Карнавалы, как объекты туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть карнавальные шествия, как проявление творчества и национального колорита.
Объектом исследования является – карнавальные шествия.
Предмет исследования – карнавалы, как объекты туризма.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.82 Кб (Скачать файл)

Ежегодно в живописном пригороде Санкт-Петербурга проходит Международный Царскосельский Карнавал, приуроченный к дню основания города (24 июня). Царское Село принимает гостей из 60 стран, а также многих регионов России. В основе Царскосельского карнавала лежит концепция карнавальных парадов творческих конкурсов, в которых может принять участие любой желающий. В программе праздника – разнообразные театрализованные представления и игровые программы, многочисленные конкурсы, привлекающие большое внимание горожан и гостей города, выбор царя и царицы Карнавала, карнавальное шествие, искусство гильдии свободных художников, артистов цирка эстрады, многообразие всевозможных конкурсов на нескольких театрализованных площадках в разных концах Карнавального пространства. Праздник традиционно завершается гала-концертом с участием звезд эстрады. [17]

В 1998 году Царскосельский Карнавал был высоко оценен международным  карнавальным сообществом, а город  Пушкин принят в Ассоциацию европейских  карнавальных городов. В 2001 году в дни  Карнавала прошла очередная Конвенция  Ассоциации, гостями карнавала стали  представители более 30 европейских  карнавальных городов.

Псковский карнавал в своем нынешнем виде ведет свою историю с 2001 года. Примечательно, что в Пскове карнавалы  проводились и летом, и зимой, причем вначале зимний карнавал был  своеобразной репетицией карнавала летнего. По словам Т.С.Ешиной, руководителя оргкомитета карнавала, псковское празднество «выполняет некую идеологическую миссию». Организаторы стремятся приобщить жителей и гостей к истории Пскова через яркие карнавальные формы, несколько изменить исторический имидж города-воина. В Пскове всегда было немало праздников, своеобразных маскарадов. Именно это интересно показать современным жителям и гостям города, чтобы пробудить их интерес к «мирной» истории Пскова. Зимний карнавал (в январе) включает в себя шествия исторических колонн, игры, забавы, выборы Посадника, спортивные потехи. Программа летнего карнавала предусматривает водную феерию, шествия в карнавальных костюмах, театрализованные выступления, спортивные конкурсы, концерты звезд эстрады. В 2001 году Псковский карнавал был принят в ассоциацию европейских карнавальных городов.

Третья группа карнавалов по предложенной нами классификации – самая многочисленная. Сюда входят как известные, признанные карнавалы (Геленджикский, Московский, Самарский, Владимирский, Сочинский, Пермский). Так и более локальные праздничные мероприятия (Красноярский, Нижегородский, Пензенский, Томский, Тольяттинский карнавалы).

Московский карнавал имеет давнюю историю. В Ассоциацию европейских карнавальных городов он был принят в 1999 году. Местом проведения Московского карнавала являлся Всероссийский выставочный центр, карнавал приурочен к Дню города (начало сентября), каждый карнавал имеет определенную тематику. В 2006 году мэр Москвы Юрий Лужков, определяя стратегию создания положительного имиджа города как крупного туристического центра, заявил о том, что «решено придумать свой, московский карнавал, который должен проходить раз в год и составить достойную конкуренцию аналогичному шествию в Рио-де-Жанейро». Таким образом, планируется вывести Московский карнавал на качественно новый уровень. [14]

2.2 Перспективы развития карнавального туризма

Понятие «карнавальный туризм»  в практике внутренних российских туров  пока не сформировано. Несмотря на то, что карнавальные по своей сути мероприятия  проводятся в различных городах  страны, четкое определение карнавалов за ними не закреплено. Кроме того, туристические фирмы не формируют в сознании населения представления о российских карнавалах, поскольку, предоставляя информацию о праздничных турах, не оперируют понятием «карнавал».

Большинство потенциальных клиентов туристических фирм все же достаточно уверенно обозначили свое желание посетить какой-либо из российских карнавалов, при этом готовясь потратить на них денежные суммы, вполне адекватные возможной стоимости такой поездки. Значит, карнавальный туризм внутри России перспективен.

Согласно оценкам ВТО, в настоящее  время наиболее перспективными сегментами рынка являются:

    1. экологический туризм;
    2. культурно-познавательный туризм;
    3. тематический, или специализированный, туризм;
    4. пляжный туризм.

Событийный туризм начал развиваться  в России не так давно. Соответственно, событий, способных привлечь туристов в Россию (и российских туристов), пока не слишком много. Карнавалы могут и должны стать такими событиями, привлекающими туристические потоки.

В то же время, исходя из характерных  особенностей российского рынка  туризма, а также опираясь на проведенное исследование спроса и предложения карнавальных туров, обоснованным разрабатывать и предлагать потенциальным клиентам не посещение карнавалов в отдельности, а комбинировать их с экскурсионным туризмом, отдыхом на море, возможно, и горнолыжным туризмом.

В этом случае туристические фирмы  могут постепенно формировать образ  российского карнавала, при этом обеспечивая своим клиентам гарантированно привлекательный продукт.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет представить предпочитаемые характеристики российского карнавального тура.

Наиболее популярными могут  стать карнавалы в Геленджике, Царском Селе, Санкт-Петербурге, Ярославле  и Москве. Наиболее удобное время  посещения карнавала традиционно  для туристического сезона – конец  весны, лето и начало осени (только карнавал в Ярославле не попадает в этот промежуток). Более привлекательными для потенциальных посетителей  карнавалов являются зрелищные мероприятия, не требующие большой доли непосредственного  участия.

Туристы предпочтут скорее комбинированный, чем чисто карнавальный, тур, совмещающий  карнавальные события с экскурсиями  по достопримечательностям местности  или с отдыхом на море (вариант  Геленджикского карнавала).

Приемлемая продолжительность  тура – от трех дней и более, что  позволяет варьировать программу  карнавального тура. Требуемые характеристики проживания – гостиница уровня 3-4 звезды, расположенная в достаточной  близости от места проведения карнавала. Большинство опрошенных туристов предпочтут воспользоваться услугами турфирмы, поручив ей практически все мероприятия, связанные с организацией поездки.

Однако, свободного (не организованного) времени в течение тура все  же должно быть достаточно – половина всего времени и более. В выборе вида транспорта потенциальные туристы традиционны: воздушный, железнодорожный, а также сочетание нескольких видов транспорта. В итоге, на поездку большинство респондентов готово потратить до 1000 долларов (25 тыс. руб.). Актуальны будут смешанные туры. [10]

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Карнавальное движение в  мире переживает сегодня подлинный  ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «не карнавальных» странах, как Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям – европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).

Европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал «забывал» свои корни и превращался в традиционный праздник радости от встречи весны. Карнавал повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту-периоду покаяния и голодания. И прежде, чем наступала эта долгая полоса лишений, народ пользовался случаем, чтобы устроить пиршество и вдоволь повеселиться.

Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка. С одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью. С другой – имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников. В России аналогом европейского карнавала в строгом смысле является масленица. Однако, по разным причинам, масленица пока не стала неотъемлемым элементом городской праздничной культуры России.

Карнавалы в России XVIII – XIX веков, во-первых, имели просветительские черты, во-вторых, преимущественно носили придворный характер, и простые люди могли участвовать в празднествах только как зрители, а иногда и вообще не допускались на карнавалы.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Карнавал не знал разделения на исполнителей и зрителей. Карнавал не созерцают, в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны. Таков карнавал по своей идее, по своей сущности, которая живо ощущалась всеми его».

Во время карнавала  можно полностью изменить свою судьбу на некоторое время: из Золушки превратиться в принцессу, из замученной детьми и  заботами домохозяйки в обольстительную  Коломбину, из расчетливого коммерсанта  в беззаботного Арлекина. Традиция карнавала вечна: шествия, массовые представления, концерты, комедийные импровизации, фейерверки, парады. И музыка. А какой праздник без музыки. Влияние карнавала было огромным для всех областей культуры. Литература, живопись, музыка, театр (кукольный, особенно марионеточный) открыли в карнавальной традиции для себя новые возможности, обогатившие и расширившие их палитру. Серьезное влияние карнавал оказал и на развитие литературоведения, искусствоведения и философии. Карнавал – это дух свободы, игры и веселья, который притягивает людей. Именно он в настоящее время стал приманкой для туристов.

Использование карнавала как формы  праздничной культуры получило широкое  распространение при организации  массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный  диалог культур разных стран и  регионов, что особенно актуально  на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение, и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.

Христианская церковь всегда внушала людям, что смех – это орудие дьявола, который соблазняет людей, а затем смеётся над ними. И церковь в Средние века всячески преследовала народную смеховую культуру, бродячих актеров и ярмарочных скоморохов. Священники говорили, что Бог нигде не смеётся в Евангелии, он плачет, когда узнает о смерти Лазаря.

А потому слёзы, а не смех стали особо почитаемы в православной традиции духовности. Однако именно в России была создана лучшая в ХХ веке теория смеха – книга Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья», которую теперь знают во всем мире и называют теорией смеховой, или карнавальной культуры.

Исследование Бахтина  во славу смеха, как проявления духа свободы и творчества, было написано в тяжелые годы репрессий, вопреки  «серьезному», «неулыбающемуся» духу диктата и насилия.

Одно из определений карнавала у М.М. Бахтина «это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха». Cмех действительно стал той силой, которая разоблачила, унизила и развеяла власть коммунистической идеологии.

В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с  играми, инсценировками, забавами и  фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную  культуру романских народов и  наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы – весеннего народного праздника. Особое внимание уделялось искусству костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки – все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Боголюбов, В.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью/ В.С. Боголюбов – М.: 2009. – 95с.

  1. Бухтоярова, И.В. Рынок туристических услуг – инструмент развития регионов/ И.В. Бухтоярова – СПб.: Грета, 2009. – 230 с.

  1. Васильев, K.C. Русские народные городские праздники и зрелища/ К.С. Васильев – М.: 2010. – 46 с.

  1. Грожковская, Л.Л. Карнавальный костюм, как национальный колорит / Л.Л. Грожковская – М.: 2009. – 67 с.

  1. Гулиев, H.A. Введение в специальность/ Е.В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2002. – 199 с.

  1. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: изд. Искусство/ Н.А. Дмитриева – М.: 2009. – 78 с.
  2. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов В.А. – Москва: Финансы и Статистика, 2008. – 321 с.
  1. Квартальнов, В.А. Туризм/ В.А. Квартальнов – М.: Финансы и статистика, 2009 – 335 с.

Информация о работе Карнавалы, как объекты туризма