Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть карнавальные шествия, как проявление творчества и национального колорита.
Объектом исследования является – карнавальные шествия.
Предмет исследования – карнавалы, как объекты туризма.
ВВЕДЕНИЕ
Использование карнавала как формы
праздничной культуры получило широкое
распространение при
Большинство исследователей сходится на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Слово «карнавал» состоит, по одной из версий, происходит от латинского carrus navalis, так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. По другой версии, слово «карнавал» состоит из двух латинских корней – carno (мясо) и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост.
Главным прототипом современных карнавалов
считаются древнеримские
Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «не карнавальных» странах, как например, Япония или Финляндия.
Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям – европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).
Вопросы, посвященные религиозным праздникам, исследованы в работах: В.С Куликова, В.В Малявина, А.А Маслова.
Понятие религиозного туризма, раскрыты в работах: И.В Зорина, В.А Пронникова.
Истории и традиции проведения Китайского нового года посвящены работы: Л.Л Гражковской, К.С Васильева, В.С Боголюбова, М.Е Кравцова.
Сущность религиозных
Цель работы – рассмотреть карнавальные шествия, как проявление творчества и национального колорита.
Объектом исследования является – карнавальные шествия.
Предмет исследования – карнавалы, как объекты туризма.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ учебно-методической, отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 21 источника.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАРНАВАЛОВ
Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались карнавальными шествиями с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. Впереди их находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «морская колесница».
На нем, как правило, располагалась костюмированная группа. В архаических культурах на покойников одевали маски, чтобы, когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период.
В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру романских народов и наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы весеннего народного праздника. Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки – все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь.
Переодеваясь в чужой костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии, а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами. Дохристианские представления о единстве человека и природы сохранились в народных праздниках. [2]
Они скрашивали нелёгкую жизнь людей, давали им передышку, возможность на время отвлечься от суровой реальности жестокого мира с его изнурительным трудом, опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным ожиданием кары небес за любые прегрешения. Религиозная проповедь не заслонила от человека красоты природы, естественные земные радости.
В книжных миниатюрах тех давних веков, сменяя друг друга, перед нами проходят музыканты, ряженые, гимнасты, канатоходцы, кукольники и фокусники, жонглеры и дрессировщики, бродившие от селения к селению, веселя народ.
В средние века существовало много праздников: карнавалы (весенние и осенние), праздник дураков, праздник осла, выбор короля обжор, празднование борьбы Масленицы и Поста. Образы этих народных гуляний нарочито гротескны: сатира и пародия основной художественный приём бродячих актеров и странствующих школяров. В городских карнавальных шествиях чествуется шутовской «король на час», или епископ глупцов, едущий на осле задом или на пивной бочке. Народный юмор наполняет критическим подтекстом изображение карнавальных фигур Поста и Масленицы, первого толстого чревоугодника, второго тощего доходяги.
Мировосприятие средневековья всегда двойственно: серьезность и смех, серьезные мифы и понятия и их пародийные двойники и карикатуры. Народная площадная культура пародирует церковные таинства, рыцарские турниры, чопорность городской знати. Карнавал это образ жизни, которому на время подчиняется все. Он имеет свои символы, свой язык, свои образы. Это образы и символы гротеска, меняющего все местами, ставя всё с ног на голову. Карнавал, ярмарка, гулянья это и звуки: приговорки, сатирические стишки, песни школяров и студентов. И все сопровождается сочным площадным словом, жестом.
Повсюду чествуются карлики, великаны, гигантские чрева и носы, жующие рты и выпученные от эмоций глаза. Поедание, пожирание и проглатывание, частое в кукольных сценах и масках, также имеет древнейший дохристианский смысл.
Карнавал родился в Венеции: еще в 1094 году обладатель города Дож Витале Фалиеро внес в официальные документы это слово. Одни считают, что оно происходит от итальянского «сarnis laxatio» или «carnasciale» отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой мол, впоследствии суровые ограничения потеряли свою силу и событие превратилось в веселый и красочный праздник. [7]
Другие думают, что про родителем «карнавала» является латинское «сarrus navalis» потешная колесница, корабль праздничных процессий, вид народных пирушек с уличными ходами, театрализующими играми.
В 1296 году сенат Венецианской Республики последний день перед Большим постом провозгласил праздничным. С тех пор и начинается «публичный отсчет» карнавальных торжеств. Люди на карнавале обычно одеты в невероятные, просто фантастические костюмы. Самый типичный костюм издавна состоял из шелкового черного колпака, кружевной накидки, просторного плаща, треугольной шляпы и белой маски, которая полностью закрывала лицо. Маска – символ карнавала. Она позволяла оставаться неузнанным, что было особенно удобно для тех, кто любил бывать в казино, где играли в азартные игры. С середины XV до конца XVI века организацией карнавальных праздников занимались общества молодых аристократов, которые различались цветом чулок. А после падения Республики в начале ХIХ века Венеция перестала праздновать карнавалы. Эту прекрасную традицию возродили только в 1979 году.
1.1 Понятие и сущность карнавального шествия
Карнавал – это период празднеств, развлечений, маскарадов, гуляний и парадов, которые ежегодно организуются во многих странах мира. Его название происходит от латинского выражения carrus navalis (колесница-корабль праздничных процессий), которое в свою очередь восходит к убранной цветами повозке, используемой во время празднования древних торжеств в честь бога Диониса и богини Исиды. Однако карнавальные празднества не обязательно бывают связаны с религиозными традициями – существует множество светских поводов для громких развлечений: например, смена времён года.
Пришедшая из языческих верований традиция радостных шествий и маскарадов была очень хорошо принята в европейской христианской культуре, в которой время карнавала наступает в начале каждого года. Главным прототипом современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. [1]
Разница между рабом и господином на время стиралась – рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.
С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в европейских карнавалах, родиной которых стала Венеция. В большинстве католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту. Карнавал – в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста.
Карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами.
Карнавал очень важен как
некое психотерапевтическое явление,
с помощью которого человек, приняв
на себя определенный образ (маску, костюм),
получает свободу в выражении
эмоций, что способствует снятию стресса
и разрешению личностных проблем. Карнавал
можно назвать «процедурой
Значение и функции карнавала:
Колыбелью европейских карнавальных
шествий считаются
Местные празднества произошли, по-видимому, от античных греческих и римских обрядов приветствия весны – например, Дионисиев, которые отмечались в честь бога Диониса (Вакха), бога жизни, весны, радости и вина. В средние века знаменитые маскарады и балы организовывались во Флоренции и Венеции, а с XVIII века также и в Риме. Там устраивали шествия разукрашенных повозок, проводили «огненные торжества» и бросали сладости. В Испании и Португалии обсыпали друг друга мукой, чтобы обеспечить урожай в наступающем году.
Во всем мире очень популярны такие формы карнавальных развлечений, как маскарады, костюмированные балы и парады ряженых. Когда-то они имели ритуальное значение – в животных переодевались, чтобы заполучить их благосклонность и обеспечить себе успех в приходящем году.
Однако они всегда были поводом продемонстрировать изысканные костюмы и давали возможность анонимности, развлечений в масках. Сегодня костюмированные балы обычно организовывают для детей, которые охотнее всего переодеваются в героев своих любимых сказок.
Одни из самых старых парадов – это карнавальное шествия на китайский Новый год. Его наступление определяет солнечно-лунный календарь, поэтому дата празднеств каждый год меняется – обычно начало карнавала приходится на конец января или начало февраля. Торжества продолжаются 15 дней, а заканчиваются праздником фонариков, который организуется всегда в первое полнолуние. Тогда на улицах азиатских городов и повсюду, где живёт много китайских эмигрантов, появляются радостные, яркие процессии людей в праздничных одеждах, с фонариками, фейерверками и различными украшениями – например, огромными макетами символических животных и волшебных существ. [8]
В различных регионах мира можно увидеть оригинальные персонажи и символы, связанные с карнавалом. Начиная со средних веков в Италии, а позднее почти во всей Европе стали популярными образы, восходящие к театральной традиции комедии дель арте – например, персонажи Арлекина и Коломбины. Типичный карнавальный весельчак – шут с колокольчиками на рогатой шапке.
1.2 Карнавальный костюм как национальный колорит
История карнавального костюма и сама история карнавального шествия тесно переплетены друг с другом. Первыми карнавальными шествиями принято считать римские Сатурналии (ежегодные торжества в честь бога Сатурна). Они всегда сопровождались массовыми гуляниями, причем праздновать могли не только свободные римляне, но и рабы. Именно для того, чтобы не омрачать светлый день сословными трениями и предрассудками, находчивые горожане придумали прятать лица за масками.