Деловой туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Деловой туризм или "индустрия встреч" - это довольно емкое понятие. Всего в его структуре выделяются два сегмента: классические деловые поездки и сегмент, название которого образует англоязычная аббревиатура MICE. Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов : Meetings –M (встречи), insentives – I (инсентив – мероприятия), Conventions – C (конференции), Exhibitions – E (выставки).
Два сегмента индустрии делового туризма различаются как по существу, так и по формальным признакам. По целевым установкам классические деловые поездки – командировки конкретными служебными целями – реализацией бизнес-функций компаниями и фирмами, либо поездки для заключения новых контактов в сфере бизнеса. MICE – мероприятия – это, как правило, "обслуживание" собственно бизнес–деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров и т.п.). Различия отражаются в специфике организации классических деловых поездок и MICE - поездок. Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция классических деловых поездок. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В отличие от классических деловых поездок, рассчитанных на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE – мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц.

Файлы: 1 файл

Деловой туризм.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика понятия "деловой туризм"

Деловой туризм или "индустрия  встреч" - это довольно емкое понятие. Всего в его структуре выделяются два сегмента: классические деловые  поездки и сегмент, название которого образует англоязычная аббревиатура MICE. Аббревиатуру составляют первые буквы  английских слов : Meetings –M (встречи), insentives – I (инсентив – мероприятия), Conventions – C (конференции), Exhibitions – E (выставки).

Два сегмента индустрии делового туризма различаются как по существу, так и по формальным признакам. По целевым установкам классические деловые  поездки – командировки конкретными  служебными целями – реализацией  бизнес-функций компаниями и фирмами, либо поездки для заключения новых  контактов в сфере бизнеса. MICE – мероприятия – это, как правило, "обслуживание" собственно бизнес–деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров и т.п.). Различия отражаются в специфике организации классических деловых поездок и MICE - поездок. Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция классических деловых поездок. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В отличие от классических деловых поездок, рассчитанных на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE – мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц.

В целом, структура делового туризма многогранна: деловые поездки  принимают самые разные формы, сочетаются между собой ( одна поездка может преследовать несколько целей), комбинируются общепринятыми формами классического туризма, рекреацией. Иногда очень трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.

MICE – сегмент индустрии  туризма включает три вида  поездок: для участия в работе  конгрессов, конференций, саммитов  и симпозиумов; выставок и торговых  ярмарок; в инсентив - мероприятиях.

Поездки на конгрессы, конференции, саммиты, симпозиумы выделяются особым составом участников:

– корпоративные участники  – крупные, средние или мелкие компании, чьи основные мотивы встреч носят коммерческий характер. Это  могут быть встречи по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам, тренинги менеджеров и т.д. Корпоративный сегмент –самый емкий (по числу мероприятий) сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы (73 – 75%);

– ассоциации и их члены. Член ассоциации имеет право выбора и, в отличие от корпоративных  мероприятий, может отказаться от участия  в мероприятии. Все расходы, связанные  поездкой, он берет на себя. На некорпоративный  сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы приходится около 14 – 15% всех мероприятий. Эти встречи объединяют широкий  круг участников – в среднем, 200 – 250 делегатов. Около 8% встреч собирают аудиторию в 2000 и более делегатов. Для сравнения: на корпоративных  мероприятиях число участников колеблется в среднем от 20 до 250 человек. Место  проведения некорпоративного делового мероприятия выбирается на конкурсной основе (тендер), инициатива его организации  исходит от местного члена ассоциации. Решение о проведении мероприятия  принимается не менее чем за 2 – 3 года до начала мероприятия. Для  проведения мероприятия ассоциация создает оргкомитет, который определяет время и место его проведения, бюджет, заключает договор поставщиками услуг либо организаторами встреч;

– правительственные структуры, образовательные организации, органы здравоохранения, а также экипажи  международных рейсов. На этот сектор приходится около 12% общего числа проводимых мероприятий. Иногда эту группу участников объединяют ассоциациями. Поездки на выставки и торговые ярмарки проводятся для презентации продуктов и  услуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж. Участников выставок и торговых ярмарок можно  разделить на две категории: экспоненты, рекламирующие и продающие свою продукцию, и посетители, которые  приезжают целью ознакомления последними достижениями в разных областях экономики, науки, искусства, для заключения сделок и подписания договоров. Эти участники, по сути, являются представителями  корпораций. Выставки и торговые ярмарки  проходят на площадях экспозиционных центров, их организации привлекается большое число профессионалов.

Существует много классификаций  выставок и ярмарок по составу  участников (международные, национальные, межрегиональные и местные), предмету экспозиции (универсальные, тематические, отраслевые и межотраслевые), частоте  проведения (периодические, сезонные, единовременные), способу проведения (постоянные, передвижные), целям (для  осуществления оптовых и розничных  продаж, для предоставления информации о достижениях, коммуникационные) и  др.

Участники конференций и  ярмарок являются активными потребителями  широкого набора услуг как непосредственно  связанных мероприятием, так и  выходящих за его рамки. Доходы от проведения выставок складываются не только из поступлений от продажи  экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и  посетителям (туристские услуги, входные  билеты, клубные мероприятия и  презентации, общественное питание  и т.п.). Дополнительные услуги обеспечивают более половины всей суммы поступлений  от данного вида делового туризма. Экономика  некоторых крупных городов в  значительной мере ориентирована на выставочную деятельность, например, таким центром Европы является Франкфурт-на-Майне( Германия).

Появление инсентив – туризма относится 1960 – м гг., а его расцвет пришелся на 1970 – 1980 – гг. Компании (корпораторы) участвуют в инсентив – мероприятиях по двум причинам. Во – первых, для поддержания внешнего имиджа фирмы: 50% компаний во всем мире проводят их, чтобы внедрить новый продукт, 35% – для увеличения объемов продаж, и этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Во – вторых, для укрепления внутрикорпоративного климата путем поощрения сотрудников (15% компаний). Инсентив – мероприятия проводятся в разных формах: организация совещаний и конференций "без галстуков", презентаций и продвижения продукции, поездок на отдых, поощрения, обучения сотрудников, тренингов, выявления творческих личностей. В них принимают участие сотрудники, дилеры и партнеры компании.

Средняя продолжительность  инсентив – тура составляет 6 – 7 дней. В составе инсентив – групп доминируют руководящий персонал (31%) и менеджеры по продажам (26%). На партнеров приходится около 29% и дистрибьюторов-14%.

В современной структуре  международного делового туризма превалируют  классические деловые поездки (70% всех деловых поездок). Доля поездок на конгрессы и ярмарки – более 11%. Примерно 3 – 4% всех поездок приходится на инсентив – туры.

Таким образом, в структуре  делового туризма можно выделить два сегмента: классические деловые  поездки и сегмент MICE. Два сегмента различаются как по существу, так  и по формальным признакам. Также  различия отражаются в специфике  организации классических деловых  поездок и MICE – поездок и по количеству участников. В отличие  от классических деловых поездок, рассчитанных на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE – мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц. MICE – сегмент  индустрии туризма включает три  вида поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов и  симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив - мероприятиях.

Поездки на конгрессы, конференции, саммиты, симпозиумы выделяются особым составом участников:

– корпоративные участники;

– ассоциации и их члены;

– правительственные структуры, образовательные организации, органы здравоохранения, а также экипажи  международных рейсов.

Иногда эту группу участников объединяют ассоциациями. Поездки на выставки и торговые ярмарки проводятся для презентации продуктов и  услуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж. Таким  образом, нами была дана общая характеристика понятия "деловой туризм".

2.2 Инсентив - туризм и конгрессно - выставочный туризм как разновидности делового туризма

Наряду поездками на конгрессы  и выставки деловой туризм включает инсентив – туры. Понятие " incentive" (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив – туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, дилерские школы.

Первый инсентив – тур был проведен в 1910 г. в США компанией National Cash Register Company of Danton. Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью - Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX в. благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов:

Инсентив – туризм преследует несколько целей:

– презентация и продвижение  нового продукта или услуги;

– повышение производительности и качества;

– создание дилерской и  агентской сети;

– формирование лояльной и  сплоченной команды.

В зависимости от цели выделяют три вида инсентив – программ: поощрительные программы, мотивационные программы, построение команды (team building).

Инсентив – программа – лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время. Отличительной особенностью инсентив – программ является то, что они разрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.

Доминирующим сегментом  на рынке инсентив – туризма остаются групповые поездки, несмотря на снижение их доли начала 1980х гг. Число туристов в инсентив – группе может колебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп численный состав не превышает 10 человек. Инсентив - группы комплектуются из работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящих уровней, а также рядовых потребителей, например постоянных покупателей. Состав инсентив – групп включает руководящий персона , менеджеров по продажам, потребителей, агентов и дистрибьюторов.

С расширением рынка инсентив – туризма появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они оаказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору администрацией компании туристская фирма планирует и организует инсентив – туры. Действенность этой системы поощрения не в последнюю очередь зависит от того, насколько удачно выбран маршрут путешествия. Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам. Поэтому турфирма часто предваряет свою работу наблюдением за потенциальными клиентами. Наиболее известными туристскими фирмами, организующими поощрительные поездки, в США являются "Е.Ф. МакДоналж Тревел Компании", "Мариц Тревел Компании" и "Топ Вэлью Интерпрайзис".

Рост числа инсентив – туров послужил толчком расширению тематики конгрессно – выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму. Этот рост повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадров для данного сегмента туристского бизнеса, способствовал образованию многочисленных ассоциаций, обществ и т.д. Одним из них является Общество должностных лиц в сфере поощрительного туризма. (SITE), которое находится в Нью – Йорке. В нем состоит 650 членов. В настоящее время SITE насчитывает 18 комитетов, управляет университетом инсентив –туризма, проводит региональные встречи, семинары, торговые выставки.-Программы инсентив – туров зависят от специализации организаторов поездки и региона. Наиболее популярными регионами для проведения поощрительных поездок становятся рекреационные и деловые центры.

Эксперты отмечают, что  инсентив – туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.

Еще одной разновидностью делового туризма является конгрессный туризм, который, в свою очередь, является разновидностью выставочного. Различия между конгрессным и выставочным туризмом проявляются на уровне небольшой специфики, касающейся, в основном, состава групп и требований, предъявляемых инфраструктуре принимающей стороны. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования инфраструктуре и организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города.

Конгрессный туризм имеет одну отличительную особенность – у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию.

Время активизации конгресс туризма приходится на осень. Страны, ориентирующиеся на рекреационный  туризм, такие как Турция, Греция, Испания, Италия, имеют развитую гостиничную  сеть, рассчитанную на многомиллионные  потоки туристов. В период спада  активности рекреационного туризма  возникают большие проблемы загрузкой  гостиничной базы. Поэтому данные страны ориентируются на организацию  крупномасштабных конгрессов и конференций  в осенний период.

Конференции, семинары и выставки – уже далеко не новые явления  в современном бизнесе. В связи  тенденциями глобализации, распространения  деловых контактов, расширения рынков сбыта и деятельности международных корпораций сегодня резко выросло число и значение конференций, собраний и других подобных мероприятий, которые теперь проводятся в разных городах и странах по всему миру.

Обязательным условием отнесения  конференции или иного мероприятия  рынку конгрессного туризма является проведение вне помещения организации, выступающей инициатором конференции. Использование услуг туристских компаний при организации, подготовке и проведении мероприятия является существенным, но не обязательным условием. Однако, ни один инициатор серьезной конференции не сможет самостоятельно осуществить его полную организацию. В качестве специалистов – посредников обычно выступают компании – организаторы совещаний, конференций.

Информация о работе Деловой туризм