Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение информационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем. Выявить и оценить степень важности работы с музейной аудиторией через Интернет.
Объект исследования: процесс внедрения информационных технологий в музейной деятельности.
Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.
Гипотеза: повышение эффективности деятельности музеев в процессе внедрения информационных технологий возможно, если:
используются международные знания и опыт;
используются методики поэтапного внедрения;
определяется последовательность этапов и достижения;
В переходах между залами, в коридорах, на лестничных площадках музея киоски помогут посетителям определить свое местонахождение и выбрать дальнейшее направление осмотра.
Киоск, установленный непосредственно поблизости от экспозиции или в самом зале, может показывать изображения экспонатов, предоставлять подробную информацию о каждом из них, а также информацию об экспонатах, не представленных на экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки.
Определенный интерес может представлять комплекс, в котором сенсорный киоск соединен с проекционным экраном. С помощью такого комплекса посетители могут самостоятельно или под руководством экскурсовода не только просматривать мультимедиа-презентацию на сенсорном киоске, но и выводить ее на плазменную панель или через проектор – на экран большего размера. Такой комплекс может быть установлен, например, в фойе музея или в специальном зале.
Электронные гиды все более широко используются в сфере экскурсионного обслуживания посетителей музеев. Мы уже привыкли к тому, что при входе в музей посетителю предлагают наушники с плеером, в котором установлена запись стандартной экскурсии по музею. Сегодня эти устройства уходят в прошлое, а их заменяют электронные аудио и видео гиды; о некоторых из них речь пойдет ниже.
Современные цифровые аудио системы
для посетителей просты и надежны
в эксплуатации и в обращении,
они позволяют оказывать широкий
круг услуг, как для индивидуальных,
так и групповых посетителей.
Системы имеют возможность
До недавнего времени «виртуальные выставки» на сайтах отечественных музеев представляли собой электронные публикации, к сожалению не всегда учитывающие требования и стандарты, которые принято соблюдать в традиционных публикациях. Их появления было связано с желанием представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей, и проблемы названия на этот момент не возникало. Очевидно, что сложившийся образ «виртуальных выставок» имеет свои причины, одной из которых является отсутствие ясных и обоснованных целей их разработки. Необходимо было время для теоретического осмысления новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Качественный скачок произошел в 2007 году, когда на сайте Государственной Третьяковской галереи «открылась» выставка, посвященная творчеству М.А. Врубеля. Проект, ставший победителем в 2005 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», объединил специалистов музеев-держателей произведений М.А. Врубеля из России, Украины и Белоруссии. Авторы поставили перед собой сложную задачу создания в виртуальном пространстве музейной выставки, собранной по крупицам из разных источников и конкурентоспособной реальным выставкам. Привлечение профессиональных исполнителей (искусствоведов, дизайнеров, программистов и т.д.) позволило в рекордно короткий срок реализовать уникальный проект.
Разнообразные по тематике, дизайнерским решениям, использующие многие средства мультимедиа, «виртуальные выставки» успешно выполняют отдельные функции реальных выставок: функцию публикации музейных коллекций и научно-просветительскую, хотя реальный музейный предмет в них отсутствует, а есть лишь его электронная копия.
Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в сети Интернет.
Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад. [30]
Виртуальные экскурсии по музеям мира представляют собой интерес, в первую очередь, для современной молодежи, людей с ограниченными возможностями, для слоев населения с недостатком финансовых средств. Здесь виртуальные экскурсии, можно сказать, незаменимы.
Явление виртуальных проектов музейной и выставочной деятельности в современном меняющемся мире, безусловно, необходимо и важно. Общество развивается, человек приобретает новые потребности в способах восприятия информации, и организации, желающие донести эту информацию до конечного потребителя должны считаться с этим, создавая все новые и новые формы демонстрации. Искусство было и будет всегда, и приобщить к нему молодое поколение – важнейшая задача таких просветительских организаций, как музеи, библиотеки и т.п. Выставочным компаниям всегда нужны свои экспоненты, и, если привлечь их могут новые способы, базирующиеся на новых технологиях, что ж – это еще один шанс развиваться.
В наши дни музейный сайт стал необходимым аксессуаром для большинства музеев. Посмотрим, как накопленный информационный ресурс музея, т.е. база данных, возникшая в процессе эксплуатации музейной автоматизированной информационной системы, может способствовать его процветанию.
Существует не обсуждаемый закон: сайт должен постоянно обновляться. Возможностей обновления сайта не так уж и много. Это своевременное анонсирование музейных событий, в целях обновления можно менять интерфейс, добавлять новые разделы, переделывать саму структуру сайта. Все это весьма дорогостоящие действия, ибо требуют привлечения высокооплачиваемых специалистов, таких, как web-дизайнеры, web-программисты и т.д. Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование на их основе электронных каталогов. При создании таких каталогов описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации. Поскольку полиграфические услуги достаточно дороги, такая форма издания становится все более заманчивой для музеев. Кроме дешевизны, у электронных изданий есть еще и другие привлекательные стороны это потенциальный «круг читателей». Тираж издания в Интернет бесконечно велик, у полиграфического же издания он всегда конечен. Электронные каталоги, могут быть в любой момент легко обновлены, это публикация, которую всегда можно считать незавершенной.
Подготовка Интернет-изданий на основе информационных ресурсов музея влечет за собой более интенсивный ввод описаний музейных предметов в базу данных, а так же гарантирует высокое качество этих самых описаний, ведь к публикациям в наших музеях привыкли относиться серьезно. Один из побудительных мотивов к обновлению сайта - стремление заставить пользователя не ограничиваться одним его посещением. В этом отношении сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов, с возможностью построения к ним различных запросов обладают, если так можно выразиться, эффектом постоянной новизны. Они очень динамичны, меняя запрос, пользователь каждый раз получает новый результат, максимально задействовано такое мощное средство, как интерактивность. Посетитель сайта имеет только одну возможность: перед походом в режим запросов ознакомится с обычно существующим на любом музейном сайте разделом «О коллекции». Такой раздел создается на основе традиционных представлений сотрудников о своем музее, с упоминанием, на основе тех же представлений, наиболее значимых разделов коллекции, имен и отдельных произведений. Если в основании сайта находится база данных, появляется возможность создания некоего динамического, интерактивного аналога такого раздела.[26]
Со всех точек зрения, сайты, в основу которого положены информационные ресурсы музея, оказываются в выигрыше перед своими более статичными собратьями. Хочется верить, что в недалеком будущем мы будем наблюдать не только процесс, когда накопление ресурсов становится побудительным мотивом для представления большей части коллекции музея в Интернет, а наоборот, желание представить свою коллекцию как можно более полно, будет стимулировать рост информационных ресурсов.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по использованию информационных технологий в деятельность музеев.
2.1. Методическая разработка экскурсии в Белорецком историко-краеведческом музее с использованием информационных технологий.
В мою задачу входило: разработать и претворить в жизнь экскурсию по Белорецкому историко-краеведческому музею с использованием информационных технологий.
Цели экскурсии:
- вызвать чувство гордости за людей, приумножающих славу русского металла, за свою малую родину, воспитать чувство патриотизма.
Задачи экскурсии:
- узнать о возникновении заводов Белоречья и города Белорецка;
- расширение кругозора и получение дополнительного материала.
Технологическая карта экскурсии
1 |
Название. |
«Заводы Белоречья» |
2 |
Вид экскурсии. |
Музейная. |
3 |
Тема экскурсии. |
Историческая. |
4 |
Состав экскурсантов. |
Для детей среднего и старшего школьного возрастов, для взрослой аудитории, для групп и одиночных посетителей. |
5 |
Продолжительность. |
1 час (академический). |
План экскурсии.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас в Белорецком историко- краеведческом музее.
Меня зовут Татьяна
Кожевникова. Я проведу
- внимательно слушать и не перебивать экскурсовода;
- все возникающие вопросы задавать после экскурсии;
- не разговаривать, не жевать во время экскурсии;
- экспонаты руками не трогать.
Я надеюсь, вам понравится наша экскурсия, и в вашем сердце вспыхнет любовь к родному краю, возникнет чувство гордости за людей, приумножающих славу русского металла.
(Звучит песня работных людей)
Славен, славен Белорецкий наш завод,
Что у Белой у реки в горах стоит.
Любо, любо слышать нам хвалу
Про железо наше соболиное,
Что по всей Руси развозится,
За горой – морями ценится.
История завода тесно переплетается с историей города. В нашем музее собран богатый материал в виде экспонатов, документов, фотографий. Я приглашаю вас посетить зал «Белорецких заводов».
Белорецкий железоделательный завод Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии был основан в 1762 году купцами Твердышевым и Мясниковым.
Существует легенда об основании. Приехал как–то Иван Твердышев на Южный Урал, чтобы купить башкирской земли для постройки завода. Увидел удобное местечко на реке Белой, рядом было много залежей железной руды, стояли глухие леса, и решил, что лучшего места для завода ему не сыскать. Обратился он к баю Баиму продать ему кусок земли, которую накроет шкура быка за 300 серебряных монет. В подарок принес ему большой чугунный котел и топор. Иван пошел на хитрость, разрезав шкуру быка на тонкие ремешки покрыл, ими большую площадь земли для будущего завода. В действительности же, 8 декабря Берг – коллегия выдала разрешение на постройку завода, а 18 июля следующего года в Уфе Иван Твердышев со старшиной Катайской волости Даутом Еналиным оформляет купчую на 40 тыс. десятин за 240 рублей. Эта дата стала официальной датой рождения завода (во время рассказа на большом экране меняются картины того времени, отражающие жизнь русских и башкир, звучат башкирские народные песни).
В процессе строительства завода реку Белую запрудили. Большая плотина образовала водоем почти в 4 кв. версты. От пруда к заводу прорыли глубокий канал. Вода текла по ларям, падала на перья деревянных колес, окованных железом, и вращала боевые валы механизмов. Ниже плотины располагалась заводская площадка с промышленным сооружением. Силой воды приводились в действия: воздуходувные средства доменных печей, состоящую из клинчатых кожаных мехов; приводы молотов и дутьевые средства кричных горнов и нагревательных печей. Доменные печи ставились попарно с одним общим литейным двором. Печи работали поочередно, так как требовали частого ремонта. Часть выплавленного чугуна шла на литье, а основная масса поступала в дальнейший передел на железо, осуществляющейся на «молотовой» фабрике. Чугун в кричных горнах, работавших тоже на древесном угле, обезуглероживался, а образовавшееся железо, перемешенное со шлаком, сваривалось в бесформенную крицу весом 8-10 пудов. Белорецкое железо, выплавляемое из чистых руд на древесном угле, славилось своим высоким качеством, не раз занимало первые места на мировых ярмарках, получая самые высокие награды, и поэтому называлось «соболиным железом». Сейчас на гербе города Белорецка мы видим золотого восстающего соболя, держащего в передних лапах серебряный молот (демонстрируется проекционное изображение герба города). С пуском завода каждую осень и зиму строили большие досчатые барки. Весной их грузили чугуном и железом, паводковые воды заливали гавань и поднимали груженые барки, которые выводили в главное русло реки и сплавляли караванами в Центральную Россию на Нижегородскую и Лаишевскую ярмарки. Первый караван барок из Белорецка отправили весной 1768 г. И с тех пор река Белая 146 лет подряд была единственной магистралью завода (на экране демонстрируются виртуальные картины сплава железа по реке Белая). Из Тирляна ходили караваны верблюдов на Троицкую ярмарку и в Среднюю Азию. Первая узкоколейная линия железной дороги появилась только в 1913 году (на экране демонстрируются фотографии железной дороги).
Информация о работе Информационные технологии в деятельности музеев