Этапы разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

ü   проверить целесообразность использования намеченных объектов показа

ü   выбрать лучшие точки для  показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы

ü   выбрать методику ознакомления с объектом

8 этап: Подготовка контрольного  текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое  количество фактического материала, наличие  информации по теме, полное раскрытие  темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой  темы и выполняет контрольные  функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ  с учетом требований данного  текста.

Контрольный текст в большинстве  случаев содержит хронологическое  изложение материала. Этот текст  не отражает структуры экскурсии  и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала  по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный  текст является тщательно подобранным  и выверенным по источникам материалом.

На основе контрольного текста могут  быть созданы варианты экскурсий  на ту же тему, в том числе для  детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный  текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается  составлением схемы маршрута экскурсии  с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами  показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких  участках рассматривается та или  иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

Окончательная разработанная схема  маршрута должна быть согласована с  соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается  на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

9 этап: Комплектование «Портфеля  экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать  недостающие звенья зрительного  ряда. Это особенно важно в тех  случаях, когда объекты показа дошли  до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение  к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы,

геологические образцы, магнитофонные  записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию  зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий  на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев отбора наглядных  пособий принимается следующее:

ü   необходимость и целесообразность их использования

ü   познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие  может обогатить экскурсию, сделать  показ и рассказ более наглядными и понятными

ü   необычность

ü   выразительность

ü   сохранность

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода»  должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так  как в этом случае пособия будут  отвлекать экскурсантов от осмотра  подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

10 этап: Определение методических  приемов проведения экскурсии

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

- Отбора наиболее эффективных  методических приемов для освещения  подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

- Определения приемов сохранения  внимания экскурсантов и активизации  процесса восприятия экскурсионного  материала

- Выработка рекомендаций по  использованию выразительных средств в речи экскурсовода

- Отбора правил техники ведения  экскурсии

11 этап: Определение техники ведения  экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы  экскурсионного процесса. На этом этапе  важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного  на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса

12 этап: Составление методической  разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует  применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной  методики с учетом особенностей демонстрируемых  объектов и содержания излагаемого  материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия  темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и  рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ  и показ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе располагаются  данные: наименование экскурсионного  учреждения, название темы экскурсии,  вид экскурсии, протяженность  маршрута, продолжительность в академических  часах, состав экскурсантов, фамилии  и должности составителей, дата  утверждения экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения.

- на следующей странице излагается  цель и задачи экскурсии, схема  маршрута с указанием объектов  и остановок во время экскурсии.

 Методическая разработка состоит  из трех разделов: вступления, основной  части и заключения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Технологическая карта экскурсии  представляет собой итоговый документ, который составляется в конце  творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдаче  приемной комиссии во время проведения пробной  экскурсии. В ней указывается  тема, цель, задачи, оптимальный вариант  маршрута, его протяженность и  продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

Кроме того, экскурсионная карта  экскурсии представляет собой основной документ, который требует при  сертификации туристско-экскурсионной  организации, претендующей на ведение  экскурсионной деятельности.

Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии _______________________________________________

Продолжительность (час)_______________________________________

Протяженность (км)____________________________________________

Автор-разработчик_____________________________________________

автор, коллектив авторов, предприятия

Содержание экскурсии_________________________________________

_____________________________________________________________

Маршрут экскурсии, в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)

_____________________________________________________________

Участки (этапы) перемещения по маршруту Места остановок Объект показа Продолжительность  Основное содержание информации Указания по организации Методические указания

1 2 3 4 5 6 7

Технологическая карта так же, как  и сама экскурсия, состоит из трех частей: вступления, основной части  и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами  и располагаются в карте до и после графически оформленной  основной части экскурсии. В них  даются лаконичные указания о том, что  обязательно должен сообщить экскурсовод  группе о самой экскурсии, чтобы  привлечь внимание ее участников к  объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа.

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончании I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без  выхода экскурсантов или предусматривается  остановка на пешеходной экскурсии.

В графе «Объекты показа» перечисляют  те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или  передвижения группы к следующей  остановке. В загородной экскурсии  объектами показа могут быть в  целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части. В городской  экскурсии объектами показа могут  быть улица и площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания»  помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенические  требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к  экскурсантам по охране природы и  правили противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила  передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с  целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации  предприятия, обязательные правила  поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы  в рассказе и показе.

Графа «Методические указания»  определяет направление всего документа, формулирует основные требования к  экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов.

13 этап: Прием и сдача экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного  «портфеля экскурсовода» и карты-схемы  маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии  поручается руководителю творческой группы. В приеме экскурсии принимают  участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены  творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также  руководители других секций.

Прием экскурсии носит деловой  характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления  недочетов.

14 этап: Утверждение экскурсии

При положительном заключении о  контрольном тексте и методической разработке, а также на основании  расчета стоимости и определения  нормы прибыли новой экскурсии  руководителем новой экскурсионной  темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в  разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического  отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию  в обычном порядке. Экскурсоводы допускаются к проведению экскурсии  только при наличии у них индивидуального  текста после издания и прослушивания  соответствующего приказа.

Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы