Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение информационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем. Выявить и оценить степень важности работы с музейной аудиторией через Интернет.
Объект исследования: процесс внедрения информационных технологий в музейной деятельности.
Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.
Гипотеза: повышение эффективности деятельности музеев в процессе внедрения информационных технологий возможно, если:
используются международные знания и опыт;
используются методики поэтапного внедрения;
определяется последовательность этапов и достижения;
Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась как совершенствованием аппаратно-программного комплекса АИС, так и расширением их функциональных возможностей.
На смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде не только текст, но и изображение, звук, анимацию, в результате чего область применения АИС существенно расширяется. Практически все музеи мира в той или иной степени используют сегодня эту технологию в своей деятельности.
Конец XX века ознаменовался стремлением интегрировать, объединить, интеллектуальные и информационные ресурсы музеев на уровне региона, или объединить однотипные данные, хранящиеся в различных музеях (в том числе – и за рубежом). Ряд российских проектов и проектов, выполненных с зарубежными коллегами, в основе которых лежат партнерские отношения, были реализованы.
Основная особенность новой генерации проектов XXI века заключается в том, что администрация регионов заинтересована в формировании общего музейного ресурса, получении достоверной информации о музейных собраниях, мероприятиях, о кадровом потенциале в сфере культуры, и готова принять участие в финансировании таких проектов. С другой стороны, без активнейшего участия самих музеев во внедрении информационных технологий в свою повседневную деятельность проект будет обречен на провал. Таким образом, внимание властей к информатизации гарантирует ей стабильность, но только при условии активной заинтересованности музеев.[24]
В данном параграфе мы рассмотрим понятие «Автоматизированные информационные системы». Полностью автоматизированная информационная система или АИС — это совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной информации.
Автоматизированные информационные системы представляют, с одной стороны, разновидность информационной системы или ИС, а с другой стороны, являются автоматизированной системой АС, вследствие этого их часто называют АС или ИС.
Основная цель
создания АИС в музее заключается
в том, чтобы усовершенствовать
информационную деятельность музея, избежать
многократного ввода
Для того чтобы добиться этой цели, необходимо создать и непрерывно пополнять и корректировать информационный ресурс - базу данных о музейных коллекциях (БД).
База данных
– это представленная в объективной
форме совокупность самостоятельных
материалов, систематизированных таким
образом, чтобы эти материалы
могли быть найдены и обработаны
с помощью электронной
- создание базы данных по музейным коллекциям, включающей текст и изображения;
- ведение сквозного учета приема, выдачи и движения музейных предметов, оформления всей учетно-хранительской, реставрационной, выставочной документации;
- ведение книг – поступления, временного хранения, инвентарных,
- обеспечение поиска и выборки данных,
- подготовка инвентарных карточек, научных паспортов, списков, каталогов и других документов, в том числе – для представления данных в Интернет.
Внедрение автоматизированной информационной системы в музее влечет за собой изменения технологии работы с его коллекцией. Эта новая технология, в свою очередь, меняет свое качество по мере перевода информационных ресурсов музея с традиционных носителей, которыми являются различные бумажные картотеки и книги, а так же «головы» сотрудников музея, в электронный вид - базу данных. Существуют определенные правила, только при условии выполнения которых, автоматизированные информационные системы могут успешно функционировать в музеях.[18]
АИС обязательно должна быть ориентирована на сиюминутные потребности сотрудников музея. Нет ничего бесполезнее для ее внедрения, чем бодрое напутствие: «Как только вы введете все свои двести тысяч описаний музейных предметов, так сразу начнется новая жизнь». Легко представить себе энтузиазм гипотетического хранителя краеведческого музея, под чьей материально-ответственной опекой находятся тысяч тридцать этих самых предметов. Наиболее органично автоматизированные системы вписываются в процесс оформления учетной документации. При этом не происходит переложение один к одному «ручной» технологии на «компьютерную», а возникает новая технология автоматизированного учета музейных экспонатов. В процессе постоянного документооборота порождаются описания музейных предметов, которые и ложатся в основу базы данных, современного информационного ресурса музея.
Возможности поиска по базе данных, обработка запросов - это как раз то принципиально новое, что могут дать только современные информационные технологии. Для обеспечения качественного поиска необходима хорошо продуманная система классификации и рубрикации музейных предметов, значение которой в начале внедрения информационной системы сотрудники музеев иногда недооценивают. Пока база данных небольшая, она кажется «прозрачной», но чем объемнее она становится, тем больше критериев отбора начинает требовать для составления разумных запросов.[22]
Полноценной информационной системой АИС может считаться только тогда, когда содержит в себе описания не только самих музейных предметов, но и персоналий, организаций и событий, так или иначе, с ними связанных - это авторы, исследователи, изготовители, бывшие владельцы, исторические события, выставки и т.д. Наличие различных взаимосвязей между всеми этими описаниями превращает базу данных в то, что сейчас называется модным словосочетанием «база знаний».
С момента перехода критической отметки объема информационных ресурсов музея, не просто появляются новые возможности поиска, исследовательская деятельность сотрудников музея все больше смещается в область работы с информационной системой, что, конечно, очень радует главного хранителя, ведь вещи, наконец-то, перестают трепать понапрасну. Необходимыми условиями такого «смещения» являются достоверность и подробность описаний музейных предметов, а так же наличие высококачественных изображений.
В данном параграфе мы рассмотрим понятия «Мультимедийные технологии». С этой целью мы разберем цепочку понятий: мультимедиа, электронный каталог, виртуальные экскурсии, информационный киоск, электронная музейная экспозицию.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Электронный каталог музея – это информационная упорядоченная система, содержащая сведения об экспонатах, выставках и экспозициях.
Виртуальные экскурсии – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Информационный киоск — автоматизированный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для предоставления справочной информации.
Электронная музейная экспозиция – это музейная экспозиция, в которой ряд ключевых экспозиционных функций, в частности – интерпретации, информационной поддержки, демонстрации, обучения и др. берет на себя компьютер, связанный со специфическими экспозиционными периферийными устройствами.
Выделим наиболее значимые черты мультимедиа:
- данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера;
- данные могут содержать текстовую, звуковую, графическую, видео и анимационную компоненты;
- свойство интерактивности (что означает активное взаимодействие между программой и человеком, который с этой программой работает) присуще мультимедиа в весьма высокой степени.
Для современного музея XXI века характерно смещение акцентов в понимании миссии музея. Если в XIX – XX столетиях музей рассматривался в первую очередь как храм, в котором собираются и хранятся предметы культурного наследия, то современный музей, обращает лицо к посетителю, стремясь с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие культурных ценностей, хранимых не только в экспозиции, но и в запасниках. Информационные технологии позволяют представить посетителю те предметы, которые многие годы хранятся в фондах и поэтому ранее не были доступны посетителю; поэтому информационные технологии занимают все больше места именно в экспозиционно-выставочной деятельности, и могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в совершенствовании методов и средств представления коллекций музея посетителям.
Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.
Современные экспозиционные аппаратно-программные комплексы отличаются от их прародителей не только более совершенными техническими устройствами и технологическими решениями, но и принципиально – подходом к построению научной концепции экспозиции, к выбору архитектурно-художественных решений, к содержанию, к способам организации и представления информации посетителю. Такие понятия, как «Электронная экспозиция», «Виртуальная выставка», «Виртуальный музей» прочно входят в обиход не только музейных специалистов, но и самих посетителей. Особенно это касается молодежной аудитории, для которой характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд; уже сформировалось поколение, ориентированное на этот тип культуры, не желающее (или неспособное) воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, а предпочитающее получать информацию, представленную виртуально. Информационные технологии позволят привлечь эту категорию публики в музей, через «электронные экспозиции» вызвать интерес к изучению истории своей страны, мировой истории, мирового культурного наследия; они могут стать импульсом для культурного развития, формирования личности молодого человека. [20]
Электронное моделирование архитектурно-художественных решений может стать и постепенно становится важнейшим направлением использования мультимедиа при выборе архитектурно-художественных решений. Использование этого метода позволяет проанализировать и выбрать цветовые и пространственные решения экспозиционного пространства, выбрать варианты размещения экспонатов, освещения и т.д. Сегодня существует целая серия компьютерных программ, позволяющих создавать трехмерные модели, с высокой степенью точности, имитирующие реальное пространство зала. Эти технологии успешно использовались при проектировании экспозиции в ряде музеев страны (например, в Томском областном краеведческом музее, в Государственном Дарвиновском музее, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и др.).
Затем в музеях стали применять сенсорные информационно-справочные киоски, устанавливаемые во входной зоне музея – около касс, перед экспозиционными залами. На экран такого киоска можно вызвать массу полезной информации: данные о режиме работы музея, о стоимости билетов, о ближайших выставках, можно вызвать поэтажный план залов музея, сведения о шедеврах коллекции и многое другое. Сенсорные киоски нашли широкое применение не только в развитых странах Европы и в США; практически все музеи в Тайланде оснащены этими устройствами. Если первоначально в России сенсорные киоски устанавливались в крупных музеях, то сегодня эти устройства встречаются во многих региональных музеях по всей территории страны.
В дальнейшем в крупных музеях стали возникать электронные информационные комплексы, включающие сеть киосков, плазменных панелей и проекторов с экранами различного типа, электронные компьютерные гиды и многое другое.
Информационный сенсорный
В кассах музея киоск предоставит информацию о времени работы музея, о текущих и будущих выставках, поможет выбрать экспозицию и забронировать билет, ответит на самые распространенные вопросы.
Киоск установленный в холле
музея может предоставлять
Информация о работе Информационные технологии в деятельности музеев