Историческое развитие индустрии гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:55, доклад

Описание работы

Впервые индустрия гостеприимства появилась еще во времена Античности. Первое документальное подтверждение существования индустрии гостеприимства зафиксировано в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.
Одним из документов, подтверждающих существование индустрии гостеприимства в древних государствах, является Кодекс вавилонского царя Хаммурапи

Файлы: 1 файл

Историческое развитие индустрии гостеприимства.docx

— 126.05 Кб (Скачать файл)

стиль.

К 1852 г каждый первоклассный отель в Америке имел своего французского шеф-

повара. Хотя в душе американцы не одобряли «причудливую» французскую кухню с

ее суфле и соусами, но как завсегдатаи этих ресторанов, они ни за что не

признались бы в этом. В гостиницах вводится так называемый «европейский план»

организации оплаты за гостиничные услуги, согласно которому гости платят не

за номер плюс питание, а только за номер, что позволяет им заказывать блюда

a la carte в ресторане отеля самим или питаться где-нибудь еще, если им так

больше нравится.

В 1876 г. Фред Харвей открыл свой первый ресторан на втором этаже вокзала в

г. Топика (столица Канзаса) на железнодорожной ветке Топика — Санта-Фе. Его

ресторан выгодно отличался от всех заведений такого рода хорошей, аппетитно

приготовленной пищей, чистотой скатертей и вежливым обслуживанием.

Бизнес Харвея процветал. Позже, но в том же году, в городе Флоренс (штат

Канзас), расположенном на той же железной дороге, ведущей в Санта-Фе, Харвей

открыл свою первую гостиницу. В период с 1880 по 1890 гг. через каждые 100

миль по этой дороге открывались все новые и новые «Дома Харвея». Они

славились не только сносными условиями проживания, беспрецедентными обедами

из семи блюд и вежливыми официантами, но и знаменитыми «девушками Харвея».

Обслуживающий персонал был поистине замечательный: симпатичные, вышколенные

девушки из лучших домов Восточного побережья.

Во второй половине XIX века под меню стали понимать перечни закусок, блюд

для конкретных завтраков, обедов или ужинов на любых предприятиях питания.

Они могли меняться через день, неделю, месяц, год. Таким образом, можно

считать, что во второй половине XIX века начало использоваться меню "а ля

карт" (a la carte) и клиенты получили право выбирать по вкусу любое блюдо из

предложенного ему списка.

Таким образом, за XIX столетие в индустрии гостеприимства появилось гораздо

больше новшеств, чем за всю ее предыдущую историю. В престижных ресторанах

Западного мира, собиравших прежде исключительно мужскую компанию, стали

обедать и женщины. Знаменитый Цезарь Ритц, чья фамилия превратилась в

нарицательное имя, став синонимом роскоши, сделал обеды в лондонском Savoy

непременным атрибутом светской жизни для представителей обоих полов. Не

столь обеспеченная часть населения посещала grill room (маленький ресторан

или комната в ресторане, где подавались блюда из жареного мяса или рыбы) —

тоже чисто английское изобретение, где можно было пообедать в непринужденной,

дружеской обстановке.

В XIX в. были изобретены способы сохранять пищу путем консервирования и

вакуумной упаковки, что позволило готовить любые кулинарные деликатесы

независимо от сезона. К этому важному изобретению причастен сам Наполеон /,

выплативший в 1809 г. человеку по имени Николя Апперт вознаграждение в сумме

12 тыс. франков (почти четверть  миллиона долларов по современному  курсу) за

предложенный им способ сохранять пищевые продукты от порчи, стерилизуя их в

плотно закрытых стеклянных банках путем нагревания.

XIX век и начало XX оставили  заметный след в истории развития гостиничного

дела в России. В этот период были построены известные гостиничные

предприятия, отдельные из которых продолжают успешно функционировать и в

настоящее время. Следует отметить, что в основном они соответствовали

европейской концепции с точки зрения как архитектуры и интерьера, так и

предлагаемого обслуживания.

Чисто русский тип заведений, не имевший аналогов за рубежом, представляли собой

чайные. Появились они в XIX веке при Александре II в Тверской губернии и

с первых же дней были поставлены в особые условия: для них установили

минимальную арендную плату, очень низкую ставку налога и "демократический"

режим работы (они имели право открываться с 5.00 утра). В Петербурге первая

чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем они появились в Москве и в

других городах России. Чайные быстро завоевали популярность. Вначале их

открывали на рабочих окраинах, затем около рынков и стоянок извозчиков.

                                  XX век                                 

В двадцатом веке индустрия гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой

области остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы

организации гостиничного хозяйства, например объединение в гостиничные цепи.

Значительные изменения происходят и в ресторанном бизнесе.

В 1921 г Уолтер Эндерсон и Билли Ингрэм основали сеть гамбургерных

закусочных, которую они назвали White Castle (Белая крепость). Это название

они выбрали потому, что белый цвет символизирует чистоту, а крепость -

основательность и надежность. Белые оштукатуренные стены закусочных сразу

привлекли к себе внимание, хотя за ними посетитель мог увидеть лишь небольшое

помещение с несколькими стульями, да плиту со сковородками для поджаривания

гамбургеров. От клиентов не было отбоя, и за следующих 10 лет сеть White

Castle расширилась до 115 заведений.

В 1927 г. вместе со своей женой Уиллард Марриотт начал продавать пиво A&W

Root Beer в киоске, который он сам построил, в Вашингтоне, столице страны.

Однако этот бизнес шел вяло, особенно когда наступали холода, поэтому Марриотт

решил добавить в ассортимент киоска горячие блюда и переименовал свой киоск в

Hot Shoppe (горячие блюда на продажу). Идея сработала, и к тридцати годам

Марриотт стал миллионером.

В 1927 г. открылась первая придорожная закусочная Hot Shoppe and root beer,

принадлежавшая компании Marriott. Примерно в это же время по всей Америке

начали создаваться рестораны быстрого обслуживания и заведения, в которых

проезжающие обслуживались, не выходя из своей машины. Эти заведения получили

название «драйв-ин» (drive in — заезжай во двор), и автомобилисты назвали

этот способ обслуживания «car hopping» (вскакивание на подножку): чтобы

принять заказ, официант вскакивал на подножку автомобиля. Драйв-ины стали

неотъемлемой частью американского образа жизни и одним из излюбленных мест

для общения.

После краха биржи в 1929 г. и Великой депрессии Америка начала приходить в

себя лишь к середине 30-х годов, находя утешение в элегантной роскоши обедов

«а ля Фред Астер». В 1934 г. открылся ресторан The Raim Room. Этот шикарный

ресторан боролся за возвращение Нью-Йорку репутации столицы богатства и

роскоши.

В 1937 г. открылся ресторан Trader Vic's. Хотя идея его создания была

заимствована у другого ресторана, известного под названием Beachcomber, он

имел большой успех, привлекая элитную публику своим полинезийским колоритом.

Владелец ресторана Вик даже изобрел новый экзотический коктейль, который

назвал «май-тай», который приобрел большую популярность у посетителей.

Среди посетителей Всемирной ярмарки 1939 г. ресторан Le Pavillion France

пользовался такой известностью, что позднее ресторан с аналогичным названием

открылся в Нью-Йорке.

В 1959 г. в Америке открылся первый элегантный ресторан, не подражающий

французским образцам, — Four Seasons. Он вобрал в себя весь предыдущий опыт

ресторанного дела, и все в нем, от просторного помещения до столовых

аксессуаров, создавало ощущение гармонии.

Ресторан Four Seasons отличался от других своим сезонным меню (об этом

говорит и его название), современной архитектурой и внутренним интерьером,

воплощающим тему искусства. Его создатель Джо Баум понимал, что люди ходят в

ресторан не только поесть, но и пообщаться друг с другом. Рестораны

существуют для того, чтобы их посетители получали удовольствие от того и

другого, и мерой успеха ресторана может служить только один фактор —

насколько хорошо он удовлетворяет эту потребность в удовольствиях.

В настоящее время Four Seasons владеет и управляет сорока одним отелем и

продолжает строить планы развития гостиничного и ресторанного бизнеса в

разных странах мира.

В 1970-е годы в индустрии гостеприимства появились новые типы заведений,

например, Тасо Bell, TGI Friday's, Houston's и Red Lobster — в ресторанном

деле и Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns — в гостиничном. Такие

корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton,

Hilton, Radisson Ramada и другие сетевые структуры высшего класса, начали

активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами.

В России в 1911—1912 годах по проекту архитектора Лидваля была построена

гостиница "Астория", считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-

Петербурга. При ней был открыт ресторан с французской кухней.

К концу XIX века в Москве функционировали такие популярные гостиницы, как

"Дюссо", "Славянский базар", "Дрезден", "Париж", "Англия", "Германия",

"Север", "Лоскутная", "Гранд-отель", "Европа", "Берлин" и др. В первые годы

XX века в Москве были  построены гостиницы высочайшего класса: "Метрополь"

(строился в 1899—1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта с участием

Л. Кекушева и А. Эрихсона), "Боярский двор" (1901 год, архитектор Шехтель),

"Националь" (1902 год, архитектор  А. Иванов).

После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована.

Многие гостиницы были перепрофилированы (например, гостиница «Астория» в

Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и

крестьянских депутатов, а «Националь» в Москве – местом размещения

правительства). Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной

экономики, и поэтому происходит отказ от любой прибыли, и доходы от

гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности.

В советском государстве полностью отсутствовала возможность индивидуального

выбора средств размещения. Граждане СССР и иностранцы обслуживались по разным

стандартам. Велика была роль государственного планирования, цены на

размещения были приемлемыми

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб индустрии гостеприимства

СССР, поскольку районы с наибольшим числом гостиниц оказались под оккупацией.

Однако начиная с 1950 года начинается широкомасштабное строительство новых

гостиниц.

В настоящее время к тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства

относятся:

1. Углубление специализации  гостиничного и ресторанного  предложения.

2.  Образование международных  гостиничных и ресторанных цепей.

3.                  Развитие сети малых предприятий.

4.                  Внедрение в индустрию гостеприимства  компьютерных

технологий.

 


Информация о работе Историческое развитие индустрии гостеприимства