Анализ туризма как фактора развития межкультурной коммуникации народов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:59, дипломная работа
Описание работы
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: раскрыта сущность межкультурных коммуникаций; проанализированы особенности современной социокультурной ситуации; раскрыто влияние туризма на развитие межкультурной коммуникации. Таким образом, объектом данного исследования является межкультурная коммуникация, предметом – туризм как фактор развития межкультурной коммуникации.
Содержание работы
Введение. 2 1 Теоретические основы исследования межкультурных коммуникаций. 8 1.1 Понятие межкультурных коммуникаций и их основные социальные функции 8 1.2 Социокультурная ситуация и ее воздействие на межкультурную коммуникацию в обществе. 25 2 Туризм и межкультурные коммуникации – характер взаимодействия. 36 2.1 Влияние туризма на развитие вербального и невербального общения. 36 2.2 Приоритетное направление воздействия различных видов туризма на развитие межкультурной коммуникации различных народов. 48 2.3 Тур и его влияние на традиции и обычаи народа. 54 Заключение. 88 Список использованной литературы.. 93
Различия в индивидуальном опыте лежат
в основе утверждения об уникальности
каждого коммуникативного события, а также
о принципиальной неоднозначности языка,
возникающей при порождении и интерпретации
сообщений в коммуникативном акте.
Общность базовых знаний о мире объясняет
принципиальную переводимость сообщений
с одного языка на другой и возможность
понимания между членами одного языкового
коллектива, пользующихся одной символьной
системой.
Знания более специфицированные, однако
общие для той или иной группы людей, дают
опору для порождении и интерпретации
сообщений. Эти групповые, или «культурные»
знания категорическим образом определяют
то, как информация, поступающая к индивидууму,
интерпретируется и как формируется речемыслительный
импульс при порождении сообщения.
В теоретических работах культура сравнивается
то с программой, заложенной в голову человека,
то с экраном, стоящим между ним и миром,
то с инструментом в его руках. Ясно одно:
мир дан нам вовсе не в ощущениях, а в сложным
образом организованных интерпретациях
этих ощущений. Интерпретационная модель
и есть культура.
Культурно обусловленные знания описываются,
в частности, в специально разработанных
форматах сценариев и фреймов (см. например,
работы М.Минского и Р.Шенка); в них та или
иная сфера человеческой деятельности
может быть концептуализована как схема
определенных более простых шагов и даже
описана в терминах некоторого базового
метаязыка (один из наиболее известных
семантических метаязыков, Lingua Mentalis, в
течение многих лет разрабатывался А.Вежбицкой).
Из истории межкультурной коммуникации.
Термин «межкультурная коммуникация»
в узком смысле появился в литературе
в 1970-х годах. В известном учебнике Л.Самовара
и Р.Портера Комуникация между культурами
(Communication between Cultures), впервые опубликованном
в 1972, приводится определение, аналогичное
данному выше. К этому времени сформировалось
и научное направление, сердцевиной которого
стало изучение коммуникативных неудач
и их последствий в ситуациях межкультурного
общения. Впоследствии произошло расширение
понятия межкультурной коммуникации на
такие области, как теория перевода, обучение
иностранным языкам, сравнительная культурология,
контрастивная прагматика и др. К настоящему
моменту научные исследования в области
межкультурной коммуникации фокусируются
на поведении людей, сталкивающихся с
культурно обусловленными различиями
в языковой деятельности и последствиями
этих различий. Результатами исследований
стали описания культурной специфики
при выражении и интерпретировании ситуативных
языковых действий коммуникантов. С самого
начала эти исследования имели большое
прикладное значение и использовались
в многочисленных разработках для практических
занятий (тренингов) по развитию кросс-культурной
восприимчивости.
Межкультурная коммуникация как общественный
феномен была вызвана к жизни практическими
потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися
идеологически тем интересом, который
с начала 20 в. формировался в научной среде
и в общественном сознании по отношению
к так называемым «экзотическим» культурам
и языкам. Практические потребности возникли
вследствие бурного экономического развития
многих стран и регионов, революционных
изменений в технологии, связанной с этим
глобализации экономической деятельности.
В результате мир стал значительно меньше
плотность и интенсивность продолжительных
контактов между представителями разных
культур очень выросли и продолжают увеличиваться.
Помимо собственно экономики важнейшими
зонами профессиональной и социальной
межкультурной коммуникации стали образование,
туризм, наука.
Эти практические потребности были поддержаны
изменениями в общественном сознании
и, в первую очередь, постмодернистским
отказом от европоцентрических подходов
в гуманитарных и общественных науках.
Признание абсолютной ценности разнообразия
мировых культур, отказ от колонизаторской
культурной политики, осознание хрупкости
существования и угрозы уничтожения огромного
большинства традиционных культур и языков
привели к тому, что соответствующие дисциплины
стали бурно развиваться, опираясь на
новый в истории человечества феномен
интереса народов Земли друг к другу. Среди
многих и многих антропологов, этнографов,
лингвистов, культурологов, чьи труды
по описанию традиционных обществ, культур
и языков способствовали становлению
идеи многополярности человеческого сообщества,
следует особенно упомянуть американского
антрополога и лингвиста Франца Боаса
и его работы по языкам североамериканких
индейцев, появившиеся в конце 19 – начале
20 в.
Основы дисциплины. Как академическая
дисциплина межкультурная коммуникация
использует прежде всего достижения культурной
антропологии и исследований коммуникативных
процессов в обществе. Наиболее существенный
вклад в изучение коммуникации вносят
когнитивная и социальная психология,
социология, когнитивная лингвистика
и типология языков. Подобное разнообразие
методов неудивительно, когда речь идет
о такой многоаспектной, непрерывной и
бесконечной, неизменно присущей человеку
деятельности, как коммуникация.
Коммуникация может характеризоваться
по тому, какой тип коммуникативной компетенции
конвенционально задействован в коммуникативном
событии. Для социальной коммуникации
это схемы и сценарии поведения в соответствующих
обыденных ситуациях; для профессиональной
коммуникации это сфера знаний, связанных
с профессиональной деятельностью на
рабочем месте. В отличие от указанных
видов коммуникации, межличностная коммуникация
опирается на индивидуальный опыт и возможна
только при определенной степени его общности
у участников общения. Исходя из этого,
можно говорить и о разных функциональных
сферах межкультурной коммуникации: межличностная,
социальная, публичная, межгрупповая,
профессиональная, массовая коммуникация
и коммуникация внутри малых групп.
Изучение межкультурной коммуникации
предполагает знакомство со следующими
явлениями и понятиями:
принципы коммуникации;
основные функции культуры;
влияние культуры на восприятие и коммуникацию
в ее различных сферах и видах;
параметры для описания влияния культуры
на человеческую деятельность.
Важно отметить принципиальную прикладную
ориентированность многих исследований:
их результаты предназначены для непосредственного
использования в сферах деятельности
и профессиях, которые осуществляют себя
посредством коммуникации (в таких случаях
ее называют профессиональной коммуникацией).
К таковым относятся образование, общественно-политическая
деятельность, управление, консультирование
(в том числе медицинское), социальная
работа, журналистика и др. Операциональные
параметры для описания влияния культуры
на человеческую деятельность и развитие
общества были сформулированы в работах
антропологов Ф.Клукхона и Ф.Шродбека,
лингвиста и антрополога Э.Холла, социолога
и психолога Г.Хофстеде.
Ясно, что при обсуждении межкультурных
коммуникативных различий с необходимостью
приходится прибегать к высокой степени
обобщения, поскольку индивидуальные
особенности конкретного говорящего или
конкретной коммуникативной ситуации
могут не укладываться в культурный стереотип.
Это отражается на методах исследования,
в которых для получения достоверных результатов
необходимы опора на большой корпус данных
и аккуратный статистический анализ. Утверждения
приходится формулировать в терминах
«стандартного» случая или «тенденций».
Клукхон и Шродбек обратили внимание
на культурные различия в системах ценностей,
которые в целом составляют картину мира
данной культуры. В эту картину входят
такие фундаментальные вещи, как отношение
к времени, к деятельности, к природе, представления
о ценности межличностных отношений.
Эдвард Холл в своих книгах описал разные
параметры культурно обусловленных коммуникативных
различий. Так, в частности, им было введено
различение высоко- и низкоконтекстных
культур, проявляющееся в количестве информации,
эксплицитно выражаемой в сообщении. Пример
высоко контекстного сообщения – реплика
в беседе между двумя близкими людьми:
«Как ты можешь так об этом говорить».
Пример низкоконтекстного – хорошая инструкция
о том, как найти предмет, который вы никогда
не видели, в месте, где вы никогда не были.
Исходя из того, что культуры могут характеризоваться
тенденциями к более высоко или низко
контекстным сообщениям, можно использовать
это как параметр для их сравнения. В стандартном
высказывании в рамках низкоконтекстной
культуры (швейцарской, немецкой, североамериканской)
информация, которая требуется для правильной
интерпретации данного сообщения, содержится
в максимально вербализованном виде. Высказывания
же в высококонтекстных культурах (Китай,
Япония) часто не могут быть поняты на
основе содержащихся в них собственно
языковых знаков. Для их правильной интерпретации
требуется знание контекста, причем не
узкого, ситуативного, но весьма широкого,
культурологического. Поэтому на уровне
обыденного европейского сознания японскую
беседу часто описывают как игру недомолвок.
А японцам, в свою очередь, нередко кажется,
что европейцы слишком прямы и нетактичны.
Различия между высококонтекстной и низкоконтекстной
коммуникацией проявляются, в частности,
на уровне так называемых дискурсивных
макроструктур. Они используются при описании
коммуникативных стилей в различных сценариях.
Известный социолог и специалист по теории
управления Гирт Хофстеде в результате
проведенного им в конце 1970-х годов обширного
исследования сумел сформулировать четыре
признака, которые могут описывать национальные
культуры по их положению друг относительно
друга на шкале каждого из четырех параметров.
Исследование состояло в анкетировании
большого числа сотрудников (более 1000)
транснациональной корпорации в более
чем ста странах на предмет их отношения
к работе и поведения на рабочем месте.
Получившиеся в результате статистической
обработки кластеры признаков позволили
сформулировать следующие оси культурных
противопоставлений.
Дистанция власти. Степень, в которой
общество приемлет неравномерное распределение
власти между его членами. В культурах
с низкой дистанцией власти (например,
в Скандинавии) коммуникативный стиль
политиков заметно отличен от, например,
Турции, где политик должен излучать значительность,
властность и могущество.
Индивидуализм. Степень, в которой общество
согласно с тем, что взгляды и поступки
отдельной личности могут быть независимы
от коллективных или групповых убеждений
и действий. Так, в США успех формулируется
в терминах индивидуальных достижений
и подчеркивается индивидуальная ответственность
за поступки. Коллективизм, наоборот, означает,
что люди должны увязывать свои воззрения
и поступки с тем, что считает группа (семья,
организация, партия). В таких культурах
(Латинская Америка, арабский Восток, Юго-Восточная
Азия) в выборе, который совершает индивидуум,
очень велика роль группы – например,
семьи.
Избегание неопределенности. Степень,
в которой члены общества чувствуют себя
неуверенно в неопределенных, заранее
не структурированных ситуациях и пытаются
избежать их, вырабатывая правила, формулы
и ритуалы и отказываясь мириться с поведением,
отклоняющимся от стандарта. Общества
с высокой степенью избегания неопределенности
боятся инноваций, приветствуют поиски
абсолютной истины. На производстве и
в образовательном процессе представители
таких обществ предпочитают хорошо структурированные
ситуации.
Соревновательность. Степень, в которой
общество ориентировано на достижение
успеха, напористость, решение задач, приобретение
вещей. Это противопоставлено идеям качества
жизни – заботе о других, солидарности
с группой, помощи менее удачливым. Высокосоревновательные
культуры отчетливо противопоставляют
традиционные мужские и женские социальные
роли. Успех – в том числе и для женщин
– ассоциируется с проявлением «мужских»
качеств. К высоко соревновательным культурам
в равной степени относятся противопоставленные
во многих других отношениях США и Япония.
К низкосоревновательным – скандинавские
страны. В работах Хофстеде 1980-х годов
этот параметр имел другое более тяжеловесное
название «маскулинность» (masculinity/femininity
dimension). Позднее во многих работах проявления
этого параметра стали называться ориентацией
общества на соревнование.
В исследованиях межкультурной коммуникации
можно выделить психологические, социологические
и лингвистические направления. Это деление
зависит как от объекта исследования,
так и от применяемых методик.
Cоциологи, работающие в области межкультурной
коммуникации, используют традиционные
для этой науки методы анкетирования определенным
образом выбранных групп респондентов.
Их анкеты направлены на выявление ценностных
установок и стереотипов, проявляющихся
в поведении людей. В основном рассматривается
поведение на рабочем месте, в деловом
взаимодействии и бизнесе. Это связано
с тем, что социологические исследования
находят свое практическое применение,
в первую очередь, в современных транснациональных
корпорациях. На основе полученных социологами
обобщений о характерных и предпочтительных
для той или иной культурной группы типах
поведения формулируются соответствующие
практические рекомендации, которые реализуются
в виде специальных межкультурных тренингов.
Типичными объектными зонами анкетирования
являются следующие: обмен информацией,
взаимодействие с коллегами, принятие
решений, поведение в конфликтных ситуациях,
отношение к лидеру, связь между работой
и частной жизнью, отношение к инновациям.
Ясно, что большая часть исследуемых культурно
обусловленных поведенческих стереотипов
может быть возведена к культурным параметрам,
введенным Хофстеде. Поэтому часто подобные
работы носят характер проверки того,
как эти параметры действуют в некоторой
конкретной среде: изучаются изменения
относительно данного периода времени,
возраста исследуемой группы, чаще – двух
или более совместно работающих культурных
групп.
Более общие социологические проблемы
связаны с социальной адаптацией мигрантов,
сохранения или потери традиционных культур
у национальных меньшинств и т.п.
Психологов в области межкультурной
коммуникации интересуют, в первую очередь,
влияние культурных различий на процессы
интерпретации и категоризации, а также
природа соответствующих поведенческих
стереотипов. Начиная с 1970-х годов важные
понятия тревожности, неопределенности,
потенциального объема категорий, особенностей
межгрупповой категоризации и многие
другие изучались методами социальной
психологии.
Когда речь идет о коммуникации, особенно
межкультурной, провести границу между
социологическими и психологическими
исследованиями, проводимыми в области
социальной психологии, бывает очень трудно.
И те и другие имеют дело с возникающими
в процессе коммуникации или передающимися
посредством нее сложными категориями
– ценностями, мотивами, установками,
стереотипами и предрассудками. Задача
как тех, так и других – обозначить наблюдаемый
феномен (возможно, связав его с другими)
и показать отличия от подобных реакций
и установок в ситуации внутригруппового,
а не межкультурного взаимодействия.