Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа
Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий общественного питания также отражает степень экономического развития той или иной страны. В свою очередь, степень развития экономики отражается в доходах населения и в его желании потратить некоторую их часть на предлагаемые услуги, в том числе и услуги предприятий общественного питания.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Историческое развитие ресторанного дела
1.1 История русской ресторации ………………………………………………5
1.2 История зарубежной ресторации…………………………………………...9
1.3 Понятие ресторанного рынка и ресторанного бизнеса…………………..14
1.4 Тенденции и закономерности развития отечественной и зарубежной ресторации
2. Современное определение комплекса услуг предприятий питания……....17
2.1. Типы предприятий общественного питания……………………………...19
2.2. Услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания……21
2.3 Реклама и ее роль в деятельности ресторана………………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..28
За рубежом характерна организация ресторанов малой мощности, большое развитие получили тематические рестораны национальных кухонь. В США большой популярностью пользуются китайская и японская кухня. Особое внимание зарубежные рестораторы обращают на составление карты вин. За рубежом длительное время в ресторанах работали сомелье, в функции которых входили подбор, закупка и продажа вин потребителям непосредственно в ресторане при заказе.
К прогрессивным формам обслуживания во всем мире относятся бранч и бизнес-ланч.
Многие ведущие гостиницы
и клубы очень активно
Ассортимент без ограничений: блюда, алкоголь и прохладительные напитки, десерты, чай, кофе. Получили распространение также и «семейные» бранчи. Пока родители наслаждаются едой и благородными напитками, дети находятся под присмотром каких-либо сказочных персонажей. В детской комнате, оборудованной в одном из отдельных кабинетов ресторана, имеется огромное количество разнообразных игрушек, телевизоры с лучшими мультфильмами, компьютеры с выходом в Интернет.
Бизнес-ланч предлагается за 20$ и включает:
- салат, меняющийся ежедневно.
- второе блюдо на выбор.
Меню бизнес-ланча ограниченно.
За рубежом широко практикуется открытие ресторанов при супермаркетах. Так, например, в Европе и США почти каждый магазин французской фирмы “Нувель Галери” имеет в своём составе, так называемый, экспресс-ресторан.
Работа таких магазинов организована следующим образом: вход и выход в зал раздельные. Вход через турникет, который открывает и закрывает швейцар в зависимости от свободных мест в залах. При этом потребителей обслуживают и за барной стойкой, которая имеет до 40 мест и рассчитана на двух барменов-официантов. С 11.30 до 14.30 часов предлагаются обеденные меню: салаты, закуски, заказные блюда, десерты, кондитерские изделия, мороженое, холодные и горячие напитки. Ежедневно 2-3 фирменных блюда, наименование которых высвечивается на табло в зале перед барными стойками или у входа в ресторан. После 14.30 часов экспресс-рестораны работают как чайные салоны. Предлагается чай, кондитерские изделия, мороженое и т.д. Каждую стойку обслуживает один официант. Все блюда пронумерованы и официант при заказе нажимает кнопку с номером блюда, и его готовят в цехе, а потом подают по конвейеру. Таким образом, обед в экспресс-ресторане занимает 20 минут.
Есть ещё при супермаркетах рестораны самообслуживания. Например, при универсаме “Дикенс энд Джонс” в городе Ричмонд (Англия) такие рестораны организовываются для богатых покупателей универмага. Группа служащих ресторана определила, что посетители в основном-люди полной комплекции, следящие за своим весом. Отсюда был сделан вывод, что необходимо готовить низкокалорийные блюда, кроме того было установлено, что 70% заказывают салаты и холодные закуски, а 30% горячие блюда. Это предопределило состав помещений и их площадь. Ресторан располагается на третьем этаже и имеет два обеденных зала на 160 и 60 мест.
2. Современное определение услуг предприятий питания.
2.1. Типы предприятий общественного питания
Существующий стандарт
(ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию
предприятий общественного
Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
Тип предприятия общественного
питания определяется характерными
особенностями обслуживания, ассортиментом
реализуемой кулинарии
- ассортимент
реализуемой продукции, ее
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно- планировочное решение и т. д.);
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.);
- номенклатуру предоставляемых потребителем услуг.
Класс предприятия общественного
питания определяется отличается совокупностью
признаков предприятия
Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных пре5дпринимателей, предоставляются следующие услуги:
- питание;
- изготовление
кулинарной продукции и
- организация потребления и обслуживания;
- реализация кулинарной продукции;
- информационно-консультативные;
- прочие.
Услуги питания включают услуги по изготовлению кулинарной продукции и услуги по созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе; столовой; закусочной.
В соответствии с вышеперечисленными основными типами предприятий общественного питания предлагается рассмотреть услуги, ими предоставляемые.
Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и вино-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.
Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.
Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного изготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.
2.2. Услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания
Различные типы предприятий
общественного питания
- организация
и обслуживание: торжеств, семейных
обедов и ритуальных мероприяти
- услуги официанта (бармена) по обслуживанию на дому;
-доставка кулинарной
продукции, кондитерских
- бронирование
мест в зале предприятия
-продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;
- организация
рационального комплексного
Оказываются услуги и
по организации досуга клиентов предприятий
общественного питания (например, проведение
концертов, программ варьете в ресторанах);
информационно-консультативные
Прочие немаловажные услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания:
- продажа парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и т. п.;
- мелкий ремонт и чистка одежды;
упаковка
изделий, приобретенных на
- предоставление
потребителям телефонной и
- гарантированное
хранение личных вещей (
- вызов такси по заказу потребителя;
парковка личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия.
Перечень услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.
Услуги, предоставляемые
предприятиями общественного
2.3 Реклама и ее роль в деятельности ресторана.
Реклама ресторана – это краткая информация в яркой, образной, доходчивой форме, которая извещает о режиме работы предприятия питания, предоставляемых услугах, проводимых акциях, скидках или льготах.
Цель рекламы ресторана - удержать постоянных потребителей, уже сложившийся контингент и привлечь новых посетителей. Каждое предприятие должно отличаться неповторимым интерьером, разумными ценами, вкусной пищей и хорошим обслуживанием. Через рекламу в более широком смысле формируется общественная потребность в ресторанных услугах.
В качестве средств рекламы используется в последнее время СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), а также специальная печатная продукция (буклеты, листовки, календари) и сувениры (брелки, ручки, значки пр.).
Из форм внешней рекламы широко используется световая реклам, реклама, размещенная на фасадах зданий, и их окнах. Все рекламные действия дают конкретные преимущества перед другими предприятиями общественного питания. Планировать эту работу следует таким образом, чтобы проводимые мероприятия были направлены на увеличение продаж и получение прибыли.
Цель рекламы состоит в том, чтобы как можно больше потребителей узнало о ресторане в ограниченный отрезок времени.
Информационные поводы для рекламы:
Средства наружной рекламы достаточно широко используется ресторанами.