Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа
Актуальность работы обусловлена стремительным развитием экстремального туризма как перспективного направления развития регионального туризма, так как увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом.
По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Общество нуждается в щекочущих нервы развлечениях, как в наркотике. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ……………………………………..…………………………………………....7
1.1. Этапы разработки туристского маршрута………………………………………………...7
1.1.1. Классификация туристских маршрутов..............…………………………................7
1.1.2. Проектирование отдельных видов туристских услуг…….……………………….10
1.1.3. Организация походного и спортивного туризма………….……………………….15
1.2. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов……………….........................24
1.3. Развитие рынка экстремальных туристских услуг в России……....…...........................27
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТУРИСТСКИХ ФИРМ И АГЕНСТВ, ОРГАНИЗУЮЩИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ).....................................................................................................................36
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала……………..………..…….................................................36
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала…….…………………..…42
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала…….........................48
2.4. Оценка работы туристических фирм, организующих экстремальные путешествия в ЯНАО……………………………………………………………………………………………51
2.5. Влияние экстремального туризма на развитие региона………………………………...56
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЯРНОГО И ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА………………………………………………………………………………………….65
3.1. Актуальность разработки экстремальных туристских маршрутов…….........................65
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов………………………….………………...67
3.2.1. Лыжный маршрут «Из Европы в Азию и обратно»………………………………67
3.2.2. Лыжный поход в Южной части Полярного Урала……………………...…….…..77
3.3. Пеший маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)»………………………………………………….……………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….………………..98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….………………………....................101
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………………………………..105
проведение международных семинаров по развитию туризма.
Привлечению туристов в ЯНАО будут способствовать краеведческие публикации, рекламно-издательская деятельность. В 2007 году вышли в свет:
- Фотоальбом «Дикая природа Ямала»;
- Туристский путеводитель по ЯНАО;
- Фотоальбом «Ямальские Минералы»;
- Карты – схемы «Города ЯНАО»;
- Рекламные проспекты туристских фирм и гостиниц.
3. Развитие материально-технической инфраструктуры туризма, привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов, улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий предусматривается рядом относительно самостоятельных проектов. Каждый из этих проектов выполняется частными или муниципальными предприятиями за счет собственных ресурсов. Включение их в региональную Стратегия позволит привлечь дополнительные ресурсы и получить другие дополнительные возможности при реализации. В период реализации программы получат развитие и будут доступны для массового туриста все имеющиеся в ЯНАО туристские продукты. Создание туристских информационных центров в городах Салехард, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся туристские ресурсы. В числе новых объектов туризма и инфраструктуры:
- Пилотный регион экологического туризма в районе заповедников «Денежкин Камень» и «Вишерский»;
- Развитие зимнего туризма в горах Полярного и Приполярного Урала;
- Создание горнолыжной базы в п. Харп филиала горнолыжной школы «Олимпийского резерва»;
- Создание в городе Лабытнанги федерации горнолыжного туризма округа;
- Расширение открытого акционерного общества «Ямал-тур-сервис»;
- Сувенирное производство на основе народных промыслов.
Развитию туризма будут способствовать достижение целей в региональной политике развития транспорта. В частности, непосред-ственное отношение к увеличению потока приезжающих в ЯНАО людей имеют следующие «транспортные проекты»:
- в 1997 г. в Салехарде сдана в эксплуатацию, отстроенная с «нуля», взлетно-посадочная полоса для приема большегрузных самолетов почти всех типов, которой присвоен международный класс. В 1998 году сдан в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс с международными секторами. Изучается возможность превращения аэродромного и вокзального комплексов Салехарда в запасной и промежуточный пункты посадок для международных рейсов из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию, а также в Россию.
- Завершение строительства и благоустройства участка автомобильной дороги Надым – Салехард.
- Строительство мостового перехода через р. Обь.
- Открытие кемпингов, остановок для отдыха, автозаправочных станций и станций технического обслуживания автотранспорта, придорожных кафе и магазинов, организация торговли сувенирами и предметами первой необходимости, наличия почтово-телефонной связи и дорожной информации (знаки, путеводители, практические советы путешественникам).
4. Ресурсное обеспечение стратегии развития туризма. На реализацию подобной программы по оценкам Администрации Ямало-Ненецкого АО может потребоваться 20 млн. рублей. В качестве источников финансирования стратегии предусматриваются:
1) Средства из областного бюджета и внебюджетных фондов, в том числе:
- целевые средства на отдельные проекты и мероприятия;
- средства комитета по физкультуре, спорту и туризму ЯНАО;
- средства, выделяемых на природоохранные мероприятия;
- средства, выделяемых на здравоохранение, культуру и образование, коммуналь-ные обслуживание;
- предоставление налоговых кредитов под инвестиционные проекты;
- размещение госзаказов, способствующих развитию инфраструктуры;
- предоставление налоговых льгот;
- создание зон экономического развития.
2) Средства дорожных фондов на развитие дорожной сети, обустройство стоянок для отдыха, дорожные знаки и путеуказатели;
3) Средства фонда занятости -(целевым назначением на программы обучения и переподготовки кадров для туристической деятельности);
4) Международные источники для финансирования целевых мероприятий по двусторонним международным соглашениям;
4) Корпоративные средства туристических фирм, предприятий транспорта и связи, промышленных предприятий;
5) Бюджетные и внебюджетные источники органов местного самоуправления;
6) Кредиты коммерческих банков;
7) Акционерный капитал заинтересованных инвесторов;
8) Добровольные пожертвования граждан и населения;
9) Не денежные источники: имущество, товары и услуги .
5. Организация управления и механизмы реализации. Предполагается, что заказчиком стратегии развития будет Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации ЯНАО. Оперативное управление и координацию выполнения отдельных мероприятий Стратегии осуществляют рабочие группы, в состав которых входят представители Администрации ЯНАО, Государственного фонда развития малого предпринимательства ЯНАО, руководителей туристических и других заинтересованных фирм.
Отбор исполнителей проектов по реализации мероприятий Стратегии, финансируемых из средств государственного бюджета, может осуществляться принципиально на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и порядком, установленным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Реализация проектов при долевом финансировании с коммерческими структурами на взаимовыгодных условиях будет осуществляется на основе соглашений и хозяйственных договоров согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.
6. Оценка эффективности реализации стратегии развития экстремального туризма:
Реализация мероприятий Стратегии позволит создать:
- туристскую отрасль как составную часть экономики ЯНАО;
- удовлетворить потребности отечественных и зарубежных туристов;
- увеличить численность занятых в сфере туризма и новых рабочих мест (в первую очередь в городах и районах со сложными хозяйственными условиями);
- расширить налогооблагаемую базу регионального и местных бюджетов;
- снизить уровень теневого оборота в сфере предпринимательства.
Рассмотрев состояние и перспективы развития туристической отрасли в регионе, можно сделать следующие выводы, что:
- в условиях социально-экономического и финансового кризиса, продолжающего развиваться в России, наблюдается дальнейшее ослабление туристической инфраструктуры, потеря кадрового состава предприятий туристской индустрии;
- в исполнительных органах власти территорий, перспективных в плане развития индустрии туризма не всегда присутствует понимание необходимости создания структурных подразделений, ответственных за весь комплекс вопросов, связанных с развитием индустрии туризма и превращения этой сферы в экономически доходную отрасль для регионов;
- отсутствуют целевые инвестиционные программы развития туристической отрасли;
- законодательным органам ЯНАО необходимо продолжить законотворческую работу по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития туристической индустрии на территории Полярного и Приполярного Урала;
- органам исполнительной власти ЯНАО необходимо формировать структурные подразделения, которые бы функционально занимались развитием индустрии туризма, управлением туристской отраслью на территории субъекта и создавали условия для ее перспективного развития и превращения туризма в доходную статью региональных бюджетов;
- представителям турбизнеса ЯНАО рекомендовать принять участие в международном проекте рабочей группы по туризму Форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое содружество» (АТЭС) – «Примеры социально-экономического развития туристско-ориентированных районов». А также принять участие в региональных и международных туристических выставках, представляя общеокружной турпродукт.
3.1. Актуальность разработки экстремальных туристских маршрутов
Экстремальный туризм один из самых перспективных видов туризма, который привлекает к себе всё больше людей. Появляются новые места для активного отдыха. Полярный Урал давно известен и пользуется популярностью среди горнолыжников и любителей-байдарочников. Сегодня ямальский туризм становится «организованной» частью досуга для многих любителей активного отдыха. Для привлечения туристов на Урал, необходимо подготовить программы и условия обслуживания не только такого же уровня, а в чем-то оригинальнее, чем международные образцы. Турист оплачивает новые ощущения и знакомство с неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и реализации. Проектируя турпродукт, предлагаемый в работе, учитывались местные возможности (туристские ресурсы), а также учитывалась возможность создания дополнительных аттрактивных ресурсов и мероприятий (шоу, фестивалей). Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той или иной местности.
Базис для разработки туристских программ: [25]
- живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;
- погодно-климатические условия;
- хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность, экологическая безопасность;
- комфортные и уютные гостиницы;
- здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;
- максимальная изолированность от шума;
- наличие естественных водоемов.
На основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей составляют программы обслуживания.
Описания маршрутов предназначены для фирм организаторов экстремальных походов, даны с примечаниями, в которых указаны мероприятия, требующиеся для переоборудования баз геологов в турбазы. Данные мероприятий должны обеспечить необходимый уровень комфортности на маршрутах.
Далее в работе рассмотрены лыжные и пеший маршруты.
Важной составляющей экстремальных туристских походов является транспорт. Передвижения по тундре, перемещения групп туристов, а также заброска снаряжения на большие расстояния осуществляется по средством специальной техники. Летом - это вездеходы на воздушной подушке, безопасные для тонкого почвенного покрова тундры с экологической точки зрения. Зимой - гусеничные вездеходы, снегоходы типа «Буран», оленьи упряжки.
Особое место принадлежит малой авиации. Скорая медицинская помощь осуществляется только вертолетами. Вертолеты и самолеты типа АН-2 используются как в горной местности, так и в тундре. Эта модель самолетов очень практична на лыжах – зимой и на водных лыжах - летом может осуществлять посадки в руслах рек, а также на поверхности озер.
У туристских фирм могут возникнуть затруднения с необходимым количеством техники, учитывая трудность ее доставки на места организованных туристских приютов. На территории Полярного и Приполярного Урала находится большое количество геологоразведочных баз, многие из которых ныне не действуют, в лучшем случае поддерживаются, а в основном заброшены, в связи с трудным экономическим положением предприятий и институтов, которым принадлежат базы. Там же находится и спецтранспорт – вездеходы, снегоходы. Данное обстоятельство делает экономически выгодной как небольшой турфирмы, так и владельцам баз аренду пустующих помещений для организации туристских приютов (баз) и спецтехники. Авиация арендовывается у местной авиакомпании «Ямал», также имеется у геологоразведочных предприятий.
Вставить про анкетирование
3.3. Пеший маршрут «По тундре, по железной дороге...
(красоты природы и ужасы ГУЛАГа)»
Этот маршрут является наиболее интересным, в этом проекте учтены противоречивые особенности ЯНАО: с одной стороны - красивейшие природные уголки, которые открывают возможности для развития познавательного и экстремального туризма. С другой - трагические страницы истории Севера, связанные с периодом политических репрессий. Маршрут пройдет по местам-памятникам природы и культуры и по территориям бывших лагерей.
Нитка маршрута составлена на основе отчета о прохождении экспедиции, состоящей из членов Комитета по делам молодежи администрации ЯНАО, направленной в данный район с целью снять документальный фильм об уходящих в небытие сталинских лагерях, а также сбор отчетов о походах неорганизованных туристов-экстремальщиков.
История 501-й стройки. Полвека назад, в 1948-м, тогдашним советским руководством было принято "историческое решение" о строительстве трансполярной магистрали - железной дороги Чум - Салехард - Игарка. Это было вызвано тем, что надо было связать глубоководный морской порт в географическом центре страны, в Игарке, с ж/д. системой СССР; надо было облегчить вывоз никеля из Норильска и дать работу сотням тысяч заключенных, переполнивших лагеря и тюрьмы. И вот по безлюдным просторам тундры, от Оби и Енисея, потянулись навстречу друг другу колонны заключенных. Западная часть дороги стала 501-й стройкой ГУЛАГа, восточная - 503-й.