Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:48, курсовая работа
В курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы организации делового туризма;
- изучить историю становления делового туризма;
- проанализировать современное состояние делового туризма;
- выяснить тенденции и проблемы развития делового туризма.
Конгрессно-выставочный туризм имеет ряд отличительных черт. Во-первых, "конгрессно-выставочная" деятельность характеризуется сезонностью. Традиционно "горячая" выставочная пора - это сентябрь-ноябрь и февраль-май, т. е. весна и осень, когда отмечаются пики по количеству организуемых выставок, количеству экспонентов и посетителей. Например, из 64 ежегодных выставок по автомобильной специализации на весенние месяцы приходится более 30, на осенние месяцы - более 25 выставок. Что касается посетителей, то их число также максимально в весенние и осенние месяцы. Из 7 млн. посетителей выставок автомобильной специализации более 3 млн. посещают выставки весной и около 2 млн. осенью. Так называемый "мертвый сезон" наступает, как правило, в летние и зимние месяцы. Такое временное распределение выставок обусловлено тем, что организаторы и посетители выставок в летние время разъезжаются в отпуска или занимаются своей основной деятельностью, а в зимнее время проводить выставки не комфортно. Хотя выставки по некоторым специализациям продолжают организовываться в зимнее время, например выставки информационных технологий, в целом на сезон весна и осень приходится более 80% посетителей и экспонентов всех ежегодных выставок Западной Европы. Поскольку подъемы и спады конгрессно-выставочной деятельности не совпадают с сезонными колебаниями классического туризма с целью отдыха, она способствует сглаживанию сезонной неравномерности развития туризма в целом, так же как и бизнес-поездки. Во-вторых, места проведения выставок приурочены к странам-"лидерам в производстве" рекламируемой продукции. Лидерами по количеству выставок автомобильной специализации являются Германия и Франция. Из 64 выставок данной специализации в Германии ежегодно проводится около 11 и во Франции около 13 выставок. Это объясняется тем, что Германия является одним из мировых лидеров в машиностроении, в частности в производстве легковых автомобилей. Ежегодно Германия производит более 6 млн. автомобилей. В секторе сельского хозяйства прослеживается та же тенденция. Германия доминирует по количеству выставок сельскохозяйственной специализации. Эта страна имеет высокопроизводительное сельское хозяйство, на долю которого приходится 17% ВНП16. Оно удовлетворяет потребности населения в продуктах питания на 90%. Основной отраслью сельского хозяйства Германии является животноводство. Кроме Германии, крупные сельскохозяйственные выставки регулярно проводятся во Франции, Испании, Великобритании. Из 66 выставок данной специализации более 40 приходится на эти государства.
В-третьих, в европейском регионе доминируют внутренние конгрессно-выставочные туристские потоки. В общей совокупности посетителей выставок и конгрессов на деловых туристов из страны-организатора данного мероприятия (как правило, из других городов) в среднем приходится около 85-90%, остальные посетители - бизнесмены и деловые люди из стран Европы. Например, основными посетителями автомобильных выставок Германии являются деловые туристы из самой Германии, а также соседних государств (Австрии, Швейцарии, Франции), которые прибывают с целью обмена опытом. На европейские выставки, имеющие международный статус, приезжают деловые туристы преимущественно из стран европейского региона, а также из других регионов мира. Так, на Международную промышленную выставку в Ганновере (Германия) в 2000 г. приехало более 250 тыс. человек, из них 200 тыс. прибыло из других стран Европы и мира (США, Австралии, Канады). Иностранные и иногородние посетители выставок проживают в отелях, конгресс-центрах и бизнес-отелях, находящихся поблизости от выставочных центров. Иногда им приходится бронировать места в отелях за год до проведения крупных выставок. Несколько проще проходит подготовка поездок на авиасалоны. Из года в год их посещают большие делегации примерно в одном и том же составе. Организация же поездок на узкоспециализированные выставки, особенно небольшие, почти всегда сопряжена с финансовыми рисками.
В-четвертых, состав экспонентов
зависит от статуса конгрессно-
В-пятых, многие выставки проводятся ежегодно, например по продукции, связанной с промышленным производством, что объясняется появлением новых коллекций, тенденций и товаров, которые требуют некоторого времени для разработки и дальнейшего предоставления потребителю. Некоторые выставки проводятся один раз в год.
Наряду с бизнес-поездками, а также конгрессами, выставками и всякого рода конференциями, выделяют особый сектор делового туризма - инсентив-туры. Данная разновидность деловых поездок имеет свои особенности. Компании участвует в таких мероприятиях по двум причинам. Во- первых, для поддержания внешнего имиджа компании: 50% компаний во всем мире проводят их для внедрения нового продукта ("промоушн"), 35 % - для увеличения продаж своей продукции, т. е. приглашают своих дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного климата (поощрение), т. е. для своих сотрудников (15% компаний).
Инсентив-туры принимают самые разные формы: совещания и конференции "без галстуков", презентации и промоушн своей продукции, поездки на отдых, поощрение, обучение сотрудников, тренинги, выявление творческих личностей. Участие в данных мероприятиях принимают обычно и сотрудники, и дилеры, и партнеры компании.
Инсентив-тур впервые был организован в 1906 г. американской компанией "Нэшнл Кэш Реджистр Компани оф Дейтон" и долго "не покидал" Новый Свет. Только в 70-80-е гг. с расширением потока премированных туристов из Америки на "старый" континент он охватил Европу. США является основным "поставщиком" международных премированных туристов в европейский регион (более 60%). Вознаграждение поездкой получает все большее распространение в Европе. Практика показывает, что инсентив-туры являются лучшим стимулом к туровой деятельности по сравнению с любым потребительским товаром.
Согласно европейскому мониторингу,
в Европе первые 10 стран, генерирующих
туристские потоки, одновременно являются
основными европейскими "поставщиками"
премированных туристов (40% от общего
числа премированных
Хотя на европейский рынок приходится половина всех инсентив-путешествий в мир, он относительно молод и менее развит, чем американский. С другой стороны, европейские клиенты более искушены в путешествиях и соответственно более требовательны при выборе места и получении услуг. Они хотели бы получить что-то исключительное, что не могли себе позволить во время предыдущих самостоятельных путешествий. Кроме того, существуют по крайней мере еще два важных различия между североамериканским и европейскими рынками. Во-первых, европейцы в меньшей мере склонны брать с собой в инсентив-путешествия своих супругов, чем североамериканцы (только 29% против 70%). Во-вторых, инсентив-путешествия рассматриваются со стороны европейских компаний как средство вознаграждения своих работников, в то время как американские компании рассматривают их как маркетинговое средство. Однако, по мнению иностранных специалистов, в будущем положение изменится: различия между североамериканской и европейской моделями станут менее заметными [17, c. 150].
Основными генерирующими рынками инсентив-поездок являются фармацевтическая индустрия, индустрия информационных технологий, финансовые, электронные и парфюмерно-косметические компании. Среди персонала компаний больше всех инсентив-путешествия совершает высшее руководство. Некоторые компании (в большей мере в США, чем в Европе) привлекают своих дилеров в такие путешествия.
Для организации инсентив-туров для своих сотрудников компании пользуются услугами специалистов в этой области. Роль таких специалистов более широка, чем у их коллег из обыкновенных туристских агентств. Они подключаются на ранних этапах процесса награждения и тесно работают с клиентом (компанией) при решении вопросов повышения производительности труда, проблем мотивации и других маркетинговых вопросов с помощью награждения путешествиями.
Сотрудничество обычно начинается с анализа дел у своих клиентов и определения вида вознаграждения, а также изучения устремлений представленных к награде работников. После выполнения этих функций специалисты проводят внутреннюю рекламу программы продвижения, мониторинг деятельности работников и выявляют победителей. Организация и проведение путешествия для победителей являются заключительным этапом их работы. Компании, выполняющие эти функции, называют себя "домами инсентив-путешествий" или просто "инсентив-домами". Эти компании тесно сотрудничают с местными операторами, как и компании по проведению встреч. Так, местные операторы организуют многие практические мероприятия, т. е. трансфер из аэропорта до отеля, проведение экскурсий, банкетов и др., однако расходы на эти мероприятия составляют малую часть оборота организаторов инсентив-путешествий.
2.2 Тенденции и проблемы развития делового туризма
Укрепление мировой экономики привело к рекордному росту деловых поездок по всему миру. темпами. Рост спроса на услуги делового туризма при этом провоцирует увеличение цен на номера в отелях и стоимость авиабилетов. Кроме того, возникают сложности с бронированием мест в отелях и на самолетах.
Отели: мест нет: "Возьмем Лондон. Трудно назвать период, когда в городе мало гостей и нет повышенного спроса на отели, - говорит Наталья Гоцелюк, директор по маркетингу туристической компании GreatRivers. - Чтобы забронировать нашему клиенту место в отеле Лондона на Архитектурную выставку в сентябре, нам пришлось заказывать номер еще в июне и при этом стоять на листе ожидания" [18, c. 23].
Число международных деловых поездок будет расти на 5% ежегодно, прогнозирует в своем исследовании по этому сегменту рынка британская компания BCD Travel. При этом, как считают эксперты компании, сохранятся все существующие негативные тенденции: рост продолжительности времени на перелеты, нарастание хаоса в аэропортах из-за отмены рейсов, отсутствие мест в отелях и др.
Стоимость гостиничных номеров
увеличится в 2008г. в среднем на 6-9%.
Спрос на гостиницы по всему миру
уже три года подряд превышает
предложения. Не удивительно, что цены
на номера продолжают карабкаться вверх,
и это продлится до тех пор,
пока спрос и предложение более-
Реализация инвестиционных планов крупных гостиничных сетей принесет на рынок немало новых гостиничных номеров в течение следующих 2-5 лет, но в 2008г. прирост номерного фонда мало скажется на рынке.
Кроме того, отели все
более гибко и хитроумно
В этой ситуации специалисты BCD Travel рекомендуют начинать бронировать поездку не с авиаперелета, а с отеля, поскольку стоимость проживания зачастую оказывается выше расходов на авиабилеты и экономию надо начинать с нее. Привязка сроков проживания в отеле к расписанию рейсов может невыгодным образом сказаться на стоимости номера. Лучше сначала подобрать удобный и подходящий по стоимости отель, а уже затем подбирать под него адекватные рейсы [19, c. 550].
Проблемы авиаперевозок нарастают: цены на авиабилеты будут расти в силу ряда причин. Среди них: улучшение состояния глобальной экономики, рост стоимости авиатоплива, высокие показатели загрузки рейсов, рост эффективности управления загрузкой рейсов со стороны авиакомпаний.
В 1-й половине 2007г. объем
международных авиаперевозок
Впрочем, разразившийся во
2-й половине года ипотечный кризис
в США и Великобритании может
несколько скорректировать
Как сказано в официальном документе IATA , пока оценить риски во всем объеме довольно сложно. Если кредитный кризис приведет к реальному ослаблению мировой экономки, это скажется на росте рынка авиауслуг и приведет и к снижению стоимости топлива и оплаты труда. При этом, если центральным банкам удастся предотвратить широкое расползание кризиса, стоимость топлива и оплата рабочей силы, может, наоборот, возрасти даже больше, чем прогнозировалось ранее.
Вместе с тем, рост стоимости
авиабилетов и возникающие
В 2008г. стоимость авиабилетов увеличится в среднем на 2-4%, но при этом могут несколько возрасти и корпоративные скидки, в результате рост договорных корпоративных цен может ограничиться 2%.
В последнее время организаторы бизнес-мероприятий все активнее прибегают к услугам low-cost авиакомпаний. Однако рост числа новых низкобюджетных перевозчиков в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, Ближний Восток, Латинская Америка, оказался недостаточным на фоне роста числа пассажиров.
Ограничительными факторами
выступают возможности самих
аэропортов, у которых не всегда
имеются технические
По данным исследования Международного Совета аэропортов (ACI), аэропорты прогнозируют рост пассажиропотока на 4% ежегодно, а тем временем пропускная возможность самих аэропортов возрастает в среднем лишь на 3% в год. Это означает, что, в то время как потребность в авиаперевозках к 2020г. возрастет до 7 млрд пассажиров ежегодно, аэропорты смогут "комфортно" обслужить только 6 млрд.
Таким образом, столпотворения
в аэропортах будут ухудшать сервис
и портить впечатления о