Информационные технологии в деятельности музеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение информационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем. Выявить и оценить степень важности работы с музейной аудиторией через Интернет.
Объект исследования: процесс внедрения информационных технологий в музейной деятельности.
Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.
Гипотеза: повышение эффективности деятельности музеев в процессе внедрения информационных технологий возможно, если:
используются международные знания и опыт;
используются методики поэтапного внедрения;
определяется последовательность этапов и достижения;

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

             Введение.

В конце прошлого и начале нового, XXI  века, можно было наблюдать снижение количества посетителей в российских музеях. Безусловно, это было связано с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны. Кроме того, широкое распространение компьютеров практически во всех сферах жизни общества, вытеснило желание людей прогуливаться по тихим залам музеев, знакомясь с выставками и экспозициями. Изображение в формате 3-Д, компьютерные игры, Интернет поглотили внимание и время детей и молодых людей, составляющих основное число посетителей музеев.

Постепенно работники  музеев осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как начать внедрение информационных технологий в деятельность музеев.

Прежде всего, музеи  начали компьютеризировать свои фонды  с целью формирования каталогов  своих коллекций в электронном  виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Компьютер стал незаменимым помощником в музейном деле, идет стремительное освоение виртуального пространства. На сегодняшний день ни у кого не вызывает  удивления «тандем» прошлого (музейные экспонаты) и современных прогрессивных технологий. Новейшие технологии и технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки, и, как следствие, привлечь большее количество посетителей.

Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем – зрителем.

Проблема заключается в выяснении: каковы организационные средства повышения эффективности использования информационных ресурсов в работе музеев и их влияние на формирование уровня культуры современного общества?

Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение информационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем. Выявить и оценить степень важности работы с музейной аудиторией через Интернет.

Объект исследования: процесс внедрения информационных технологий в музейной деятельности.

Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.

Гипотеза: повышение эффективности  деятельности музеев в процессе внедрения информационных технологий возможно, если:

  1. используются международные знания и опыт;
  2. используются методики поэтапного внедрения;
  3. определяется последовательность этапов и достижения;
  4. проводится анализ внедрения;
  5. разрабатываются  долгосрочные концепции или перспективный план построения и развития информационной системы, в которой обязательно должна присутствовать экономическая составляющая;
  6. постоянно вырабатываются и принимаются профессиональные цели;
  7. происходит постоянное расширение технического кругозора специалистов информационных отделов музеев, организация их обучения, независимого от поставщиков оборудования и программ.

Задачи исследования:

    1. изучить и дать анализ литературы по проблеме исследования и показать уровень ее изученности;
    2. раскрыть содержание понятия «информационные технологии в деятельности музеев»;
    3. разработать критерии выявления внедрения информационных технологий в деятельности музеев;
    4. выявить, теоретически обосновать и реализовать на практике применение информационных технологий в музейной деятельности.

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы внедрения  информационных технологий в деятельность музеев и их влияние на формирование уровня культуры современного общества.

    1. Содержание понятия «Информационные технологии в деятельности музеев».

          В данном параграфе мы рассмотрим понятие «Информационные технологии в деятельности музеев». С этой целью мы рассмотрим ряд понятий – информация, автоматизация, информационные технологии, компьютеризация, музей, музейная деятельность, музеология.

Информация - это сообщение, осведомление о чем-либо, используемые данные. Исходя из этого, например, электронная база данных - еще не информация. Под информатизацией понимается процесс внедрения информационных технологий в какую-либо сферу деятельности или отдельную организацию с целью управления информацией. Интересно, что данным понятием оперируют давно и успешно, но ни в одном современном словаре нельзя найти его определения. Близкими по смыслу, но разными по значению являются понятия автоматизация и компьютеризация.

Автоматизация - применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в различных процессах, например получении информации.

Информационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с помощью вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями понимают компьютерные технологии для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Компьютеризация - процесс  внедрения компьютерных технологий различные сферы человеческой деятельности (не путать с определением  информационных технологий, что гораздо шире). Отдел информации работает именно в сфере гуманитарных информационных технологий - информационного менеджмента, управления информацией, управления с помощью информации.

Музей - это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека.

Музейная деятельность – это особая форма пропаганды исторических и культурных знаний, это особая форма самореализации и учащегося, и учителя, а значит и особая форма общения учителя и ученика, учителя и родителей, учеников и их родителей.

         Особое внимание следует обратить на прикладную функциональность, которая, собственно и характеризует применение информационных технологий в музейной деятельности. Музейная тематика - специфическая и довольно узкая предметная область. Соответственно музейные системы не получили такого широкого распространения как, например, бухгалтерские, кадровые, инженерно-расчетные, статистические и т.п. Сейчас мы не будем на них останавливаться и рассмотрим использование информационных технологий, непосредственно связанных с выполнением музейных функций. Хотя, конечно, надо отметить, что в будущем в музеях будут функционировать интегрированные информационные системы, в которых все задачи будут взаимоувязаны. Почему сейчас даже не идет речь об интегрированных информационных системах, учитывающих все аспекты деятельности организации? Ответ неоднозначный. В каких-то вопросах технологии еще не «доросли» до интегрированных решений, а где-то пользователи не в состоянии по самым разным причинам применять новые достижения современной техники и технологий. Интегрированные решения для крупных предприятий на Западе существуют более 10 лет, для малого и среднего бизнеса интегрированные решения и там только начинают разрабатываться, а уж для учреждений культуры и у них, и у нас - это дело будущего.

Сегодня в музеях сложилась  «стихийная практика» внедрения  информационных систем,   связанная,   как   правило,   с   приобретением   программного   продукта, автоматизирующего  какую-либо функцию деятельности (например, функцию учета музейных фондов или функцию продажи билетов). Для установки такого программного продукта в соответствии с техническими требованиями его разработчика приобретаются компьютеры (рабочие станции и сервера), системное программное обеспечение, система управления базами данных. Все перечисленные элементы входят в состав «технологического фундамента»   информационной  системы.  Опасность,   которая подстерегает вступивших на этот путь, - неоптимальное приобретение оборудования, программного обеспечения. Неоптимальность заключается в том, что функции ряда прикладных программ перекрываются, приобретенные аппаратно-программные средства не сопрягаются... При этом небольшие музеи оказываются в тяжелых условиях, так как стоимость «технологического фундамента», на котором решаются прикладные задачи, оказывается для них довольно большой. [4]

1.2.          История информатизации деятельности музеев: основные этапы.

           В этом параграфе мы рассмотрим, в какое же время и каким именно образом пересеклись понятия «музей» и «информационные технологии», как развивалась их совместная деятельность.

Еще в начале 1960-х годов  зарубежные музейные специалисты осознали необходимость совершенствовать технологию работы с данными о музейных коллекциях.

Как свидетельствуют  зарубежные источники, в начале этого  же десятилетия американский ученый  Дэвид Вэнс воспользовался услугами мощного компьютера, установленного в одном из американских университетов, с целью обработки данных о небольшой музейной коллекции. Описания музейных предметов, перенесенные на перфокарты, были введены в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы,  и распечатаны на бумаге в форме каталога; это был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера.

В те годы наметились две  тенденции в подходе к  музейным компьютерным системам: создание централизованной базы данных, ориентированной на применение мощной центральной ЭВМ, соединенной  по каналам связи с множеством терминалов (Франция), и создание децентрализованной системы, ориентированной на создание отдельных локальных баз данных (США).

Российские музеи начали использовать компьютеры для решения своих специфических задач лишь спустя несколько лет. Идею использования компьютера в отечественном музее впервые озвучил директор Государственного Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский, предложивший в 1975 году молодому сотруднику Эрмитажа, археологу Якову Абрамовичу Шеру, применить компьютерную технологию для обработки некоторых коллекций музея. Используя ЭВМ «МИР-2», установленную в Ленинградском вычислительном центре АН СССР, Я.А. Шер с помощью специалистов центра подготовил к весне 1977 г. Таким образом, имя нашего отечественного «музейного компьютерного первооткрывателя» мы можем назвать точно: им является Я.А. Шер.

 В самом начале 1980-х годов в Государственном  Русском музее были установлены  терминалы, подключенные к мощной  вычислительной машине «Cyber», размещенной в ВЦ АН СССР. Это позволило  группе специалистов Государственного Русского музея под руководством Юрия Алексеевича Асеева приступить к работам по созданию базы данных о коллекции русской живописи музея.

В 1981 году под руководством заведующего отделом Востока  Государственного Эрмитажа Владимира  Григорьевича Луконина и при участии автора был выполнен экспериментальный проект создания базы данных и получения машинных каталогов по сасанидским монетам. Описание носило научный характер, содержало более 100 признаков, для многих из которых была разработана система специальных словарей.

К планомерным работам  по созданию информационных систем о памятниках истории и культуры в СССР приступили с начала   1980-х годов, когда в структуре Научно-исследовательского центра по комплексным проблемам управления и развития отраслями культуры Министерства культуры СССР была создана целевая группа квалифицированных специалистов - системотехников, программистов, музейщиков. Получив доступ к зарубежным публикациям, группа провела тщательный анализ опыта применения компьютеров для обработки и хранения данных о культурном наследии в европейских странах и США. В 1985 г. по поручению Министерства культуры СССР была разработана Концепция Автоматизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР «АИС-ПАМЯТНИК», содержащая  предложения по  использованию компьютерных технологий в сфере культурного наследия, как по недвижимым памятникам, так и по музейным коллекциям.

Информация о работе Информационные технологии в деятельности музеев