Классификация и характеристика туристского снаряжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:14, реферат

Описание работы

Цель – выявить особенности летнего туристского снаряжения, его отличия от зимнего.
Предмет – особенности летнего туристского снаряжения.
Объект – туристское снаряжение
Задачи – рассмотреть классификацию и назначение туристского снаряжения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………..….…….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ
Определение туристского снаряжения………………..………………….4
Факторы, определяющие выбор туристом походного снаряжения…...6
Безопасность снаряжения…………………………………………………8
Эксплуатация и ремонт туристского снаряжения………………………15
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ
2.1. Классификация снаряжения……………………………………………….40
2.2. Характеристика личного летнего туристского снаряжения……..….……40
2.3. Характеристика группового снаряжения…………………………..…….55
2.4. Различия в составе зимнего и летнего снаряжения…………….….….…..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………...63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….….65

Файлы: 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Понятны, наконец, и самые серьезные последствия для туристов, если у группы нет страховочного, защитного и спасательного снаряжения или оно неудовлетворительного качества. Рассуждая теоретически, вообще нельзя совершить сколько-нибудь сложный водный поход без спасательных жилетов и средств, гарантирующих непотопляемость судов и любое путешествие — без укомплектованной всеми необходимыми средствами медицинской аптечки.

На практике получается иногда иначе. Отсутствие или малое количество некоторых видов туристского снаряжения в продаже или прокате толкает отдельных недисциплинированных людей на совершение путешествия негодными средствами и "большой кровью". Обычно такие группы состоят из новичков и идут по сравнительно простым маршрутам. Но ведь именно такие маршруты дают львиную долю происшествий.

Не следует, однако, искать причины травматизма только в отставании промышленного выпуска снаряжения от растущей потребности в нем. увеличение количества, улучшение качества, разнообразие ассортимента предметов технического оснащения еще не устранят несчастных случаев по вине снаряжения. Многое здесь будет зависеть от самих участников путешествий.

Во-первых, туристы должны предусмотреть, чтобы снаряжение в группе было комплектно и однотипно, чтобы одни его предметы соответствовали другим и допускали в аварийных условиях взаимозаменяемость. известно, что отлично действующие врозь походный примус и туристское плоское ведро нельзя применять вместе, ибо коэффициент их совместного полезного действия ничтожен. при использовании в группе разнотипных лодок участники будут растягиваться по маршруту. вместе с тем опасную ситуацию легко разрядить, если есть возможность заменить один вид снаряжения другим.

Во-вторых, в процессе подготовки к путешествию желательно специально приспособить снаряжение к конкретным условиям и опасностям маршрута, усилить его отдельные детали и узлы. Так, для водного путешествия, как правило, требуется проклеить оболочку байдарки по кильсону и нижнему поясу стрингеров резиновыми протекторами, сшить фартук (если его нет) и т.п. важно также тщательно проверить наличие резервных предметов материального обеспечения: ремонтного набора, запасных деталей, материала для починки оболочки и каркаса байдарки, аварийного резерва продуктов питания, спичек нельзя забывать, что отсутствие под рукой запасного снаряжения может поставить группу в угрожаемое положение так, если при поломке греби на плоту не окажется запасной, то авария на сложном участке реки может произойти в первые же секунды после происшествия. Жизненно необходимо для безопасности путешествия и вместе с тем сравнительно несложно самостоятельно изготовить защитно-спасательные технические средства. Многие туристы-водники с успехом используют самодельные жилеты и нагрудники из подкладных медицинских кругов, спасательные круги из автомобильных и пояса из велосипедных камер. Для удержания на плаву и защиты от ударов камнями и бревнами на бурных реках с недавнего времени стали применять самодельные защитно-спасательные комплекты, состоящие из пенопластовых спасжилетов, щитков для бедер и голени, шлемов, накладок на плечи, локти, колени. Чтобы сделать байдарки непотопляемыми, многие дооборудуют их самодельными воздушными емкостями (обычно резиновыми камерами).

Небольшие конструктивные доработки, применение новых материалов, улучшение качества предметов, прямо не связанных с безопасностью, на самом деле также снижают вероятность травматизма и заболеваний в походах. Так, применение самодельных пенопластовых циновок и поролоновых ковриков уменьшает опасность простудных заболеваний, а применение бахил (защитных чулок, надеваемых поверх ботинок) — обморожений.

Имеет значение даже простое изменение формы, материала или цвета предметов. Для примера остановимся на последнем. Яркая окраска отдельных предметов или привязанных к ним сигнальных шнуров предупреждает утерю вещей на маршруте. Кроме того, удачно подобранная расцветка одежды и снаряжения "веселит" глаз, отвлекает от путевых тягот, снижает утомляемость в условиях монотонного движения. одно дело однообразные грязно-зеленого тона робы, рюкзаки, спальные мешки и палатки, другое — когда снаряжение ярко и различно окрашено.

Выбор конкретного тона для снаряжения и одежды зависит от условий путешествия. Наиболее броски и вызывают непроизвольную концентрацию внимания как на белом фоне снега, так и на зеленом или сером фоне леса, поля, горного склона оранжевый и, в несколько меньшей степени, красный и желтый цвета. невольно останавливает взгляд чередование желтых и черных полос, что широко используется в предупредительных знаках (с помощью которых, по данным зарубежной печати, на отдельных промышленных предприятиях удалось сократить число несчастных случаев более чем на 50%). Такие контрастные и призывные цветовые решения нужны в первую очередь для тех предметов, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности (лавинные шнуры, спасательные жилеты).

Намного чаще, чем из-за технических недоделок, неукомплектованности или непродуманности различных мелочей в снаряжении, угроза травматизма создается из-за простой (правильнее сказать, преступной) небрежности — утери топоров или спичек, утопления ведер, прожигания спальных мешков и палаток, порчи одежды и, особенно, обуви при неумелой сушке у костра.

Иногда причиной несчастного случая оказывается использование снаряжения не по назначению и не в тех условиях и режимах, на которые оно было рассчитано.

Таким образом, оценивая роль снаряжения в травматизме, можно отметить, что большинство мероприятий, направленных на снижение опасностей, связанных с техникой, в настоящее время зависит от инициативы и желания самих участников путешествий. Вместе с тем ясно, что в перспективе все больше проблем специального материального оснащения туризма будет переходить из сферы туристского технического творчества и "самообслуживания" на широкую промышленную основу.

При конструировании новых защитных и страховочных приспособлений нужно учитывать, что они должны быть максимально просты и удобны в употреблении. Чрезмерно тяжелые, неудобные, осложняющие движения спасательные жилеты, быстро запотевающие и утомляющие зрение солнцезащитные очки мешают туристу, и поэтому ими мало пользуются. Не годятся также приспособления, которые увеличивают число рабочих движений при преодолении препятствия, вызывают потерю времени и сил путешественников.

Уменьшению травматизма должно способствовать конструктивное улучшение уже выпускаемой промышленностью продукции, например туристской обуви. В частности, необходимо увеличить "сцепляемость" обуви с гладкими поверхностями (возможно, за счет глубокого рифления подошвы или за счет комбинированных триконей). Одновременно обувь должна допускать свободные движения пальцев и максимальную амплитуду сгиба ноги в вертикальной продольной плоскости.

Можно было бы бесконечно продолжать перечень требований к потребительским качествам туристского снаряжения и, вероятно, постепенно удовлетворять их. Однако бывают несчастные случаи, в которых одной из косвенных причин травматизма оказывается простое игнорирование имеющегося хорошего снаряжения, неиспользование заложенных в нем спасательно-защитных возможностей. 

Подобные факты не единичны. В одной трети актов разбора несчастных случаев в разной мере, но отмечаются ошибки пострадавших или их товарищей в использовании предметов снаряжения. Важно и другое: как экстремальные погодные условия практически никогда не бывают главной причиной несчастного случая, а лишь выявляют допущенные туристами недочеты в проведении путешествия, так и снаряжение служит лишь индикатором их готовности к встрече с опасностями.

Итак, нельзя одни виды снаряжения считать опасными, а другие — безопасными, поскольку эти качества находятся в прямой зависимости от правильности использования снаряжения. Кроме того, опасность надо понимать не только как возможность прямого отрицательного воздействия предмета (например, взрыв примуса), но и как увеличение риска путешествия при отсутствии или порче снаряжения.

Улучшение туристского снаряжения, применение страхующих и защитных устройств, конечно, уменьшит травматизм. Однако ясно и то, что процент несчастных случаев, где плохое состояние и неправильный подбор снаряжения служили бы основной причиной травматизма путешественников, невелик. Значительно чаще снаряжение должно фигурировать лишь как одно из второстепенных обстоятельств, способствующих созданию безопасной обстановки на маршруте.

 

 

1.4 Эксплуатация  и ремонт туристского снаряжения

Каждый вид  туристского снаряжения нуждается  в бережном отношении. От этого зависит  срок службы туристских изделий, внешний  вид, надежность в эксплуатации, а  порой и успех всего путешествия. Поэтому такие ответственные виды снаряжения, как палатки, рюкзаки, спальные мешки, обувь, одежда, а также лыжи, лодки, велосипеды и др. средства передвижения нуждаются в предпоходной профилактической подготовке, если снаряжение новое, или в ремонте, если снаряжение было в употреблении, в соблюдении правил эксплуатации, в своевременном профилактическом осмотре и ремонте во время путешествия и в послепоходном ремонте и подготовке к хранению.

 

Палатки.

Палатка – жилище туриста во время путешествия, защищающего его от холода, ветра, дождя и снега, комаров и мошки.

Подготавливая палатку к эксплуатации, необходимо учитывать сезон, климат и зональность  района путешествия. Путешествие в  безлесной зоне предъявляет повышенные требования к прочности растяжек, а также мест крепления растяжек к полотнищу. Если палатка не снабжена резиновыми амортизаторами в местах крепления растяжек, рекомендуется изготовить их самостоятельно, используя упругие жгуты эспандеров. При этом необходим набор легких и прочных разборных стоек и колышков. В водных и лыжных походах в качестве стоек можно, имея навык, использовать весла, лыжи и лыжные палки. В путешествиях в горах в качестве стоек можно использовать связанные ледорубы или альпенштоки, а вместо колышков камни. Перед длительным путешествием палатку необходимо испытать в походе выходного дня, устанавливая ее теми способами, которые предполагается использовать в путешествии. При этом, если есть сомнения в прочности растяжек, их необходимо заменить.

В первую очередь необходимо позаботиться о надежной водонепроницаемости крыши и пола палатки. Крыша должна образовывать козырьки над вертикальными стенками для защиты от косого дождя. При потере тканью водоотталкивающих свойств (в чем необходимо убедиться до похода) палатка пропитывается водоотталкивающим составом по следующему рецепту:

раствор I: 1 кг хозяйственного мыла на 10 л горячей воды; раствор II: 1 кг калийно-алюминиевых квасцов  на 10 л горячей воды.

Ткань вначале  вымачивают в растворе I, затем, слегка отжав, опускают на несколько часов в раствор II. Сушат в расправленном виде, не отжимая. Действие пропитки – один сезон.

Надежно защищает от влаги полиэтиленовая пленка, которую  можно стелить под палатки  и натягивать над крышей в качестве тента. При этом пленка не должна выступать из-под пола палатки. По коньку, кромкам и в местах крепления растяжек полиэтиленовый тент усиливается с помощью специальной липкой ленты, которой можно также соединять отдельные куски пленки (внахлест с перекроем) в полотнища необходимых размеров.

В местах крепления  оттяжек с помощью той же ленты  несложно образовать петли из 4-5 слоев  ленты для крепления амортизаторов  и растяжек.

Для защиты от кровососущих насекомых (комаров, мошки, гнуса, слепней  и проч.) вход и окна палатки, не снабженные сеткой, необходимо закрывать с помощью капроновой сетки. При этом полог на вход пришивается снаружи к передней стенке и свободно свисает до земли. Попасть в палатку можно, приподняв полог. Для уничтожения мелкой мошки полог следует обрызгать репеллентом.

В районах, где нет дождей (например, в Средней Азии) марлевый полог с полом из тонкого плотного материала может служить вместо палатки. Незаменим марлевый полог в южных районах, изобилующих кровососущими насекомыми (например, в дельте Волги).

Вес намокшей палатки увеличивается в два-три раза, поэтому намокшую палатку, по возможности, необходимо тщательно просушивать, а в водных походах упаковывать в водонепроницаемую упаковку.

Для теплоизоляции  пола палатки применяют коврики  или циновки из пёнополиэтилена.

Палатка переносится в чехле, причем перед укладкой в чехол ее необходимо просушить и скатать полом наружу. То же правило соблюдается при упаковке палатки в рюкзак без чехла.

При установке  палатки на открытом месте ее ставят входом в подветренную сторону или  ограждают стенками из камней (в горных путешествиях) или снежных кирпичей (в лыжных путешествиях). Для установки палатки выбирают ровную площадку, убирая все сучки и камни. В болотистой местности, если не удается найти площадку без кочек, на месте, где будет стоять палатка, срубаются верхушки кочек и укладываются в промежутках между ними. Площадка должна быть горизонтальной: даже небольшой уклон, особенно в сторону изголовья, мешает нормальному отдыху.

В лесной зоне оттяжки  крыши крепятся за деревья, при этом пол закрепляется после того, как растянут конек крыши.

В других случаях  установку палатки начинают с  закрепления пола, затем растягивают  крышу за колышки, камни или воткнутый  в грунт клювом ледоруб. А в  качестве стоек в горных путешествиях используют альпенштоки или связанные репшнурами ледорубы по высоте коньков крыши. Угловые оттяжки крыши растягивают вдвоем по диагоналям таким образом, чтобы материал стенок не морщило, а крыша не провисала.

Для защиты от дождевой воды, стекающей с крыши, вокруг палатки прокапывается ровик с отводной канавкой. Ширина и глубина ровика около 10 см, а расстояние его от стенки палатки должно быть минимальным (почти вплотную). После заката вход в палатку должен быть закрыт, чтобы вещи не отсырели от росы.

Информация о работе Классификация и характеристика туристского снаряжения