экономики:
Для международного туризма важным фактором
производства туристского продукта являются
природные ресурсы. Поэтому специализация
многих стран непосредственно связана
с наличием природных ресурсов для предложения
иностранным гостям. Природные ресурсы
включают в себя землю, море, озера, реки,
ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно
характеризуют местонахождение страны
и являются определяющими для потоков
международных туристов. Так, наличие
превосходных морских пляжей и солнечный
климат в Средиземноморских странах порождают
туристские потоки на их курорты из таких
развитых туристских стран, как Австрия,
Великобритания, Германия, Швейцария,
Япония и др. А свой спрос на лыжный спорт
испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют,
например, в той же Швейцарии или Австрии,
Италии и Франции.
Важным мотивом прибытия иностранных
туристов является историко-культурное
наследие страны. Для того чтобы любоваться
загадочной улыбкой Моны Лизы или восхищаться
величием Собора Парижской Богоматери,
в Париж приезжают туристы со всего мира.
Стоимость природных ресурсов и историко-культурных
памятников зависит от их доступности
и качественных характеристик. Следовательно,
в зависимости от степени доступности
к этим ресурсам и их эксплуатации для
целей туризма они приобретают экономическое
значение.
Другим важнейшим фактором туристского
продукта является капитал. Развитие туризма
требует развитой инфраструктуры, а для
этого нужны огромные инвестиции. Этим
и объясняется преимущественное развитие
туризма в индустриально развитых странах.
Капитал имеет определяющее влияние
на экономическую значимость международного
туризма в каждой стране. Страна, которая
обладает богатыми природными ресурсами,
но имеет ограниченный капитал, не сможет
в достаточной степени развить международный
туристский сектор.
Труд можно определить как важный фактор
производства туристского продукта, поскольку
это продукт сферы обслуживания, которая,
в свою очередь,является трудоемким сектором
экономики. Следовательно, сравнительное
преимущество стран в международном туризме
обусловлено наличием трудовых ресурсов,
а также уровнем их мастерства. Правомерность
первого доказывает пример развития туризма
на знаменитых курортах французской и
итальянской Ривьеры, где наряду с благоприятными
природными ресурсами есть достаточное
количество работоспособного населения.
Вместе с тем на расположенном в том же
регионе острове Корсика природные ресурсы
такие же, однако большинство населения
нетрудоспособно.
Фактор труда подразделяется по квалификации.
Сравнительное преимущество стран зависит
от количества квалифицированного труда.
Этим и объясняется парадокс Василия Леонтьева,
суть которого заключается в несовпадении
структуры экспорта США в 50-х годах с теорией
Хекшера-Олина, по которой в экспорте США
должны были превалировать капиталоемкие
товары, а в реальности было наоборот:
экспорт трудоемких товаров превышал
экспорт капиталоемких. Решение было найдено
позже, когда установили причину ошибки
- неоднородность фактора труда. Эти различия
играют большую роль в международном туризме,
ибо он зависим от рабочей силы.
В индустрии туризма спрос на квалифицированных
работников относительно невысок, поэтому,
кроме постоянных работников, в этой сфере
занято много сезонных рабочих, труд которых
в основном малоквалифицирован. Квалификация
труда, помимо влияния на туристские потоки
и их географическое распределение, является
также причиной передвижений рабочей
силы. Например, развивающиеся страны
привлекают иностранных менеджеров или
обучают своих специалистов за рубежом,
так как нуждаются в квалифицированных
управляющих для гостиниц[44].
Туристские мотивы важнейшие составные
элементы системы туристской деятельности,
которые можно рассматривать как определяющие
компоненты спроса, основу выбора поездки
и программы отдыха.
Мотивы человека в определенной степени
формируют его поведение в качестве покупателя
и потребителя товаров и услуг, особенно
в туризме. Нет такого продукта, который
может быть реализован на рынке, если он
не произведен в соответствии с потребительским
спросом. Адресность туристского продукта
является залогом его продажеспособности.
Понимание мотивов потенциального туриста
имеет огромное значение при планировании,
формировании и организации процесса
реализации туристского продукта. Это
дает возможность производить и предлагать
на рынок тот туристский продукт, который
в наибольшей степени соответствует потребительским
ожиданиям.