Этапы разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

Прием объяснения характерен для экскурсий  с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл  изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.

Прием комментирования. В экскурсии  методический прием комментирования  используется экскурсоводом при  изложении материала, разъясняющего  смысл события или замысел  автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается  экскурсантами.

Прием репортажа. В экскурсии репортаж – это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами, которых являются экскурсанты. Этот прием эффективен лишь тогда, когда  объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается  нечто новое. Сложность использования  такого приема состоит в том, что  рассказ в значительной своей  части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом  на ходу, во время наблюдения происходящего.

Прием цитирования. Цитата в экскурсии  направлена на то, чтобы вызвать  в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно  воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений. Особенно эффективно цитирование в  тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков 

Прием вопрос-ответ. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы  экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию  методического приема. Их можно разделить  на несколько видов:

1.         вопросы,  на которые экскурсовод сразу  же или по истечении некоторого  времени сам дает ответ, продолжая  свой рассказ по теме.

2.         вопросы  исторического характера, представляющие  собой утверждение чего-либо в  форме вопроса. Такие вопросы  в лекционной пропаганде рассматриваются  как прием ораторской речи.

3.         вопросы  экскурсовода, на которые отвечают  экскурсанты, заостряют внимание  экскурсантов к содержанию экскурсии,  вносят некоторую разрядку и  помогают лучше уяснить проблему.

Прием ссылки на очевидцев. Использование  этого приема в рассказе дает возможность  для образного воссоздания событий.

Прием новизны материала состоит  в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные  экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда  необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного монтажа. Используя  этот метод, экскурсовод свой рассказ  строит на наборе отрывков из различных  литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической  печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Прием соучастия. Задача этого приема – помочь экскурсантам стать участниками  того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся  на этом поле во время наступления  вражеских войск». Затем с помощью  приема зрительной реконструкции восстанавливается  картина боя.

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает  в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную  ситуацию. Этот прием дает возможность  в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому  положению высказывают два-три  экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя  итоги, делает выводы.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного  исторического события, утверждения  даты возникновения конкретного  города.

Прием персонификации используется для  мысленного создания образа конкретного  человека. Рекомендуется делать это  с помощью яркого рассказа об отдельных  эпизодах из жизни тех людей, с  которыми связана тема экскурсии, или  на основе описания какого-либо исторического  события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит  в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой  экскурсии. Постановка проблемы перед  экскурсантами заставляет задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленный вопрос. Проблемный вопрос, умело поставленный перед  экскурсантами, вызывает интерес к  подтеме.

Прием отступления состоит в  том, что в ходе рассказа экскурсовод  уходит от темы: читает стихи, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного  произведения.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход  от частных, единичных случаев и  фактов к общей картине, общим  выводам, и в показе, когда экскурсовод  от характеристики одного памятника  переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

Климатический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументации, затем более  значительные и, наконец, самые интересные.

Антиклиматический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с наиболее значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешней ознакомить их с менее интересным

материалом.

Прием демонстрации наглядных пособий

В экскурсии используется прием  наглядных пособий. Наиболее широкое  распространение получил иллюстрационный  прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного  края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Применяется прием контраста, когда  фотография показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в  том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют  с наблюдаемым объектом. Прием  построен на сравнении зрительно  воспринимаемой информации.

Важным резервом для повышения  действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды – эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Эффективность любой экскурсии  во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой  и техникой ведения. К технике  ведения экскурсии предъявляется  ряд требований. В их число входят: знакомства экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у  объекта; выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус; использование  экскурсантом микрофона; соблюдение времени, отделенного на экскурсию в целом  и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсоводов, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается  с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсоводов  с водителем автобуса, то есть начинает экскурсию вступлением.

Важно чтобы с самого начала экскурсовод  подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает  пауза, которая длится десять – двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты  постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

Сюжет экскурсии должен быть заранее  известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Важно, чтобы  рекламная деятельность и покупка  экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одними-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка  экскурсанта. Он успеет вдуматься и  вжиться в сюжет контакт.

Выход экскурсантов из автобуса. К  выходу экскурсантов нужно готовиться заранее. Количество остановок с  выходом группы рекомендуется назвать  во вступительном слове, пояснив  значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод  выходит первым, показывая пример группе и определяя направление  ее движения к объекту. В тех случаях, когда  в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время  отправления автобуса. Необходимо  требовать от экскурсантов соблюдения регламента  проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки  в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При  разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов  размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой  или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности  для расположения группы в тени. На случай дождя предусматривается  вариант размещения экскурсантов под  крышей, под кроной деревьев.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между  ними должно быть сохранено расстояние, чтобы один экскурсовод не мешал  другому, чтобы одна группа не заслоняла  другой объект наблюдения.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода – в  центре группы, несколько человек  идут впереди, несколько рядом, остальные  – позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы  при передвижении группы  на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ  экскурсовода, его пояснения и  логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело  руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы, от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет  экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа  и пересчитывает экскурсантов, которые  входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались  все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода.  Экскурсовод  в автобусе должен занимать такое  место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время  экскурсанты должны его видеть. Как  правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод  должен располагаться вполоборота  к объекту. проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, так как он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается  точное время, отведенное на раскрытие  каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.

Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно  сокращается по времени. Виной этому  являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса. у экскурсовода остается один выход – сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом  через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, то вести рассказ  вовремя движения автобуса бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем  участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась  определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.

Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы