Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 3
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
Задача методических приемов - обеспечить
наилучшую действенность
Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
- приемы непосредственного
- приемы, направленные на создание
условий для эффективного
1. показ в экскурсии
Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.
Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.
Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.
Показ в экскурсии является суммой трех элементов:
ü Самостоятельного наблюдения
экскурсантами
ü Ознакомления экскурсантов с
экспонатами «портфеля
ü Показа под руководством экскурсовода других приемов
Задача показа на экскурсии состоят в следующем:
ü Показать экскурсионные объекты,
которые находятся перед
ü Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)
ü Показать историческое событие, которое происходило на данном месте
ü Показать действия исторического деятеля
ü Показать объект таким, каким он был в период описываемого события
Условия необходимые для показа объекта:
ü Правильно выбранные точки показа
ü Время, более выгодное для показа
ü Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы
ü Умения и навыки экскурсовода
Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
1. экскурсовод определяет, что за
предмет показывается
2. экскурсовод объясняет, что
собой представляет объект
3. экскурсовод говорит о
4. экскурсовод рассматривает
5. Экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания Справка
6. Экскурсовод рассказывает о
событии, связанном с объектом,
его значение Оценка
Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.
Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.
Методические приемы показа
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:
ü составить представление об исторической местности, где происходили события
ü представить данный объект в естественной обстановке
ü дать определенную оценку объекту
ü получить представление о его природном окружении
Второй вариант использования
приема предварительного осмотра состоит
в том, что началом служит краткое
вступительное слово
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
Прием зрительной реконструкции. Сущность
этого приема заключается в том,
что словесным путем
Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.
Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.
Прием абстрагирования представляет
собой мысленный процесс
Прием зрительного сравнения. В
экскурсионной методике используют
различные виды сравнения: зрительное,
словесное, сравнение зрительно
воспринимаемого объекта с
Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.
Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:
- данного объекта с фотографией
или рисунком другого
- наблюдаемого объекта с теми
объектами, которые
Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами.
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.
Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.
Показ мемориальной доски. При наличии
на экскурсионном объекте
2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ
Рассказ – это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.
Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:
1. Зависимость
рассказа от скорости
2. Подчиненность
рассказа показу. Рассказ экскурсовода
не может быть абстрагирован
от объектов показа, которые расположены
на маршруте. Содержание рассказа
подчинено задаче наблюдения
объектов. Рассказ сопровождает
показ объектов, дополняет и поясняет
то, что видят экскурсанты,
3. Использование
в рассказе зрительных
4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.
5. Конкретность
экскурсионного рассказа. Конкретность
– это не только формулировка
темы, но и сами по себе приводимые
факты, истолкование. Конкретизация
материала в экскурсии – это
выражение мысли, изложения
6. Утверждающий
характер рассказа. Рассказывая
об историческом событии,
Методические приемы рассказа
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.
Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.
Прием экскурсионной справки
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.
Прием характеристики построен на определении
отличительных свойств и
Прием объяснения - форма изложения
материала, когда в рассказе, помимо
справки об историческом событии, раскрываются
сущность и причины, его вызвавшие.
Наиболее часто этот прием используется
в производственно-
Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы