Карнавалы, как объекты туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть карнавальные шествия, как проявление творчества и национального колорита.
Объектом исследования является – карнавальные шествия.
Предмет исследования – карнавалы, как объекты туризма.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.82 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Использование карнавала как формы  праздничной культуры получило широкое  распространение при организации  массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный  диалог культур разных стран и  регионов, что особенно актуально  на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение, и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.

Большинство исследователей сходится на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Слово «карнавал» состоит, по одной из версий, происходит от латинского carrus navalis, так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. По другой версии, слово «карнавал» состоит из двух латинских корней – carno (мясо) и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост.

Главным прототипом современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и  плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой  век всеобщего равенства и  процветания. Разница между рабом  и господином на время стиралась  – рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «не карнавальных» странах, как например, Япония или Финляндия.

Современные карнавалы развиваются  по двум исторически сложившимся  направлениям – европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).

Вопросы, посвященные религиозным  праздникам, исследованы в работах: В.С Куликова, В.В Малявина, А.А Маслова.

Понятие религиозного туризма, раскрыты в работах:  И.В Зорина, В.А Пронникова.

Истории  и традиции проведения Китайского нового года посвящены работы: Л.Л Гражковской, К.С Васильева, В.С Боголюбова, М.Е Кравцова.

Сущность религиозных праздников, отражены в работах: А.Н Маркова,  Г.А Ткаченко.

Цель работы – рассмотреть карнавальные шествия, как проявление творчества и национального колорита.

Объектом исследования является  – карнавальные шествия.

Предмет исследования – карнавалы, как объекты туризма.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

    1. изучить историю развития карнавалов;
    2. рассмотреть основные тенденции развития карнавального туризма в мире;
    3. изучить карнавальный туризм, как национальный колорит.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие  методы исследования: теоретический анализ учебно-методической, отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 21 источника.

 

 

 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАРНАВАЛОВ

Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь  Диониса – дионисии. Они сопровождались карнавальными шествиями с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. Впереди их находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «морская колесница».

На нем, как правило, располагалась  костюмированная группа. В архаических  культурах на покойников одевали  маски, чтобы, когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период.

В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с  играми, инсценировками, забавами и  фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную  культуру романских народов и  наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы весеннего народного праздника. Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки – все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь.

Переодеваясь в чужой  костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил  за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии, а то и вовсе вступал во взаимоотношения  с потусторонними силами. Дохристианские представления о единстве человека и природы сохранились в народных праздниках. [2]

Они скрашивали нелёгкую жизнь  людей, давали им передышку, возможность  на время отвлечься от суровой  реальности жестокого мира с его  изнурительным трудом, опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным ожиданием  кары небес за любые прегрешения. Религиозная проповедь не заслонила  от человека красоты природы, естественные земные радости.

В книжных миниатюрах тех  давних веков, сменяя друг друга, перед  нами проходят музыканты, ряженые, гимнасты, канатоходцы, кукольники и фокусники, жонглеры и дрессировщики, бродившие  от селения к селению, веселя народ.

В средние века существовало много праздников: карнавалы (весенние и осенние), праздник дураков, праздник осла, выбор короля обжор, празднование борьбы Масленицы и Поста. Образы этих народных гуляний нарочито гротескны: сатира и пародия основной художественный приём бродячих актеров и странствующих школяров. В городских карнавальных шествиях чествуется шутовской «король на час», или епископ глупцов, едущий на осле задом или на пивной бочке. Народный юмор наполняет критическим подтекстом изображение карнавальных фигур Поста и Масленицы, первого толстого чревоугодника, второго тощего доходяги.

Мировосприятие средневековья  всегда двойственно: серьезность и  смех, серьезные мифы и понятия  и их пародийные двойники и карикатуры. Народная площадная культура пародирует церковные таинства, рыцарские турниры, чопорность городской знати. Карнавал это образ жизни, которому на время подчиняется все. Он имеет свои символы, свой язык, свои образы. Это образы и символы гротеска, меняющего все местами, ставя всё с ног на голову. Карнавал, ярмарка, гулянья это и звуки: приговорки, сатирические стишки, песни школяров и студентов. И все сопровождается сочным площадным словом, жестом.

Повсюду чествуются карлики, великаны, гигантские чрева и носы, жующие рты и выпученные от эмоций глаза. Поедание, пожирание и проглатывание, частое в кукольных сценах и масках, также имеет древнейший дохристианский смысл.

Карнавал родился в  Венеции: еще в 1094 году обладатель города Дож Витале Фалиеро внес в официальные документы это слово. Одни считают, что оно происходит от итальянского «сarnis laxatio» или «carnasciale» отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой мол, впоследствии суровые ограничения потеряли свою силу и событие превратилось в веселый и красочный праздник. [7]

Другие думают, что про  родителем «карнавала» является латинское «сarrus navalis» потешная колесница, корабль праздничных процессий, вид народных пирушек с уличными ходами, театрализующими играми.

В 1296 году сенат Венецианской Республики последний день перед Большим постом провозгласил праздничным. С тех пор и начинается «публичный отсчет» карнавальных торжеств. Люди на карнавале обычно одеты в невероятные, просто фантастические костюмы. Самый типичный костюм издавна состоял из шелкового черного колпака, кружевной накидки, просторного плаща, треугольной шляпы и белой маски, которая полностью закрывала лицо. Маска – символ карнавала. Она позволяла оставаться неузнанным, что было особенно удобно для тех, кто любил бывать в казино, где играли в азартные игры. С середины XV до конца XVI века организацией карнавальных праздников занимались общества молодых аристократов, которые различались цветом чулок. А после падения Республики в начале ХIХ века Венеция перестала праздновать карнавалы. Эту прекрасную традицию возродили только в 1979 году.

      1.1 Понятие и сущность карнавального шествия

Карнавал – это период празднеств, развлечений, маскарадов, гуляний и  парадов, которые ежегодно организуются во многих странах мира. Его название происходит от латинского выражения carrus navalis (колесница-корабль праздничных процессий), которое в свою очередь восходит к убранной цветами повозке, используемой во время празднования древних торжеств в честь бога Диониса и богини Исиды. Однако карнавальные празднества не обязательно бывают связаны с религиозными традициями – существует множество светских поводов для громких развлечений: например, смена времён года. 

Пришедшая из языческих верований  традиция радостных шествий и  маскарадов была очень хорошо принята  в европейской христианской культуре, в которой время карнавала  наступает в начале каждого года. Главным прототипом современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. [1]

Разница между рабом и господином на время стиралась – рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие  обряды, были запрещены, но сама идея праздника  перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в  европейских карнавалах, родиной  которых стала Венеция. В большинстве  католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту. Карнавал – в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста.

Карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами.

Карнавал очень важен как  некое психотерапевтическое явление, с помощью которого человек, приняв на себя определенный образ (маску, костюм), получает свободу в выражении  эмоций, что способствует снятию стресса  и разрешению личностных проблем. Карнавал можно назвать «процедурой излечения  праздником». [13]

Значение и функции карнавала:

    1. карнавал может выступать средой, в которой человек реализуется, удовлетворяет потребность в общении, а также снимает напряжение, вызванное личностными, социальными или политическими проблемами.
    2. карнавал способствует формированию имиджа, бренда того региона, где он проводится, что способствует развитию туризма в регионе.
    3. исходя из двух первых тезисов, мы можем сделать вывод о том, что карнавальный туризм является прибыльным направлением в туристическом бизнесе, соответственно, данное направление может являться перспективным в практике туристических фирм.

Колыбелью европейских карнавальных шествий считаются средиземноморские  страны.

Местные празднества произошли, по-видимому, от античных греческих и римских  обрядов приветствия весны –  например, Дионисиев, которые отмечались в честь бога Диониса (Вакха), бога жизни, весны, радости и вина. В средние века знаменитые маскарады и балы организовывались во Флоренции и Венеции, а с XVIII века также и в Риме. Там устраивали шествия разукрашенных повозок, проводили «огненные торжества» и бросали сладости. В Испании и Португалии обсыпали друг друга мукой, чтобы обеспечить урожай в наступающем году.

Во всем мире очень популярны  такие формы карнавальных развлечений, как маскарады, костюмированные  балы и парады ряженых. Когда-то они  имели ритуальное значение – в  животных переодевались, чтобы заполучить их благосклонность и обеспечить себе успех в приходящем году.

Однако они всегда были поводом  продемонстрировать изысканные костюмы  и давали возможность анонимности, развлечений в масках. Сегодня  костюмированные балы обычно организовывают для детей, которые охотнее всего  переодеваются в героев своих  любимых сказок.

Одни из самых старых парадов  – это карнавальное шествия на китайский Новый год. Его наступление определяет солнечно-лунный календарь, поэтому дата празднеств каждый год меняется – обычно начало карнавала приходится на конец января или начало февраля. Торжества продолжаются 15 дней, а заканчиваются праздником фонариков, который организуется всегда в первое полнолуние. Тогда на улицах азиатских городов и повсюду, где живёт много китайских эмигрантов, появляются радостные, яркие процессии людей в праздничных одеждах, с фонариками, фейерверками и различными украшениями – например, огромными макетами символических животных и волшебных существ. [8]

В различных регионах мира можно  увидеть оригинальные персонажи  и символы, связанные с карнавалом. Начиная со средних веков в  Италии, а позднее почти во всей Европе стали популярными образы, восходящие к театральной традиции комедии дель арте – например, персонажи Арлекина и Коломбины. Типичный карнавальный весельчак – шут с колокольчиками на рогатой шапке.

     1.2 Карнавальный костюм как национальный колорит

История карнавального костюма  и сама история карнавального шествия тесно переплетены друг с другом. Первыми карнавальными шествиями принято считать римские Сатурналии (ежегодные торжества в честь бога Сатурна). Они всегда сопровождались массовыми гуляниями, причем праздновать могли не только свободные римляне, но и рабы. Именно для того, чтобы не омрачать светлый день сословными трениями и предрассудками, находчивые горожане придумали прятать лица за масками.

Информация о работе Карнавалы, как объекты туризма