Этапы разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Методика проведения экскурсий  направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две  группы - приемы показа и приемы рассказа.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим  образом:

- приемы непосредственного ведения  экскурсии: показ и рассказ

- приемы, направленные на создание  условий для эффективного проведения  экскурсии.

1.         показ  в экскурсии

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими  объектами одновременно.

Показ на экскурсиях – многоплановый  процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в  определенной последовательности, с  конкретной целью.

Особенностью показа является способность  обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность  сделать явным, очевидным то, что  незаметно при первом взгляде  на предмет.

Эффективность наглядности зависит  от организации показа объектов, правильного  их наблюдения экскурсантами. Человек  на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

ü   Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей

ü   Ознакомления экскурсантов с  экспонатами «портфеля экскурсовода»

ü   Показа под руководством экскурсовода других приемов

Задача показа на экскурсии состоят  в следующем:

ü   Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами

ü   Показать объекты, которых  уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

ü   Показать историческое событие, которое происходило на данном месте

ü   Показать действия исторического  деятеля

ü   Показать объект таким, каким  он был в период описываемого события

Условия необходимые для показа объекта:

ü   Правильно выбранные точки  показа

ü   Время, более выгодное для  показа

ü   Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких  от темы

ü   Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. экскурсовод определяет, что за  предмет показывается экскурсантам  Определение 

2. экскурсовод объясняет, что  собой представляет объект Характеристика 

3. экскурсовод говорит о назначении  объекта Цель создания 

4. экскурсовод рассматривает отдельные  части объекта Экскурсионный  анализ, сравнение 

5. Экскурсовод называет автора  памятника, архитектора здания  Справка 

6. Экскурсовод рассказывает о  событии, связанном с объектом, его значение Оценка исторического  события 

Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается  наилучший вид вдаль.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который  объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся  на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень  наблюдения объекта. Существуют два  варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали.          После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

ü   составить представление  об исторической местности, где происходили  события

ü   представить данный объект в естественной обстановке

ü   дать определенную оценку объекту

ü   получить представление о  его природном окружении

Второй вариант использования  приема предварительного осмотра состоит  в том, что началом служит краткое  вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть  в ходе наблюдения объекта, какие  его качества и конкретные особенности  рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность  экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут  быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается  панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного  показа состоит в том, что в  поле зрения экскурсантов попадает много  объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается  первоначальный облик исторического  здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили  военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с  жизнью и деятельностью государственных  деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность  зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое  произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического  приема реконструкции. Экскурсовод, используя  прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик  нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием  дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения  из целого каких-либо частей с целью  последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия  темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении.

Прием зрительного сравнения. В  экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно  воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных  предметов или частей одного объекта  с другим, находящимся перед глазами  экскурсантов.

Прием интеграции построен на объединении  отдельных частей наблюдаемого объекта  в единое целое. Действие методического  приема интеграции в экскурсии связано  с методом синтеза – соединение отдельных частей, деталей, обобщения  разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан  на действии одного из общих методов  научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

- данного объекта с фотографией  или рисунком другого аналогичного  объекта

- наблюдаемого объекта с теми  объектами, которые экскурсанты  наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод  ставит перед экскурсантами два  объекта, причем, только один из них  находится перед глазами.

Прием переключения внимания. После  наблюдения объекта экскурсанты  по предложению экскурсовода переносят  свой взгляд на другой объект. Наличие  контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше  понять первоначально наблюдаемый  объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью  лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и  т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных  объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. 

Другой вариант движения как  методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При наличии  на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая  на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна  хорошо и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

Рассказ – это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения  и пояснения, которые экскурсовод  дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

Рассказ экскурсовода выполняет две  задачи: комментирует, поясняет, дополняет  увиденное; реконструирует, восстанавливает  то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это  звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением  требований устной публичной речи и  представляющий образец монологической речи.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:

1.         Зависимость  рассказа от скорости передвижения  группы. Рассказ подчинен ритму  движения экскурсантов, маршруту  экскурсии. 

2.         Подчиненность  рассказа показу. Рассказ экскурсовода  не может быть абстрагирован  от объектов показа, которые расположены  на маршруте. Содержание рассказа  подчинено задаче наблюдения  объектов. Рассказ сопровождает  показ объектов, дополняет и поясняет  то, что видят экскурсанты, направлен  на зрительное воссоздание картины.

3.         Использование  в рассказе зрительных доказательств.  Особенность рассказа состоит  в том, что в нем отсутствуют  устные доказательства. Их роль  выполняет зрительный ряд. Это  достигается путем образного  рассказа, умелого показа памятников, демонстрации наглядных материалов.

4.  Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.

5.         Конкретность  экскурсионного рассказа. Конкретность  – это не только формулировка  темы, но и сами по себе приводимые  факты, истолкование. Конкретизация  материала в экскурсии – это  выражение мысли, изложения определенного  положения в более точной, конкретной  форме.

6.         Утверждающий  характер рассказа. Рассказывая  об историческом событии, экскурсовод  с максимальной убедительностью  утверждает, что оно  происходило  именно так, именно на этом  месте, что его участниками были называемые ими лица.

Методические приемы рассказа

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты  получили образное представление о  том, как это было, увидели большую  часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы рассказа можно разделить  на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести  до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину  событий, действия конкретных персонажей.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания ставит своей задачей  оказать помощь в правильном отображении  объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием характеристики построен на определении  отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека.  В экскурсии дается речевая характеристика объектов и действующих в экскурсии лиц. Прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность.

Прием объяснения - форма изложения  материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы