Карнавалы, как объекты туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть карнавальные шествия, как проявление творчества и национального колорита.
Объектом исследования является – карнавальные шествия.
Предмет исследования – карнавалы, как объекты туризма.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.82 Кб (Скачать файл)

Средние века ознаменовались формированием особой психологии выбора карнавального костюма. Маскарадные  костюмы были призваны скрывать социальные различия и, хотя бы на время праздника, уравнивать всех людей, поэтому король охотно переодевался в нищего, служанка – в принцессу, а скромница  – в прекрасную нимфу. Позже психологи  напишут не одну сотню трудов про  маскарадный мир наоборот, где  любое безрассудство кажется  нормой, ведь под маской вовсе «не  я», а кто-то другой, более смелый, красивый, везучий, решительный.

В Венеции традиционные карнавальные маски (бауты) и плащи-домино приобрели такую неслыханную популярность, что их начали носить даже в повседневной жизни. Это вызывало недовольство властей города и служителей церкви, но запреты не давали никаких результатов вплоть до момента, пока нарушителей не начали наказывать в уголовном порядке. Самые пышные придворные маскарады проводились в тюдоровской Англии. Во времена Генриха VIII было чрезвычайно модно облачаться в костюмы из античной мифологии и воссоздавать картины древнегреческих реалий.

Начиная с Людовик XV в моду входят публичные маскарады. Сам король больше всего на свете любил прикинуться мелкопоместным буржуа и, прогуливаясь по площадям Парижа, приударить за какой-нибудь девицей в наряде богини Дианы. Карнавальные костюма XVIII века представляют собой наряды, почерпнутые из комедий французского народного театра и итальянской дель арте. [3]

Во время маскарада  улицы были заполнены бесчисленными  Пьеро, Коломбинами, Арлекинами и Скарамушами.

История русских карнавальных костюмов начинается с эпохи Петра  Великого. Заставляя придворных облачаться в старинные русские платья, царь «отучал» их от многослойных боярских одежд с длинными рукавами.

«Золотым веком» маскарадов считается конец XIX века. Тогда костюмированные  балы устаивали и жены фабрикантов, и гимназисты, и художники. Все  модные журналы подробно освещали данные мероприятия, публикуют описания самых  нереальных и фантастических нарядов, причем на любой вкус и почти на любой доход.

Советская эпоха ознаменовалась порождением так называемых «полит - карнавалов». Рабочие надевали костюмы буржуев и, кривляясь максимально безобразно, выплясывали чарльстон.

Во времена, когда «жить  стало лучше, жить стало веселее», Сталин вернул советскому народу Новый  Год, карнавал и прочие, сугубо «буржуазные», развлечения. Маскарады начали устраивать в многочисленных рабочих ДК и  клубах.

Со временем карнавал трансформировался  и перестал быть мероприятием, на котором  стираются сословные и моральные  предрассудки. Сегодня это просто веселый детский праздник, проводимый под Новый год или Рождество. Если в 60-х годах мальчишки предпочитали костюм космонавта, а в 70-е – ковбоя или индейца, то современный «Детский мир» предлагает на выбор костюмы  Гарри Поттера, Бетмена или вампира. Какое время, такие и герои , такой и карнавальный костюм.

В карнавальную орбиту вовлечены  многие города в Европе и в странах  Нового света, у каждого из этих грандиозных  шоу свой колорит, особые атмосфера  и аудитория. Каждый способен, надев  маску и облачившись в причудливый  наряд, на несколько дней почувствовать  себя другим человеком и без оглядки  на общественное мнение делать все, что вздумается.[9]

 

1.3 Карнавал, как форма праздничной культуры

На данном этапе социокультурного развития при организации массовых праздников широкое распространение  получило использование карнавала  как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к карнавалу  обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность  самобытных традиций отдельных народов  и полноценный диалог культур  разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день.

Особое внимание к праздникам карнавального типа обусловлено  также и тем, что они выступают  в качестве эффективной и доступной  формы развития креатосферы современного общества, поскольку содержат широкий  круг возможностей для реализации творческого  потенциала максимально большого числа  участников. Как известно, проблема самовыражения личности в творчестве является одной из наиболее актуальных в современном обществе, поскольку в настоящее время преобладает тенденция поляризации творческой деятельности, когда процесс воспроизводства культуры становится прерогативой меньшинства, в то время как большинство стоит на позиции ее потребления. Такая ситуация обуславливает отсутствие осмысленной совместной творческой деятельности и значительно снижает возможность эмоционального межличностного контакта, следствие этого – разобщенность и отчуждение в обществе. [10]

Причины того, что в настоящее  время у представителей социума  практически полностью отсутствует  совместный художественный опыт, что  особенно характерно для российской действительности, кроются в узком  диапазоне предлагаемых форм коллективного  творчества, а также поверхностном  характере некоторых из этих форм, незаинтересованное отношение к  которым обусловлено отсутствием  достаточной аксиологической базы.

Отсюда приоритетным направлением становится поиск оптимальных форм реализации творческого потенциала представителей социума, основанных на предшествующем опыте и переосмысленных  с учетом требований современного общества.

Решением этих проблем  занимается, в частности, Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC), основанная в 1980 году и находящаяся под патронажем комитетами 46 государств. Наша страна вошла в FECC в 1992 году и в настоящее время российская секция состоит из 11 участников, представляющих различные регионы страны.

Основополагающими целями деятельности FECC являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального движения в разных странах. Достижение этих целей осуществляется посредством установления прямых связей с карнавальными комитетами европейских стран; прямых обменов карнавальными группами и делегациями по принципу культурных обменов; консультирования и обмена опытом по вопросам организации и финансирования карнавалов; непосредственного обмена опытом и идеями среди участников карнавальных движений в рамках ежегодных международных Конвенций. Таким образом, очевидно, что в современном обществе традиция проведения карнавалов получила широкое распространение.

К настоящему моменту накоплен обширный эмпирический материал по проблемам  организации карнавалов, с учетом особенностей разных регионов и стран. Между тем невозможно признать достаточным  теоретическое осмысление содержательных характеристик этой формы праздничной  культуры. В связи с этим целостное  исследование карнавала с точки  зрения философско-культурологического знания представляется весьма актуальным. Оно позволяет не только обобщить многовековой опыт проведения карнавала в разных культурах и осознать глубокую мировоззренческую сущность этого праздника, но и осмыслить его роль в социокультурном пространстве современного общества, что тоже актуализирует выбранную проблему исследования. [19]

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Использование карнавала как формы  праздничной культуры получило широкое  распространение при организации  массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный  диалог культур разных стран и  регионов, что особенно актуально  на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение, и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.

Карнавал – это период празднеств, развлечений, маскарадов, гуляний и  парадов, которые ежегодно организуются во многих странах мира. Его название происходит от латинского выражения carrus navalis (колесница-корабль праздничных процессий), которое в свою очередь восходит к убранной цветами повозке, используемой во время празднования древних торжеств в честь бога Диониса и богини Исиды. Однако карнавальные празднества не обязательно бывают связаны с религиозными традициями – существует множество светских поводов для громких развлечений: например, смена времён года. 

История карнавального костюма  и сама история карнавального шествия тесно переплетены друг с другом. Первыми карнавальными шествиями принято считать римские Сатурналии (ежегодные торжества в честь бога Сатурна). Они всегда сопровождались массовыми гуляниями, причем праздновать могли не только свободные римляне, но и рабы. Именно для того, чтобы не омрачать светлый день сословными трениями и предрассудками, находчивые горожане придумали прятать лица за масками.

При организации массовых праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры. Карнавал является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день.

2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  КАРНАВАЛЬНОГО ТУРИЗМА В МИРЕ

Карнавальное движение в  мире переживает сегодня подлинный  ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «не карнавальных» странах, как Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям – европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).

Европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал «забывал» свои корни и превращался в традиционный праздник радости от встречи весны. Карнавал повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту-периоду покаяния и голодания. И прежде, чем наступала эта долгая полоса лишений, народ пользовался случаем, чтобы устроить пиршество и вдоволь повеселиться.

В период средневековья под  давлением духа аскетизма карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре. Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все  континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли.

Европейский карнавал зародился в Италии. Много столетий карнавал, народный праздник под открытым небом, сопровождающийся многочисленными маскарадами, театрализованными играми, торжественными уличными шествиями, является лучшей традицией итальянского народа.

Карнавал в Венеции является одним из самых знаменитых карнавалов в мире. Ежегодно со всего мира сюда съезжаются более 500.000 тысяч поклонников венецианского праздника. В отличие от других мест венецианский карнавал полностью охватывает весь город. Разноцветная праздничная толпа заполняет узкие улицы и просторные площади. Карнавал уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ещё в 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днём последний день перед Великим Постом. [20]

Расцвета венецианские карнавалы  достигли в 18 веке. Тогда они были не только главным событием года, но и смыслом существования. Во время  карнавала ничего не казалось слишком  стыдным, слишком смелым, слишком  безрассудным, слишком распутным. Открывались  сотни игорных домов, где проигрывались  огромные состояния и где изменяли законным мужьям и женам неизвестные "маски". Не совершить грехопадение в карнавальные дни и ночи, когда  даже церковь становилась менее  суровой, было просто неприличным. А  потом начались революции, и праздник почти забылся. Двести лет Венеция  жила без карнавалов, и только в 1980 году они возобновились.

В наши дни он празднуется  около двух недель. На городских площадях проводятся «исторические» концерты, устраиваются фейерверки. В эти дни можно смешаться с праздничной толпой и полюбоваться на неповторимые костюмы и маски. Музыка и вино льются рекой. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. В старинных дворцах города даются бал-маскарады для элитной публики.

Впоследствии, карнавал распространился  по всей католической Европе, пришел во Францию, Испанию, Португалию.

Впервые французский карнавал упомянут в 1294 году в восторженном восклицании  Графа Прованса Шарля Анжуйского «Ах! Эти счастливые дни Карнавала Ниццы». Несколько веков карнавал был стихийным, пока в 1873 житель Ниццы по имени Andriot Saetone не взял на себя инициативу организовать Комитет Праздника. Празднование стало проходить под руководством муниципалитета, и в отличие от фривольной Венеции, карнавал в Ницце стал практически «семейным». Благодаря энтузиазму Andriot Saetone каждый карнавал с тех пор имеет собственную тематику. Например, праздник 1953 года назывался «Король цирка», в 1957 году – «Король Гастрономии», в 1964 – «Король Танца», в 1990 – «Король Смеха», в 1997 – «Король Спорта». Из карнавального «графика» выпали только несколько лет Второй мировой войны и 1991 год, время столкновения в Персидском заливе. [21]

Карнавал проходит в феврале – марте, его гостями становится более миллиона туристов. Фестиваль начинается с торжественного Появления Короля и выбора Королевы – эти мероприятия традиционно открывают карнавал. Это настоящее средневековое представление с костюмами, доспехами, всадниками на лошадях, волками и хищными птицами. Особая церемония праздника – Цветочные Баталии, которые можно наблюдать почти каждый карнавальный день на Английской набережной.

Не менее впечатляющими  являются также иллюминированные карнавальные шествия. Каждый вечер 150 000 ламп освещают центр города и площадь Массена. На площади воздвигают множество трибун, а дома закрывают гигантскими расписными панно. В определенное время со стороны улицы начинается шествие красочных кортежей с «огромными головами» – так называют традиционные карнавальные фигуры, которые торжественно «восседают» на кортежах.

Информация о работе Карнавалы, как объекты туризма