Информационные технологии в деятельности музеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение информационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем. Выявить и оценить степень важности работы с музейной аудиторией через Интернет.
Объект исследования: процесс внедрения информационных технологий в музейной деятельности.
Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.
Гипотеза: повышение эффективности деятельности музеев в процессе внедрения информационных технологий возможно, если:
используются международные знания и опыт;
используются методики поэтапного внедрения;
определяется последовательность этапов и достижения;

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 На железоделательном  заводе изготовляли: топоры, утюги, печати, подсахарницы, пепельницы в виде броненосца и орла, приспособление для снятия обуви, конно – подковные гвозди, дверцы для печи и многое другое (на экране демонстрируются виды продукции заводов).

Перед вами макет кафедрального собора Николая Угодника (демонстрируется виртуальное изображение собора).

  Собор был построен в 1883г. и был одним из крупнейших на Южном Урале. Инициатором его строительства был председатель Верхнеуральского уездного по крестьянским делам присутствия В.Г.Шишкин. По некоторым данным, он же заложил первый камень в основание церкви.

Храм строился на народные деньги, т.к. в течение 16 лет с рабочих удерживалось по 1 копейке в месяц. Храм представлял собой однокупольное сооружение, построенное из белого камня. При его строительстве более 70 тыс. яиц ушло на приготовление цементирующего раствора. Крест для храма изготовил и установил кузнец Окользин. Известно, что в храме находился естественный источник, вода которого считалась святой и лечебной. Здесь же располагалось церковное кладбище, где хоронили священнослужителей.

2 марта 1929 в период антирелигиозной борьбы  с церковью Белорецким городским Советом было принято решение о закрытии храма, 8 марта церковь закрыли. Впоследствии храм был снесен. Ныне на этом месте стоит Дом технического творчества.

На дворе космическая  эра,

И компьютер в дело запряжен.

Лишь в него, лишь в  Бога нынче вера,

И любовью тоже правит он.

А это план Белорецкого  завода Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (демонстрируется на экране). Он был составлен в 1908 г. Одновременно со строительством завода строился и заводской поселок. Сначала Нижнее селение, а затем Верхнее.

Перед вами диорама Верхне – Аршинского рудника, а также его виртуальное изображение (на экране)..  В Башкортостане было открыто 180 месторождений железных руд, из них более 100 – в Белорецком районе.  Посмотрите на эту тележку, на ней возили раскаленную крицу, ее нашли в 1966 году на глубине 1,5 м. при рытье траншеи у Мартеновского цеха. А это обувь металлурга, она сделана из дерева, войлока и сверху оббита железом. Но и такая обувь была не у всех рабочих, большинство ходило в лаптях на деревянной подошве.

 

(Звучит музыка)

 

А теперь перейдем к заводам  Белоречья.

С камней Малиновой горы,

В трубу трофейную  с резьбой,

Он осмотрел завод, дворы,

Дымки над каждою избой.

Он вел к Авзяну прямиком

Своих людей по бездорожью,

Болотный лес крестил  клинком,

Отбросив веру в помощь божью.

 

Авзяно-Петровские чугуноплавильные заводы (виртуальное изображение на экране). Строительство заводов было произведено графом Петром Николаевичем Шуваловым и дельцом Кузьмою Матвеевым. Верхний Авзяно-Петровский завод начали строить 2 мая 1754 года, и в марте 1755 года завод был готов, но сгорел без остатка во время пожара. Восстановлен К. Матвеевым к 1 декабря 1755 года. В пяти верстах от Авзяно-Петровского завода была построена плотина для молотового завода с 4-мя молотами в 2-х фабриках. Это был Нижний Аьзяно-Петровский завод, где перековка чугуна началась 26 августа 1756 года. Он был как вспомогательный к Верхне-Авзянскому заводу. В 1758 году заводы перешли во владение к Матвееву, который в 1760 году продал их Евдокиму Никитичу Демидову. В крестьянской войне 1773-1775 годов крестьяне Авзяно-Петровских заводов приняли самое активное участие, отливая для Пугачева пушки и ядра. При отступлении Пугачевских войск в мае 1774 года оба завода были сожжены. В 1859 году завод купил Дмитрий Бенардаки. После его смерти заводы перешли под опеку государства. В годы кризиса 1900-1910 годах заводы работали в убыток. Верхний Авзяно-Петровский завод был закрыт в 1908 году, по производство было сохранено, и в 1916 году завод возобновил работу. Нижний Авзяно-Петровский завод сгорел в 1897 году во время пожара вспыхнувшего во время разогрева печи. Завод больше свою работу не возобновлял.

Композиция, посвященная крестьянской войне 1773 - 1775 годов (изображение на экране). Перед вами фотографии Емельяна Ивановича Пугачева и его сподвижника Салавата Юлаева. В 1773 году из казанской тюрьмы бежал Пугачев, а в сентябре он уже шел по линии, забирая крепость за крепостью. Когда к Пугачеву явился Хлопуша, Пугачев поручил ему возмущение заводов, из которых первым начал волноваться Белорецкий завод, в то время имевший только одно «Нижнее селение». Селение завода и сам завод были окружены забором с пушками. Здесь пугачевцы захватили артиллерию и оружие, обеспечив себя технически. Хлопуша открыл на Авзяно-Петровском заводе пушечный завод, превратив его в артиллерийскую базу. Отсюда Пугачев снабжался пушками, ядрами и порохом. При том, пушки эти были лучше казенных. Наконец, Хлопуша чеканил в Авзяне деньги и отсюда же, по предакию, Пугачев взял любовницу, некую Фаину Фоминичну, которая родила ему сына, назвав его Емельян Емельянович. Но, будучи умной женщиной, она дала ему фамилию не Пугачев, а Петров.

Продолжим знакомство с заводами Белоречья.  Перед вами Инзерский чугуноплавильный завод (виртуальное изображение на экарне). Основателем Инзерского и Лапыштинского завода был Сергей Иванович Дервиц. В 1890-1895 годы он построил Инзерский завод, первая доменная печь которого начала работать в 1892, а вторая - в 1895 годах. На заводе применялось горячее дутье. Зимой чугун перевозили к реке Белой, откуда он сплавлялся весной. В 1897 году СП. Дервиц построил Лапыштинский завод с двумя домнами, который находился на одной даче с Инзерским заводом, на реке Лапыште, правом притоке Большого Инзера. После революции заводы были национализированы. В 1925 году Инзерский завод законсервирован. Время закрытия Лапыштинского завода не известно. Село Лапышта перестало существовать в начале 90-х годов XX столетия.

 Узянский завод  был основан в 1758 году графом Шуваловым (виртуальное изображение). Дальнейшее развитие завода связано с Демидовыми. Узянский завод размещался в неразделенной даче с Кагинским заводом в 25 верстах от последнего, основан в 1769 году. Там на речке Узян была построена плотина и заводской пруд, доменная печь и каменная молотовая фабрика. Железные руды проплавлялись с Ялутского рудника, находящегося в 15 верстах от завода. На Кагинском заводе была заводская плотина и пруд, две кричных фабрики с 10 горнами и 5 молотами; железо там ковалось из чугуна, привозимого с Узянского завода. После смерти Евдокима Демидова Узянский и Кагинский заводы долго переходили из рук в руки. Наводнение 1862 года нанесло заводам непоправимые разрушения, производство остановилось, недействующие заводы покупает в 1882 году Торговый Дом «Вогау и Ко». Кагинский завод был пущен в действие в 1884 году с волочильной и гвоздарной фабрикой. В 1911 году пожар уничтожил весь завод и поселок. Узянский завод был пущен в 1896 году. Узянский завод прекратил работу после революции. Сейчас на месте заводов поселки с одноименными названиями.

Зигазинский завод (виртуальное изображение на экране). В 1888 году вместе с купцами Н.С. Кальсиным и М.А. Сазоновым построил небольшой завод купец Н.Д. Шамов, который начал действовать с июля 1890 года. Завод - первый на Южном Урале - не имел плотины, ни пруда использовалась сила пара. Главный рудник, где добывалась руда хорошего качества открытым способом, был на реке Тукан. В 1891 году владельцы приглашают на должность управляющего заводом Акселя Эмильевича Гассельблата, энергичного знающего и опытного специалиста. В 1904 году в связи с общим кризисом на Уральских заводах началось сокращение выплавки чугуна и на Зигазинском заводе. С переходом завода новому владельцу М.В. Асееву деятельность завода вошла в прежние нормы. В первой половине 1918 года Зигазинский завод был национализирован, а в 1923-1925 годах завод был законсервирован.

В 1800 году был открыт Пашковыми и Тирлянский завод (виртуальное изображение). В 1874 году крупный немецкий делец - фабрикант Гуго Вогау совместно с разорившимся Пашковым учреждает «Акционерное общество Белорецких железоделательных заводов Пашковых». Таким образом, немецкие акционеры оказались фактическими владельцами Белорецкого и Тирлянского заводов вплоть до революции. В 1910 году было завершено строительство и монтаж оборудования листопрокатных и листоотделочных цехов.

Для работы на заводе были перевезены крестьяне из орловской, пензенской, рязанской губерний. Здесь, на лавках представлены предметы быта, утварь крестьянской избы.

Самым важным в русском  доме был красный угол. Он находился  всегда наискосок от русской печки. Красный – значит самый красивый, самый главный. В этом углу ставились иконы, церковные книги, лампадки и красный угол украшался самым красивым полотенцем (на экране демонстрируются картины быта).

 Самовар появился  в России во второй половине 18 века. Сначала отнеслись к нему  осторожно, как  к незнакомому  лекарству, но, в конце концов, он сильно потеснил привычные на Руси напитки квас, пиво, мед. Самовар стоил очень дорого, и поэтому его могли позволить себе только богатые люди. Здесь вы можете увидеть  самовары  разной формы, величины и сделанные из разного металла.

На следующих лавках вам представлены глиняные горшки, чугунки, прялка – самопряха, жернова, подставка для лучины, утюги, замки, сковороды, щипцы и многое другое.

 

Итак, мы узнали, как возник наш завод, как добывали железную руду и плавили из нее железо. Мы увидели первую продукцию нашего завода и узнали способы ее транспортировки. Открыли для себя историю крестьянской войны 1773-1775 годов, полюбовались на макет Белорецкого кафедрального собора. Пред нами предстала вся красота русского быта в диораме и виртуальном изображении «Быт крестьян».

Для того чтобы узнать о том, как работает наш завод  сегодня, и какую продукцию он выпускает я приглашаю Вас  посетить «Музей  Белорецкого металлургического  комбината». Жду Вас на следующей  экскурсии.

На этом я прощаюсь с вами. Благодарю за внимание. До свидания.

Заключение

Актуальность моей работы в том, что  в деятельности музеев в настоящее время можно наблюдать осознание того, что успешное внедрение информационных технологий ведет к позитивным изменениям в организации учета и управления музейными коллекциями, развитию научных исследований, появлению новых музейных продуктов, сотрудничеству по созданию и использованию корпоративных баз данных. Необходимо констатировать, что глобальная информатизация музеев, использование информационных ресурсов этих учреждений - главные инструменты музеев как социально-культурных институтов в духовном образовании, культурном воспитании людей. Наверное, как нигде (во всяком случае, в сфере культуры) современные технологии расширяют возможности практически всех сфер музейной деятельности - от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же с одной оговоркой: только если отказаться от концепции "музей для музейных работников". Но главное, что дают новые технологии музеям, - это расширение все тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. А значит, и возможностей зарабатывать. Интернет дает, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых - позволяет заявить о себе, или напомнить о своем существовании. В-третьих - предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.

Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты  представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта  с самим музеем или с вспомогательной  продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе - вещи принципиально разные, так же как разные вещи - изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит «вживую». Очень важно, что пользователи Интернета - это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга. Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить, к примеру, в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса. Что же касается проблем, то большинство из них - это общие проблемы Интернета. Во-первых, очень много бессмысленных сайтов. Во-вторых, пользователь теряется среди огромного числа делаемых ему предложений и часто не добирается до того, что ему действительно нужно. Традиционные средства Интернета, такие как банерная реклама или обмен ссылками, вряд ли могут помочь сайту найти своего потребителя. Необходимо создание ряда специализированных информационных систем усилиями самих музеев и их сайтов - это признают специалисты. Ибо только объединение усилий музейных менеджеров, специалистов и программистов может дать реальный эффект.

Список литературы

 

  1.   Артемов Е.Г. Социальные функции современного музея исторического профиля. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков /Е.Г. Артемов// – М., Труды ГИМ. -  2001. -  С. 127 - 130.
  2. Артс Герман. Сильные и слабые стороны музеев. Практическое пособие/А. Герман// - М. – 2001. – С. 109.
  3. Богомазова Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее. /Т.Г. Богомазова// Справочник руководителя учреждения культуры - М. -  Издательский дом «МЦФЭР» - 2005. -   № 7 – С. 92.
  4. Борисова Н. А. Инфокоммуникационные технологии в музейной деятельности / Н.А. Борисова // Почтовые музеи: взгляд из прошлого в будущее. - 2006. - С. 23-36.
  5. Галустян Г.А., Лопатина О.П.  Карманные персональные компьютеры в музее/Г.А. Галустян, О.П. Лопаткина// Культурное многообразие в едином информационном пространстве: Тезисы докладов Девятой ежегодной конференции АДИТ-2005. – Казань, 2005. С. 114-115

Информация о работе Информационные технологии в деятельности музеев